«Конструирование – инструмент развития личности ребенка»
презентация по конструированию, ручному труду

Черных Татьяна Александровна

"Конструирование - инструмент развития личности ребёнка"

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Конструирование привлекательное для детей дошкольного возраста занятие.

Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

- Развиваются конструктивно-технические умения.  Дети  учатся сооружать отдельные предметы из строительного материала (здания, мосты и т.д.)

- Формируются умения обобщать. Дети учатся целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

- При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

- Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький),  в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

- Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные  качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

- Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств.  При знакомстве детей с современными зданиями , архитектурными памятниками  развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 5 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова» детский сад «Земляничка» Семинар – практикум «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» Тула

Слайд 2

Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Слайд 3

Типы конструирования Техническое конструирование Художественное конструирование Конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. Конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Слайд 4

Виды технического конструирования Конструирование из строительных материалов. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор.

Слайд 5

Виды технического конструирования Из строительного материала

Слайд 7

Виды технического конструирования Из деталей конструктора

Слайд 10

Виды технического конструирования Из строительных блоков

Слайд 11

Художественное конструирование Из природного материала Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности.

Слайд 13

Художественное конструирование Из бумаги

Слайд 14

Формы работы Конструирование по образцу

Слайд 15

Формы работы Конструирование по условиям

Слайд 17

Формы работы Конструирование по простейшим чертежам

Слайд 19

Формы работы Конструирование по замыслу

Слайд 20

младшая группа ( от 2 до 3 лет) В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. - Учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. - Способствовать пониманию пространственных соотношений. - Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). - Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. - Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. - Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

Слайд 21

Вторая младшая группа ( от 3 до 4 лет) - учить различать, называть и использовать основные строительные детали . - Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии. - Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали . - Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Слайд 22

Средняя группа ( от 4 до 5 лет) Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. - Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме. - Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). - Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. - Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы .

Слайд 24

Старшая группа ( от 5 до 6 лет) Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. - Знакомить с новыми деталями. - Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. - Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.. - Совершенствовать умение работать с бумагой

Слайд 26

Подготовительная группа ( от 6 до 7 лет)

Слайд 27

Конструирование из строительного материала. - Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). - Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. - Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. - Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели . - Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. - Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. - Учить создавать конструкции, объединенные общей темой.

Слайд 28

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. - Закреплять умение складывать бумагу; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. - Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Прикладное творчество: работа с природным материалом. - Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Слайд 29

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 5 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова» детский сад «Земляничка» Семинар – практикум «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» Тула 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Значение конструирования в формировании личности ребенка"

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и к...

Театрализованная деятельность как инструмент воспитания личности ребенка-дошкольника.

Трудно представить детство без сказки! Именно сказка позволяет формировать понятие о добре и зле, закладывает нравственные основы и, безусловно, является мощным инструментом в воспитании личности ребе...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»

Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .В современном мире существует огромн...

Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»

В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в форме интересной деловой игры "Мировое кафе". Это новая форма работы – технология о...