Волшебный квадрат
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Благодатным материалом для развития художественно-конструкторских способностей является техника оригами. Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_kvadrat.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №125»
Подготовила: Сулеева Т.Н.
Каждый будет очень рад
Смастерить такой квадрат.
Он основа для игрушек.
Разных масок, кошек, хрюшек.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный Участники проекта: (Воспитатель, дети среднего дошкольного возраста, родители).
Актуальность темы: Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Благодатным материалом для развития художественно-конструкторских способностей является техника оригами. Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур. Развивающий потенциал оригами высок -отличный способ развить логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, а также наблюдательность, усидчивость.
Творчество, значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие. (Мэри Лу Кук).
Учит различным приёмам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание).
Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции, совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно сочетать со всеми видами деятельности: занятиями по развитию речи, математике, театрализованной деятельностью, по окружающему миру. Оригами имеет успокаивающий эффект и развивает усидчивость и возможности концентрации. Оригами, в первую очередь, это игровая технология, это бумажный конструктор, который формирует устойчивый интерес к занятию. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать, знакомит на практике с геометрическими фигурами.
Цель проекта: Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Задачи:
1.Познакомить детей с японским искусством оригами, с базовыми формами. 2. Обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
3. Закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, приемам обработки бумаги (складывать, склеивать).
4. Развивать логическое и творческое мышление мелкую моторику интерес к конструктивной деятельности.
5. Использовать свои поделки в самостоятельных играх.
6.Формировать культуру труда.
Предполагаемые результаты:
Сформированность творческих способностей у детей. Дети научатся изготавливать поделки, фигурки различных животных, в технике оригами, использовать их в дальнейшем играх и других ситуациях.
Научатся ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по -разному;
Знать математические отношения: цвет, форма, размер;
Будет изучена соответствующая литература, созданы разные изделия из бумаги, сделаны выводы.
Подготовительный этап:
1.Определение темы проекта.
2.Постановка цели и задач проекта.
3.Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
4.Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
5.Просмотр презентации "Откуда появилась бумага
6.Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
7. Изготовить схемы базовых форм
8.Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте» 9.Просмотр презентации «Базовые формы оригами». 10.Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности
Анкетирование: «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»
Эксперименты с бумагой.
Основной: 1.Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. 2.Знакомство с техникой изготовления оригами. 3.Занятия по конструированию из бумаги (оригами).
Д/и.«Составь узор»,«Что бывает из бумаги» , «Бывает – не бывает».
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: учет личностных, возрастных особенностей детей; - принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательно-образовательной работы и видами детской деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной, продуктивной, трудовой, двигательной, чтением художественной литературы, художественным творчеством, музыкой.
В ходе подготовительного этапа работы над проектом в группе были созданы все
условия для успешного решения поставленных задач. В рамках основного этапа проекта провели вводное занятие «Путешествие в Картонное царство, Бумажное государство». Цель данного занятия – ввести детей в сказочный мир оригами, вызвать интерес и желание мастерить поделки из бумаги
своими руками. На вводном занятии познакомили детей с историей оригами, была показана презентация «Оригами чудеса», которая вызвала живой отклик у детей. Для успешного обучения изготовлению игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы). Очень важно научить детей складывать базовые формы. Обучение складыванию базовых форм в дальнейшем закреплялось индивидуально с каждым ребенком. В дальнейшем это
облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети знали названия базовых форм и самостоятельно их делали. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Мы учим детей оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть
понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Познакомили детей с правилами оригамистов, объяснили, что выполнение этих правил поможет им при изготовлении поделок.
На втором занятии познакомили детей с пооперационными картами: На листе бумаги показана вся последовательность изготовления фигурки. Традиционная форма оригами имеет в своей основе квадратный лист бумаги Важно несколько раз не спеша показать и разобрать последовательность действий. На данном занятии детям было предложено сделать самолетик, используя
пооперационную карту. Для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
- знакомство с образцом готовой игрушки:
- анализ пооперационной карты:
- одновременное складывание игрушек:
- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ
сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности – учебно - познавательной, игровой, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой. Вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т.к. прослеживается связь образовательных областей.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание
стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят,
легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь,
развивая образное мышление.
