Кружок "Золотые ручки"
материал по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий Г.А. Пупченкова
приказ от ________________
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
учителя - дефектолога (тифлопедагога)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 7» города Смоленска
на 2022 - 2023 учебный год
.
учитель - дефектолог: Таршина О.И.
Смоленск 2022
Пояснительная записка.
Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.
Актуальность.
Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень чувствительности моторики пальцев и кистей рук. Вследствие этого тормозится умственное развитие.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для умственного развития и нравственного воспитания детей с данной патологией, является важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
На занятиях кружка «Золотые ручки» идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности, а также занятия дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы посредством различных нетрадиционных методов и форм деятельности, которые не предусматриваются в общей программе детского сада, такие как: различные массажи рук су-джоку, живопись ладонями, рисование свечой, рисование пластилином, ниткография, игры с сухими бассейнами, графические диктанты, рисование песком, на песке рисование природными материалами, рисование мыльными пузырями.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
на Федеральном уровне:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
на уровне дошкольного учреждения:
- Устав МБДОУ «Детский сад № 7» (от 27.10.2014 № 1903-адм) с изменениями;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 19.12.2014 № 4028
- Положения о Рабочей группе по разработке, адаптированной основной образовательной программы, рабочих программ, программ сопровождения детей-инвалидов в соответствии с ФГОС дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 7», приказ от 03.09.2020 № 43-од
Цель занятий:
Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, что даст детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.
Задачи программы:
Развитие у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук.
Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, усидчивость.
Возраст детей, сроки реализации:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (5-7 лет), срок реализации программы 1 год.
Взаимодействие с родителями.
Основная задача в работе с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одно из важнейших условий развития детей - взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Формы, методы: Во время занятия часто происходит смена методов и видов деятельности, такие как:
∙ Дидактические игры и игровые упражнения.
∙ Занимательные задания и игры-соревнования.
∙ Изобразительная и творческая деятельность.
∙ Экспериментальная деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации.
Режим занятий: Программа реализуется в форме специально-организованных занятий один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий 25 минут.
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение занятий.
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу посещения занятий по дополнительному образованию «золотые ручки», у детей будут сформированы следующие знания:
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
- способы выполнения пальчиковой гимнастики
- правила штриховки
умения:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
владения:
- умением слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- контролировать свои действия, исправлять свои ошибки.
Дидактический материал и техническое оснащение
• Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы.
• Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока)
• Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, нитки, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка, семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки)
• Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, зрительных гимнастик, рисунков по клеточкам.
• «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны, гидрогель)
• Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
• Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
• Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, замки разных видов.)
• Тетради в крупную клетку.
• Тематические иллюстрации.
- Цветные и простой карандаши.
Диагностика.
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и конце учебного год.
Задания для диагностики:
1. Движение пальцев рук.
Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
«Собери бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
Завязывание шнурков разной величины;
Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка на листе бумаги.
Зрительные и слуховые диктанты;
Д/И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца.
Задания на листе бумаги в клетку, в линейку; дорисовывание второй половины рисунка.
4.Штриховка.
Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
Задание по типу «Продолжи узор»;
Графический диктант Д.Б.Эльконина.
6. Тест Керна Йирасика
Срисовывание фразы «Он ел суп»;
Срисовывание группы точек;
Рисование фигуры человека.
При оценке рисунка человека учитывается:
наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
Вырезание силуэта предмета
Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»
(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60 - 80 баллов
Средний уровень - есть 2 - 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 36 до 59 балла
Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Перспективный план.
№ | Тема | Задачи | ||
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика. | |||
2 | Диагностика. | |||
3 | Осень, осень золотая. | Развивать умение обводить контур и не выходить за него раскрашивая картинку. | 1.Пальчиковая гимнастика «Погода». 2.Обводка по точкам «Осенний листок». 3.Аппликация «Осеннее дерево». 4.Игровое упр. «Необычные животные».
| |
4 | Овощи. Огород. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать умение соотносить предметы по форме, размеру, на ощупь. | 1.Физминутка «Удивляемся природе». 2.Пальчиковая игра «Овощи». 3.Игровое упражнение «Горох». 4.Рисование по точкам «Овощи». 5. Массаж рук 6. Ниткография. | |
Октябрь | ||||
1. | Фрукты. Сад. | Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. | 1.Пальчиковая гимнастика «Фрукты». 2.Массаж пальцев «Фрукты». 3.Д. игра «Яблоко», «Груша». 4.Раскрашивание «Фрукты». 5.Упражнение «Вишня». 6.Д. игра «Чудесный мешочек» | |
2 | Лесной урожай. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений Стимулировать тактильные ощущения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Грибы». 2.Пальчиковая гимнастика «Ягоды». 3.Раскрашивание «грибы и ягоды». 4.Самомассаж шишками. 5. Графический диктант. «Грибок». | |
3 | Лес. Грибы и лесные ягоды. | Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать умение координировать речь с движениями. Стимулировать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая игра «Пять грибов». 2. Штриховки «грибочки». 3.Упражнение «Ягоду для варенья». 4. Изготовление и роспись грибных шляпок. 5. Самомассаж ладошек. | |
4 | Одежда. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять детей в умении продевать шнур в отверстие. Упражнять детей в работе с прищепками. | 1.Пальчиковая игра «Одежда». 2.Упражнение «Пуговицы». 3. Упражнение «Шьем платье». 4.Упражнение с прищепками «Помоги развесить одежду». 5.Раскрашивание «одежда». 6. графический диктант. «Платье». | |
Ноябрь | ||||
1 | Обувь. | Совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении вкладывать шнурок в отверстие. | 1.Массаж фаланг пальцев «Обувь». 2. Игра «Волшебный шнурок». 3.Упражнение с бусами «Шли по дорожке». 4.Массаж пальцев Су-Джок. 5.Пальчиковое упражнение «Назови обувь». 6.Ниткография «Обувь». | |
2 | Игрушки. | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Учить детей умению определять предметы на ощупь. | 1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 2.Упр. «Я мячом круги катаю». 3. Ира «Прятки». 4.Изготовление игрушек на прищепках. 5. Самомассаж Су-Джок. | |
3 | Посуда | Развивать мелкую моторику, координацию движений. Закреплять у детей умение работать с соленым тестом. | 1.Упражнение «Передвинь крышку». 2.Пальчиковая игра «Посуда». 3.Самомассаж Су-Джок. 4.Роспись заготовок посуды. 5. Лепка из соленого теста посуды. | |
4 | Моя семья | Совершенствовать мелкую моторику рук. Закреплять у детей умение работать с бусинами. Развивать согласованность в работе обоих рук. | 1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья». 2.Пальчиковая гимнастика «Вот так бабушка прядет». 3.Самомассаж подушечек пальцев - «Семья. Мамин день». 4. Упражнение «Скатай коврик». 5. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы». 6. Упражнение «Помоги бабушке смотать нитку в клубок». 7. Пальчиковое упражнение «Дед и бабка». 8. Упражнение «Мамины помощники». | |
Декабрь | ||||
1 | Птицы зимой | Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги. Продолжать учить детей умению работать с манкой | 1.Пальчиковая игра «Зимующие птицы». 2.Самомассаж Су-Джок. 3. Графический диктант. 4.Аппликация нарезанной нитью «Снегирь».
| |
2 | Домашние животные зимой | Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение изображать картину с помощью нарезанных ниток. | 1.Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». 2.Аппликация шерстяной нитью «Котенок». 3. Рисование «Дорисуй чего не хватает, и назови». 4.Самомассаж. 5.Лепка из соленого теста «Мое любимое домашнее животное». | |
3 | Дикие животные зимой | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение создавать игрушки-оригами. | 1.Пальчиковая игра «Мишки». 2.Пальчиковое упражнение «Навстречу друг другу». 3.Создание игрушек оригами «Зоопарк». 4.Упражнение «Чудо с хвостиком». 5.Самомассаж бигудями. | |
4 | Новый год. | Развивать умение работать с гипсом. Закреплять умения работать с техниками аппликация и оригами. | 1.Пальчиковая гимнастика «Елка». 2.Изготовление игрушек «Игрушки на елку». 3.Пальчиковая гимнастика «На елке». | |
Январь | ||||
1 | Зимние забавы | Развивать мелкую моторику рук. 3. Продолжать учить детей работать с манкой. 6. Совершенствовать умение детей работать в технике аппликация и рисование свечей. | 1.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». 2. Раскрашивание зимних символов. 3. Самомассаж вязаной варежкой. 4. Рисование свечей «Снежинка - балеринка». 5. Вырезание снежинок из салфеток. | |
2 | Мебель. Части мебели | Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение выкладывать предмет по контуру.. Стимулирование тактильных ощущений. | 1.Пальчиковая гимнастика «Наша квартира». 2.Пальчиковая гимнастика «Стул». 3. Мозаика «Теремок». 4. Упражнение «Волшебные узелки». 5. Сборка мебели из спичечных коробков. 6. Конструирование мебели из конструктора. | |
3. | Грузовой и пассажирский транспорт | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей создавать картины на песке. | 1. Самомассаж. 2. Физминутка «Самолет». 3.Аппликация «Наш веселый паровоз». 4. Самомассаж пальцев «цепочки». | |
Февраль | ||||
1. | Профессии на транспорте | Развивать глазомер и точность. Стимулировать тактильные ощущения. Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию. | 1. Самомассаж. 2. Пальчиковая игра «Отправимся в полет». 3. Пальчиковая гимнастика «Вот на небо самолет». 4. Штриховка - «Светофор». 5. Д. игра «Продолжи ряд». 6. Массаж «Рельсы, рельсы». | |
2 | Детский сад. Профессии. Трудовые действия | Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Совершенствовать умение детей работать с пластилином. | 1. Пальчиковая гимнастика «Детишки ходят в сад». 2. Пальчиковая гимнастика «Повар». 3. Прижимающий массаж. 4. Упражнение с эспандером «Я в друзьях души не чаю». 5. Лепка из пластилина «Цифры и буквы». | |
3 | Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия | Совершенствовать мелкую моторику рук. Отрабатывать навык плетения косичек. Отрабатывать навык пришивания пуговиц. Стимулировать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Вышивает, шьет иголка». 2. Упражнение «Разноцветные пуговицы». 3. Дидактическая игра «Продолжи ряд». 4. Пришивание пуговицы. | |
4 | Наша Армия | Развивать мелкую моторику рук. Отрабатывать навык складывания изображения из разрезанных частей Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. | 1.Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества». 2. Рисование «Портрет папы». 3. Д. игра «Сложи картинку». 4. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» 5. Д. игра «Продолжи ряд». | |
Март | ||||
1 | Весна. Приметы весны. Прилет птиц | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы, цвета и композиции. | 1. Пальчиковая гимнастика «Пришла весна». 2. Пальчиковая игра на бархатном 3. Аппликация «Весеннее дерево». 4. Самомассаж крупными бигудями. 5. Раскрашивание «Птицы». | |
2 | Мамин праздник. Профессии мам | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять в умении нанизывать бусы. Стимулировать тактильные ощущения. | 1. Рисование «Портрет мамы». 2. Пальчиковая гимнастика «Вот как маме помогали!». 3.Упражнение «Бусы для мамы». 4. Упражнение «Резиночка». | |
3 | Речные, озерные и аквариумные рыбы | Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. Познакомить детей с пайетками. | 1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». 2. Картина пайетками «Рыбка». 3. Лепка из соленого теста (коллективная работа) «Аквариум». | |
4 | Цветущие комнатные растения | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Стимулирование тактильных ощущений. Совершенствовать рисование по мокрому. | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок». 2. Упражнение «Дорисуй половинку». 3. Д. игра «Продолжи ряд». 4. Рисование по мокрому «Цветок». 5. Работа с гофрированной бумагой «Букет». | |
Апрель | ||||
1 | Весенние сельскохозяйственные работы | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы и цвета. | 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко». 2. Упражнение «Горох». Детям предлагается опустить в сухой бассейн с горохом руки и «потанцевать» пальчиками. 3. Дидактическая игра «Продолжи ряд». 4. Упражнение «Дорисуй половинку». 5. Раскрашивание «Работа в огороде». | |
2 | Космос | Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей рисовать восковыми мелками. | 1. Пальчиковая гимнастика «Космонавт». 2. Пальчиковая гимнастика «Луноход». 3. Раскрашивание «Космос». 4. Упражнение «Ракета». | |
3 | Откуда хлеб пришел? | Развивать мелкую моторику рук. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Продолжать совершенствовать умение лепить из соленого теста. | 1. Пальчиковая гимнастика «Хлеб». 2. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, поливай». 3. Лепка из соленого теста «Булочка». 4. Самомассаж мешочками с зерном. 5. Аппликация зерном «Мельница». | |
4 | Почта | Стимулирование тактильных ощущений. Закреплять умение делать буквы из соленого теста. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. | 1. Пальчиковая игра «Почтальон» 2. Упражнение «Дорисуй половинку». 3. Рисование почтовыми печатями 4. Аппликация «Праздничное приглашение». | |
Май | ||||
1 | Правила дорожного движения | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Тренировать навык техники штриховки. | 1. Упражнение «Светофор». 2. Упражнение «Марки машин». 3. Самомассаж рук граненными карандашами. 4. Раскрашивание «Автобус». 5. Д. игра «Продолжи ряд». 6. Обводка по контуру «Светофор». | |
2 | Лето, насекомые | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Упражнять в умении рисовать на песке на световом столе. | 1. Пальчиковая гимнастика «Я рисую лето». 2. Пальчиковая гимнастика «Насекомые и пауки». 3. Упражнение с сотами пельменницы «Прилетела к нам вчера…». 4. Упражнение с прищепками «Веселые насекомые». 6. Д. игра «Бабочка». | |
3 | Лето, полевые цветы | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Учит аккуратно выкладывать детали, создавать красивую композицию. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мак». 2.Физкультминутка «Роза». 3.Д. игра «Продолжи ряд». 4.Д. игра «Ромашка». 5.Лепка из соленого теста «Клумба цветов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-304673-1381247512.jpg)
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-669737-1442596132.jpg)
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672201-1442947834.jpg)
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435234-1397142756.jpg)
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...