Как ТИКО-моделирование помогает в обучении детей и формировании основных навыков.
занимательные факты по конструированию, ручному труду

Завадская Татьяна Викторовна

Использование технологии ТИКО-моделирования отвечает всем этим требованиям. Включение в образовательный процесс конструктора, от которого невозможно оторваться, позволяет создать все условия для развития малыша: для формирования его личностных качеств, его социализации, раскрытия и развития творческого потенциала, овладения навыками сотрудничества и с ровесниками, и со взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko_modelirovanie.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как ТИКО-моделирование

помогает в обучении детей и формировании основных навыков. 

В детстве человек активно познает окружающий мир: выясняет, как он устроен, какую форму имеют предметы, как они меняются, из чего состоят. Любознательность, попытки экспериментировать, творить развивают ребенка, способствуют формированию его личности, характера, интеллектуальных способностей. Самая привычная и понятная для детворы деятельность – это игра. И она обладает мощным развивающим потенциалом. Лучшее тому подтверждение – эффект, который дает включение в учебно-воспитательный процесс в детском саду и в начальной школе технологии ТИКО-моделирования. 

Что такое ТИКО?

Аббревиатура ТИКО расшифровывается как трансформируемый игровой конструктор для обучения. Это игровое пособие представляет собой набор плоских пластмассовых фигур, которые можно соединять между собой при помощи шарниров. Детали имеют разную форму – могут быть треугольными, круглыми, квадратными и т. д. Из них можно собирать различные конструкции, в том числе объемные. 

Кусочки пластика, которые легко трансформируются в настоящий дом, ракету или автомобиль, являются простым и удобным тренажером для всестороннего развития ребят – и интеллектуального, и познавательного, и речевого, и социально-коммуникативного. Играя со своими сверстниками, дети обретают и тренируют навыки общения и взаимодействия, проявляют любопытство, пробуют самостоятельно сделать что-то новое, учатся анализировать, генерировать идеи, экспериментировать, делать выводы, совершают пусть небольшие, но такие важные для себя открытия. 

Новизна и креативность ТИКО-технологии состоит в том, что, играя в этот конструктор, ребенок наблюдает, как плоскость становится трехмерным пространством, а непонятная развертка вдруг превращается в куб, который легкими движениями руки вновь трансформируется в плоскую фигуру. Так естественным образом, в ненавязчивой форме юные строители знакомятся с геометрией и геометрическими фигурами, причем не только простыми – прямоугольниками, треугольниками, ромбами, трапециями, но и объемными – пирамидами, кубами, призмами. Еще один существенный плюс – бесконечное число вариаций, которые получаются из простейшего набора деталей. 

Технология ТИКО обретает особое значение в условиях ФГОС и широко используется и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школах. 

Какие задачи решает ТИКО?

Заинтересовать ребенка, стимулировать его познавательную деятельность – вот один из основных принципов, который сформулирован в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Для этого необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, создать благоприятные условия, в которых каждый ребенок будет не пассивным объектом, а субъектом – активным участником образовательного процесса, самостоятельно определяющим его содержание. 

Использование технологии ТИКО-моделирования отвечает всем этим требованиям. Включение в образовательный процесс конструктора, от которого невозможно оторваться, позволяет создать все условия для развития малыша: для формирования его личностных качеств, его социализации, раскрытия и развития творческого потенциала, овладения навыками сотрудничества и с ровесниками, и со взрослыми. 

Каковы же цели использования ТИКО-моделирования:

  • сформировать у дошкольников пространственные представления (о величине и форме окружающих предметов, об их цвете и расположении относительно друг друга, о том, как они двигаются, и т. д.);
  • развить способности к созидательному творчеству. 

Работа с трансформируемым конструктором помогает решить следующие задачи:

1) обучить базовым навыкам технического творчества (моделирования, конструирования и т. д.);

2) способствовать развитию сенсомоторных процессов (которые состоят в установлении связи между восприятием, анализом полученной информации, реакцией и коррекцией этой реакции), например, тренировкой глазомера; 

3) развивать высшие психические функции (внимание, речь, мышление, память, умение рассуждать логически, воображение);

4.)воспитать такие личностные качества, как любознательность, умение проявлять инициативу, целеустремленность, трудолюбие, умение решать логические задачи, умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми;

5) развить умение находить нестандартные решения задач, мыслить критически;

6) тренировать мелкую моторику;

7) стимулировать развитие обоих полушарий мозга;

8) дать детям представление о геометрических фигурах и телах, их особенностях. 

