Кружок "Лего-конструирование
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.09 КБ |
![]() | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Программа кружка «Лего-конструирование» в старшей группе
на 2021-2022 учебный год
Составил: воспитатель
Томм Елена Александровна
п.Унъюган
Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 октября и заканчивается 13 мая.В первый год обучения – 1 раз в неделю по 25-30 мин., во второй год обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
Новизна:
Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа рассчитана на детей старшей – подготовительной группы (5-7 лет), в период с 01.10.2021 – 13.05.2022 уч.год.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 25 минут.
Работа с воспитателями и родителями
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Анкета для родителей «Значение Lego конструирования для детей» | Сентябрь |
2 | Информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий» | Октябрь |
3 | Консультация для родителей: «Выбираем конструктор для ребенка» | Ноябрь |
4 | Лего – турнир среди детей старшего дошкольного возраста | Декабрь |
5 | Консультация для педагогов: «Лего-конструирование в детском саду» | Январь |
6 | Создание «копилки» пальчиковых игр на занятиях по Легоконструированию. | Февраль |
7 | Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей. | Март |
8 | Родительское собрание на тему: «Мои первые успехи - Lego» | Апрель |
9 | Оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!» | Май |
Перспективное планирование на 2021-2022 учебный год.
Месяц | Тема | Цель/задачи | Форма организации |
Октябрь | 1 неделя «В гостях у ЛЕГО» | - Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности; -Закрепление названий деталей, -Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | Групповая |
2 неделя «А у нас во дворе» | -Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность | Групповая | |
3 неделя «ЛЕГО – мозайка» | - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. | Подгрупповая | |
4 неделя «Разные домики» | -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. | Подгрупповая | |
Ноябрь | 1 неделя «Беседка» | 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. | Подгрупповая |
2 неделя Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» | - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. | Подгрупповая | |
3 неделя Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки. - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Индивидуальная | |
4 неделя «Домашние животные» (собака, кошка, овца) | - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. | Подгрупповая | |
Декабрь | 1 неделя Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Групповая |
2 неделя «Ёлка новогодняя» | -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать Праздничное, предновогоднее настроение | Групповая | |
3 неделя «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» | - Продолжать знакомить с символами Нового года в России, - Учит строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать праздничное, предновогоднее настроение | Групповая | |
Январь | 1 неделя «Водный транспорт» (катер, пароход) | - Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). | Групповая |
2 неделя Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). | - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. | Групповая | |
3 неделя Светофор, регулировщик | - Закреплять знания о светофоре, - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Групповая | |
Февраль | 1 неделя «Самолет» | - Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO | Подгрупповая |
2 неделя «Аквариум» | - Познакомить с обитателями аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. | Подгрупповая | |
3 неделя Лего-мозаика «Танк в подарок папе» | - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. | Индивидуальная | |
4 неделя Мозаика «Бабочка» | - Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок. | Подгрупповая | |
Март | 1 неделя «Цветок для мамы» | - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. | Индивидуальная |
2 неделя Конструирование по замыслу | -Закреплять полученные навыки, - Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Индивидуальная | |
3 неделя «Моя улица» | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. | Групповая | |
4 неделя «Животные на ферме» | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. | Групповая | |
Апрель | 1 неделя «Мы построим новый дом» | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО | Групповая |
2 неделя «Космическая ракета к взлету готова» | - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. | Групповая | |
3 неделя Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | Подгрупповая | |
4 неделя «Пожарная часть» | - Рассказать о профессии пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. | Групповая | |
Май | 1 неделя Коллективный проект «Парад Победы» | - Познакомить с историей праздника 9 мая, - Учить конструировать военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. | Групповая |
2 неделя Заключительное занятие. | - Подготовить легокабинет к новому учебному году -Рассматривание альбома фотографий с постройками - Подведение итогов за учебный год | Групповая |
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
- Федеральные государственные требования дошкольного обучения
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Перспективный план работы кружка
«Лего-конструирование» в старшей группе
на 2021-2022 учебный год.
Составил: воспитатель
Томм Елена Александровна
п.Унъюган.
Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/.
Первое полугодие:
- Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
- Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
- Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- Продолжать знакомить с новыми деталями
- Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
- Учить работать с мелкими деталями
- Создавать более сложные постройки
- Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
- Учить рассказывать о постройке других воспитанников
- Самостоятельно распределять обязанности
- Учить помогать товарищам в трудную минуту
- Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
- Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
- Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
- Развивать творческую активность
- Навыки межличностного общения и коллективного творчества
- Способности к анализу и планированию деятельности
- Интерес к лего-конструктору
- Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
- Конструирование по условиям (4)
- Конструирование по замыслу (8)
- Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
- На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
- Основные формы занятий:
- Моделирование по схеме, замыслу, образцу
Работа над проектами (второе полугодие):
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
- Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
- Заключительный: вывод о проделавнной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | Тема | Цель/задачи | Форма организации |
Октябрь | 1 неделя «В гостях у ЛЕГО» | - Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности; -Закрепление названий деталей, -Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | Групповая |
2 неделя «А у нас во дворе» | -Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность | Групповая | |
3 неделя «ЛЕГО – мозайка» | - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. | Подгрупповая | |
4 неделя «Разные домики» | -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. | Подгрупповая | |
Ноябрь | 1 неделя «Беседка» | 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. | Подгрупповая |
2 неделя Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» | - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. | Подгрупповая | |
3 неделя Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки. - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Индивидуальная | |
4 неделя «Домашние животные» (собака, кошка, овца) | - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. | Подгрупповая | |
Декабрь | 1 неделя Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Групповая |
2 неделя «Ёлка новогодняя» | -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать Праздничное, предновогоднее настроение | Групповая | |
3 неделя «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» | - Продолжать знакомить с символами Нового года в России, - Учит строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать праздничное, предновогоднее настроение | Групповая | |
Январь | 1 неделя «Водный транспорт» (катер, пароход) | - Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). | Групповая |
2 неделя Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). | - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. | Групповая | |
3 неделя Светофор, регулировщик | - Закреплять знания о светофоре, - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Групповая | |
Февраль | 1 неделя «Самолет» | - Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO | Подгрупповая |
2 неделя «Аквариум» | - Познакомить с обитателями аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. | Подгрупповая | |
3 неделя Лего-мозаика «Танк в подарок папе» | - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. | Индивидуальная | |
4 неделя Мозаика «Бабочка» | - Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок. | Подгрупповая | |
Март | 1 неделя «Цветок для мамы» | - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. | Индивидуальная |
2 неделя Конструирование по замыслу | -Закреплять полученные навыки, - Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Индивидуальная | |
3 неделя «Моя улица» | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. | Групповая | |
4 неделя «Животные на ферме» | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. | Групповая | |
Апрель | 1 неделя «Мы построим новый дом» | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО | Групповая |
2 неделя «Космическая ракета к взлету готова» | - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. | Групповая | |
3 неделя Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | Подгрупповая | |
4 неделя «Пожарная часть» | - Рассказать о профессии пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. | Групповая | |
Май | 1 неделя Коллективный проект «Парад Победы» | - Познакомить с историей праздника 9 мая, - Учить конструировать военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. | Групповая |
2 неделя Заключительное занятие. | - Подготовить легокабинет к новому учебному году -Рассматривание альбома фотографий с постройками - Подведение итогов за учебный год | Групповая |
Список литературы:
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
- Федеральные государственные требования дошкольного обучения
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa