Сценарий игровой ситуации для формирования у детей (5-6 лет) пропедевтических представлений об элементах деятельности инженера
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Тема: «Я б в инженеры пошел, пусть меня научат»
Цель: формируем у детей первичные представления об элементах деятельности инженера. Систематизируем знания детей об основных частях самолета и его предназначении. Развиваем логическое мышление, умение выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему, познавательные способности, умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творческое воображение. Воспитываем интерес, уважение - к профессии инженера- конструктора. Обогащаем словарный запас новыми словами авиаконструктор, фюзеляж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inzhenernoe_myshlenie.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игровой ситуации для формирования у детей (5-6 лет) пропедевтических представлений об элементах деятельности инженера
Тема: «Я б в инженеры пошел, пусть меня научат»
Цель: формируем у детей первичные представления об элементах деятельности инженера. Систематизируем знания детей об основных частях самолета и его предназначении. Развиваем логическое мышление, умение выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему, познавательные способности, умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творческое воображение. Воспитываем интерес, уважение - к профессии инженера- конструктора. Обогащаем словарный запас новыми словами авиаконструктор, фюзеляж.
Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем Быть» рассматривание картинок, альбомов с изображением различных - инженерных конструкций в том числе разных конструкций самолетов. Беседа на тему о профессии инженер-конструктор, игра – конструирование из счетных палочек (с изменением конструкции путем преставления палочек).
Материалы: Логические блоки Дьенеша, счетные палочки, схема для конструирования самолета, с символами свойств. Таблица с записанными головоломками из счетных палочек. Плакат с изображениями геометрических – человечков, для игры «кого не хватает»
Ход игровой ситуации
Ввод в игровую ситуацию: Воспитатель показывает детям письмо и говорит, что это письмо пришло для детей д\с, группы «Сказка». Воспитатель вскрывает письмо и читает детям. В письме, к детям обращается летчик - с его самолетом произошла аварийная ситуация. Он просит детей помочь ему сконструировать новый самолет.
Воспитатель спрашивает у детей;
Как называется профессия человека, который конструирует самолеты?
Читает детям стихотворение;
Конструктор
Всю технику людям земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертеж.
В нем польза и силы не счесть
Сумей его только прочесть. А. Павлов
Далее детям задаются вопросы
- Что может конструировать инженер?
- Где они работают?
- Что нужно сделать конструктору, прежде чем он соберет свое изобретение?
С помощью вопросов воспитатель подводит детей к выводу о том, что инженеры конструируют различную технику, инженерные конструкции. Работают в разных областях промышленности, принимают участие в строительстве домов, в мебельном производстве и при создании различной техники и. т. д.
Прежде чем создать свое изобретения. Сначала возникает идея- мысль, о том, что хочет изобрести инженер? Для чего это будет предназначено, зачем это нужно и какую функцию будет нести. Из каких составных частей, и деталей будет состоять, где и какие будут крепления, какой будет использоваться материал, последовательность сборки конструкции. Как это изобретение будет работать. Учитывая все эти условия, инженер черти чертеж. И конечно же, инженер должен уметь понимать, читать чертежи. Далее, по чертежам инженера собирается то или иное изобретение.
Развитие игровой ситуации: но прежде, чем мы начнем конструировать самолет летчик хочет вас проверить, на сколько вы внимательны, сообразительны, находчивы, и умеете разбираться в схемах.
Проводится игра «Кого не хватает» Цель: Развитие памяти, логического мышления, умения анализировать. Воспитатель показывает плакат (приложение №2) с геометрическими человечками и просит детей определить какого человечка не хватает?
Затем проводится игра головоломка. Цель: Развитие аналитической деятельности. Условия зарисовываются на доске, дети собирают фигуры из палочек на полу. Решать головоломки нужно не методом проб и ошибок, а путем мыслительного анализа, поискового подхода, предложения и обоснования его. см Приложение №5 (рисунок 12) (Для проведения игры выбирается 1 вариант из четырёх)
Переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону (рисунок 12а)
В фигуре похожей на стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника (рисунок 12б).
В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата ( рис.12в)
Переложить 2 палочки так, чтобы корова « смотрела» в другую сторону ( рис. 12г)
Далее проводится игра с таблицей.
Цель: развиваем умение ориентироваться на плоскости верх, низ, право, лево, умение соотносить отдельные части между собой, объединять их в одно целое.
Детям предлагаются 3 таблицы, разделенные на 4 поля, в каждой разделенной части таблицы изображена часть предмета, задача детей объединить все части в одно целое, соблюдая последовательность и место расположение отдельной части этого предмета. Приложение № 4
Физ. минутка
Самолетик загудел (дети сгибают руки в локтях и вращают ими перед грудью)
Самолетик полетел (расставляют прямые руки в стороны и показывают, как летят самолеты)
На поляну тихо сел, (приседают, руки кладут на колени)
А потом вновь полетел. (вновь показывают, как летит самолет)
Переходим к конструированию самолета. Цель: развиваем конструктивные способности. Умение собирать целый объект, из геометрических фигур, умение ориентироваться и читать карточки с символами свойств блока Дьенеша. Предпосылки инженерного мышления. Творческое воображение при конструирование отдельных частей модели самолета. Воспитатель вместе с детьми уточняет составные части самолета, основываясь на картинку: корпус-фюзеляж, нос-острая передняя часть, чтобы самолет мог летать, обязательно ест хвост и крылья.
После детям предлагаются для конструирования блоки Дьенеша, карточки (игровое поле) для конструирования самолета с нанесенными на него символами свойств, (приложение № 3) дети- ориентируясь на эти символы собирают корпус самолета, крылья, хвост дети конструируют по своему воображению и фантазии.
Итог игровой ситуации: Воспитатель с детьми рассматривают и обсуждают все собранные конструкции, у кого какие получились хвост, крылья? Все ли получилось ка задумывалось? Кому какой самолет нравится? Дети объясняют свои постройки. Обыгрывание конструкций. Сюжетно ролевая игра «Аэропорт»
Рекомендации: Конструирование самолетов из бумаги, конструирование из деревянного конструктора, конструирование по замыслу из палочек Кюизенера, конструирование из лего-конструктора, конструирование из кубиков Никитина.
Литература: Математика от3 до 7. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. Давайте вместе поиграем. Н.О. Лелявина. Б.Б. Финкельштейн. Математика до школы. Р.А. Непомнящая. З.А. Михайлова.
Приложение 1 Приложение 2
Приложение 3 Приложение 4
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность в виде игровой ситуации по формированию у детей элементарных математических представлений.
Игровая ситуация "Путешествие по сказкам"....
Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....
Сценарий игрового досуга по формированию у детей основ пожарной безопасности «Мы - пожарные»
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольни...
Образовательная деятельность с игровыми ситуациями по формированию элементарных математических представлений "Прогулка в сказочный лес"
Закрепить значение итогового числа, полученного в результат , счета в пределах 3,отвечать на вопрос « Сколько» ,пражнять в умении определять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, ов...
Сценарий игровой ситуации с элементами опытно-экспериментальной деятельности "Приключение Капитошки"
конспект занятия...
Элементы игровых ситуаций по формированию элементарных математических представлений
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формироватьумение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять...