Кружок по конструированию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок по конструированию младший возраст | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальноеавтономное дошкольноеобразовательноеучреждение
города Новосибирска «Детский сад №53»
Кружок по конструированию во второй младшей группе «Ромашка»
«Мастерята»
Разработала:
Воспитатель Кондрашова В.В.
Новосибирск 2022
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………….3
1.1 Направленность работы……………………….........................................4
1.2 Актуальность ……………………………………………………………. 4
1.3 Цель и задачи ……………………………………………………….……5
1.4 Срок и режим реализации плана работы………………………………..6
1.5 Структура организации образовательных мероприятий…………….... 6
1.6 Ожидаемые результаты…………………………………………………..7
1.7 Формы подведения итогов по реализации плана работы……………...7
2.Содержание плана работы кружка…………………...................7
2.1 Календарно-тематическое планирование …………………………...….8
2.2 Контроль и учёт результатов освоения кружковой работы……………13
Список литературы…………………….……………………………..……….14
Приложения
- Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться). Природный и бросовый материалы интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.
Работа с бросовым материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бросового и природного материала. Рука ребенка приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь. Желательно использовать разнообразные виды коллективных работ для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Результаты своего труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую поделку они берутся все с большим эмоциональным подъемом.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с природным и бросовым материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Направленность работы
Программа направлена на формирование навыков работы с природными и бросовыми материалами детей младшего дошкольного возраста в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.
Программа кружка ставит перед собой задачи не только формировать эстетический и художественный вкус; обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами, но и развивать образное мышление, творческие способности, творческую активность и воображение у воспитанников. Педагогическая целесообразность обусловлена оптимальным сочетанием традиционных и инновационных подходов к обучению детей, стимулирующих потенциальные возможности детской фантазии.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Вариативность обучения с учетом возраста;
- Использование заданий развивающего характера;
- Возможность реализовать себя детям разных способностей.
1.2 Актуальность
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у него формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
1.3Цель и задачи программы кружка
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Обучать способам конструирования из природного и бросового материала,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
Обучать умению ориентироваться на листе бумаги, картона;
Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
Развивающие:
Развивать умение создавать конструкцию по образцу, словесной инструкции.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Воспитательные:
Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Воспитывать умение доводить начатое дело до завершения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках темы, а также в обосновании того, что использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности имеет большое значение для развития предпосылок творческого развития детей.
Практическая значимость результатов кружка заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
1.4Срок и режим реализации плана работы
Количество занятий в год- 15
Режим проведения занятий - два раза в месяц
Продолжительность занятия – 15 минут
Время проведения занятий – вторник 16:00
- Структура организации образовательных мероприятий
Работа над планом кружка строится в три этапа:
1 этап – подготовительный
- Постановка цели и задач, содержания кружка.
-Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации программы кружка.
- Организация игрового взаимодействия.
-Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей выявление интереса и уровня знаний детей по теме кружка.
- Согласование с родителями.
2 этап - практический
Выполнение задач кружка через практическую деятельность детей и родителей.
3 этап – заключительный
Обобщение результатов работы, их анализ, на основе мониторинга полученных знаний, умений, навыков. Формулировка выводов.
При организации кружковой деятельности планируется использовать следующие методы:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Структура построения занятия.
Вводная часть.
– знакомство детей с разнообразием природного материала и его сбором.
Основная часть.
1. Теоретический раздел:
–Рассказ о технике и особенности декоративно – прикладного искусства;
–история происхождения видов искусства;
–показ иллюстраций и объяснение педагога.
2. Практический раздел:
–Показ образца поделки педагогом;
–изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
3.Заключительная часть.
–Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Работа с родителями.
При организации взаимодействия с семьями воспитанников планируется использовать следующие формы работы:
- Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей 3-4лет», «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом», «Мастерим вместе с детьми».
- Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
-Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Мы умеем мастерить».
- Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы кружка его участники смогут:
- Дети
- Повысить уровень:
- познавательной заинтересованности,
- художественно - творческого развития;
- формирующиеся задатки творческих способностей.
- Расширить представления о некоторых природных и бросовых материалах и их свойствах;
- Научиться взаимодействовать в продуктивных видах деятельности с взрослыми (родители, педагоги).
- Родители
- Повысить компетентность в вопросах использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности с детьми;
- Проявить готовность к творческому сотрудничеству с ДОУ, через эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
- Формы подведения итогов по реализации плана работы
В ходе реализации программы кружка планируются следующие практические выходы:
- Ознакомление родителей с содержанием программы кружка в дистанционном режиме.
- Выставки детских поделок в группе.
- Участие в конкурсах ДОУ, интернет ресурсах.
- Мастер-класс для педагогов детского сада по реализации кружка.
- Отчет педагога о реализации программы кружка.
- Содержание плана работы кружка
2.1.Календарно-тематическое планирование работы с детьми
на 2022- 2023 учебный год
Таблица 1
Месяц | Тема | Задачи | Материал | Участники | |||||
Сентябрь | Проведение мониторинга. Сбор природного и бросового материала. | Выявление уровня развития мелкой моторики рук; уровня конструктивных навыков детей. Обогащение развивающей среды. | Листья, плоды, шишки, яйца от киндеров, трубочки, коробочки и т.д. | Руководитель, родители и дети | |||||
Октябрь | «Осеннее дерево» | Учить детей прикреплять к пластилиновой основе в виде кроны дерева пуговицы (листья). Уточнить и закрепить знания цвета. Развивать творческие способности детей. | Бумажная втулка, силуэт кроны дерева, пластилин, пуговицы. | Руководитель и дети | |||||
«Мухоморы» | Создание образа грибочка в сотворчестве с педагогом. Развивать мелкую моторику рук, воображения. | Скорлупа грецкого ореха, пластилин, гуашь красная, белая, ветки дерева. | Дети и руководитель группы | ||||||
Ноябрь | «Сова» | Продолжать учить детей действовать по показу. Учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией. Закреплять навыки работы с различными материалами. | Круг из картона, шаблоны глаз, клюва, ушей, осенние листья, клей. | Руководитель и дети | |||||
Коллективная работа «Осенний пейзаж» | Закрепить навыки использования природного материала в изготовлении коллективной работы | Различный природный материал: листья, ветки, мох и др. | Руководитель и дети | ||||||
Декабрь | «Снегирь» | Сформировать знания у детей по технологии изображения птиц из бросового материала. Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. | Шаблон силуэта птицы из чёрного картона, ватные диски, краски, клей, нитки. | Руководитель и дети | |||||
«Ёлочка» | Показать детям возможность получения изображения с помощью природного материала. Развивать воображение, творчество. | Шишки, гуашь белого, зелёного цвета. Бусинки для украшения, вата. | Руководитель и дети | ||||||
Январь | «Заяц на лыжах» | Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения деталями до создания выразительного образа. | Ватные палочки, белые капсулы от киндера, палочки от мороженного пластилин. | Руководитель и дети | |||||
«Снеговик» | Формировать навыки аккуратного обращения с материалом для создания поделки. Развивать мелкую моторику, желание доводить начатое дело до конца. | Палочка от мороженного, ватные диски, клей, глазки, пуговицы | Руководитель и дети | ||||||
Февраль | «Самолёт для папы» | Учить детей передавать образ самолёта. Показать детям возможность совмещения видов материала в одной композиции. Развивать воображение, творческие способности. | Прищепка, палочки от мороженного, клей. | Руководитель и дети | |||||
«Кораблик» | Учить сочетать в работе природный материал и пластилин. Воспитывать аккуратность. | Скорлупа грецкого ореха, пластилин, зубочистка, парус из бумаги | Руководитель и дети | ||||||
Март | «Цветочек для мамы» | Учить детей действовать по поэтапному показу- скреплять детали между собой в определённом порядке; развивать мелкую моторику. | Яичный лоток, пластилин, коктейльная трубочка, шаблон цветка из бумаги. | Руководитель и дети | |||||
«Черепаха» | Формировать знания детей по технологии изготовления черепахи из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. Развивать эстетическое восприятие. | Скорлупа грецкого ореха, фисташек, пластилин. | Руководитель и дети | ||||||
Апрель | «Гусеница» | Формировать знания детей по технологии изготовления гусеницы из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. | Картонные лотки для яиц, гуашь, зубочистки или трубочки коктейльные. | Руководитель и дети | |||||
«Цыплёнок в скорлупе» | Продолжать учить детей действовать по поэтапному показу- скреплять детали между собой в определённом порядке; развивать мелкую моторику, сюжетно-игровой замысел. | Картон белого и желтого цвета, глазки. | Руководитель и дети | ||||||
Май | «Пчёлка на полянке» | Учить сочетать в работе бросовый материал и пластилин. Показать детям возможность совмещения видов материала в одной композиции. | Капсулы от киндера желтого цвета, пластилин, заготовки крыльев из бумаги, основа. | Руководитель и дети | |||||
Проведение мониторинга. Подведение итогов работы кружка. | Выявление уровня освоения приёмов использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности, развития мелкой моторики, координации движений рук. | Руководитель кружка |
Список литературы
- Гульянц Э. К., Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 2004г.;
- Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов/Н.Ю. Дмитриева.-РИПОЛ классик, 2010г.
- Зайцев В.Б. Поделки из шишек/В.Б. Зайцев.- РИПОЛ классик, 2011г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры - Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.
- Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по конструированию "Мастерята" во второй младшей группе
Цель - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельностиЗадачи:· Подводить детей к простейшему анализу созданных построек...
Кружок «Лего-конструирование»
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...
Кружок Лего-конструирования во второй младшей группе
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...
Кружок по конструированию "Юные инженеры"
Рабочая программа работы кружка по контсруированию "Юные инженеры"...
кружок "ЛЕГО" конструирование
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные...
Кружок «Лего-конструирование»
Кружок «Лего-конструирование»....
Кружок "Лего-конструирование
Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/....