На занятиях с дошкольниками часто используем загадки, которые, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, когда при угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации становятся фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т.п.), а отгадку дети отыскивают из имеющегося набора таких фигурок.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
Беседы с родителями о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка,
Папка-передвижка «Поделки в технике оригами» подбор книг по оригами
Игровая: Сюжетно – ролевые игры: ”, “Зоопарк”, “Дом”, «В деревне» Д/и: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Где чей дом?”,“Зоопарк”.Пальчиковые игры: “Собачка”, “Кошечка”, «Лисичка-сестричка», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь». Словесные игры «Подбери слово», «Бывает- не бывает», «Про что сочиним». Учебно – познавательнаядеятельность «Путешествие в Картонное царство бумажное государство»–ознакомительное тематическое занятие с изготовлением поделки «самолетик».“Оригами чудеса ” – тематическое занятие с просмотром презентации об истории оригами, знакомство с базовыми формами оригами. «Ожившая сказка» - изготовление поделок к сказкам «Репка, «Заюшкина избушка», используя пооперационные карты. Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время. Художественно – речевая деятельность: Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, стихи о животных. Заучивание стихов о животных. Рассказывание сказок «Репка», «Заюшкна избушка», пересказ по ролям. Рассматривание иллюстраций по темам занятий, к сказкам и беседа по ним, характеристика животных- героев сказок. Рассказы о животных, используя свою поделку Рисование ледяного и лубяного домиков по сказке «Заюшкина избушка». Рисование «Мой любимый герой сказки». Организация деятельности с родителями: «Роль оригами в развитии детей» Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома. Буклет на тему: Волшебство бумажных фигур. В результате проведенной деятельности по оригами можно сделать вывод: Дети усвоили основные геометрические понятия, а также базовые формы оригами. У детей произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук и глазомера, что, несомненно, пригодится им в будущем на занятиях в школе. Они научились создавать изделия, выполненные в технике оригами. Сформировали художественный вкус, творческие способности и фантазии и творческий подход к выполнению работы. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (ЭКСПЕРИМЕНТЫ)
Эксперимент 1: Зависит ли чёткость фигурки от цвета бумаги? Цвета Название поделки Результат: Зелёный Лягушка Поделка чёткая, выразительная Розовый Поросёнок Поделка чёткая, выразительная Чёрный Летучая мышь Поделка чёткая, выразительная Вывод: Чёткость фигурки не зависит от яркости цвета бумаги. Все фигурки получились чёткими, выразительными. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии. Эксперимент 2: Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами? Тип бумаги Как сгибается Результат Картон Сгибается тяжело Поделка не получится Цветная бумага Сгибается легко Поделка получится яркая Бумага для ксерокопий Сгибается легко Поделка получится Вывод: Поделку можно делать из любой бумаги, кроме картона, но лучше всего подходит бумага для ксерокопий.
Д/и. «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
Дидактическая игра: «Что бывает из бумаги» Дети перечисляют предметы, сделанные из бумаги. Скажите, ребята, а могут ли все предметы быть бумажные? Могут ли бумажными быть дома? А машины? А одежда? А из чего шьют одежду? А почему одежда не бывает из бумаги? А из чего строят дома? А почему не бывает домов из бумаги? А какая бумага?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Волшебный квадрат".
Творческий проект "Волшебный квадрат"- использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....
Кружок "Волшебный квадрат"
Кружок "Волшебный квадрат" предусмотрен для детей старшей и подготовительной группы. Целью которого является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе при...
конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие с Волшебным квадратом"
Данный конспект был проведен на районном конкурсе "Воспитатель года - 2012". Главный герой - Волшебный квадрат - простой лист бумаги, который приглашает детей в путешествие по стране Оригами. Детей жд...
Дидактическая игра "Волшебные квадраты"
Дидактическая игра "Волшебные квадраты" для детей разного возраста, каждый ребенок найдет то, что ему по душе.Вид игры: настольно-печатная, логико-математическая.Цель- вызвать интереск свободному прос...
«ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО КВАДРАТА»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развит...
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
Дополнительная образовательная программа оригами...
Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."
Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...