Таким образом, технологии ТИКО-моделирования помогают создать особую предметно-пространственную среду, которая способствует всестороннему развитию детей (и самых маленьких, и дошкольников, и младших школьников) в процессе сообразной их возрасту деятельности – коммуникативной, игровой, речевой, творческой, познавательной, физической. Ребята настолько концентрируются на самом процессе создания новой конструкции, вовлекаются в творчество, что незаметно для себя тренируют самодисциплину, настойчивость, целеустремленность и другие положительные качества. 

Что дает ребенку работа с ТИКО?

Сначала малыш подражает действиям взрослых, собирает простейшие фигурки, и руки его еще не очень послушны. Прикасаясь к предметам, он знакомится с ними на тактильном уровне, фиксирует их форму, размер, плотность или податливость – гамма ощущений постепенно обогащается, исследование мира и экспериментирование увлекают. Далее задачи усложняются – конструкции становятся более замысловатыми. Ребенок может возиться с конструктором часами – не уставая и не нуждаясь в помощниках или советчиках. 

Технологии ТИКО-моделирования помогают реализовывать главные учебно-воспитательные и образовательные задачи – в игре развиваются:

  1. Коммуникативные умения. Интересно строить что-то масштабное в компании ровесников-единомышленников, обсуждать идеи, договариваться, кто за что отвечает, анализировать, получается ли задуманное. 
  2. Организаторские и оценочные умения. Собрать команду, обозначить цель, к которой нужно стремиться, корректировать ход «проекта» и оценивать финальный результат – без хороших организаторских способностей не обойтись.
  3. Интеллектуальные умения. В большом количестве деталей непросто найти нужную, решить, куда ее прикрепить, в какой последовательности собирать условный дом или автомобиль. 
  4. Творческие умения. Нужно иметь хорошую фантазию, чтобы в плоских деталях разглядеть будущую конструкцию и воплотить свои идеи в жизнь. 

Обычная детская игра превращается в исследование, эксперимент, который будет иметь вполне реальный результат. 

Возможности использования конструктора.

Наборы ТИКО-конструктора настолько универсальны, что направления их использования могут быть самыми разными:

  • Театральные постановки. Легкие, но при этом прочные детали помогут соорудить красочные декорации или станут элементами костюма персонажей. 
  • Подвижные игры и спортивные состязания. Из деталей ТИКО можно сконструировать пьедестал почета, обозначить скамейки для запасных или болельщиков разных команд. 
  • Творчество. Из плоских геометрических фигур можно собрать необычные орнаменты, выложить надписи. 
  • Игра. Конструктор можно использовать в качестве строительного материала, чтобы собрать мебель, предметы кукольного интерьера, автомобиль или домик для собаки. 

Разным конфигурациям ТИКО найдется применение и в учебной, и в игровой деятельности ребят. Из букв, которые входят в набор «Эрудит», можно составлять слова и фразы. «Арифметика» пригодится, чтобы упражняться в сложении и вычитании, а в «Геометрии» можно найти детали, из которых получатся затейливые фигуры. 

Играя, дети знакомятся с основами серьезных наук, развивают воображение, логическое и пространственное мышление, а значит, в будущем им будет гораздо проще разбираться в сложных схемах, планах, чертежах и т. д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет

Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....

Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет

Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....

Планирование обучения детей старшей группы трудовым навыкам

Материал поможет воспитателям планировать работу по обучению  детей старшей группы   коллективному хозяйственно-бытовому труду и труду в природе....

Консультация для родителей на тему: «Формирование основных навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать....

Консультация для родителей "Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков у детей с ОИН"

В консультации изложено, как поэтапно обучать  детей с ОИН самообслуживанию и формировать у них трудовые навыки....

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....