СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста и применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Метод сказкотерапии – это развитие через сказки, появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка. Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем. Сказкотерапия – самый детский метод психологии, и один из самых древних. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Безусловно сказка влияет на жизнь человека, поскольку это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности и экологического образования и воспитания ребенка, процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас. В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. В современной лингвистико-философской литературе термин "метафора" употребляется в трех значениях: во-первых, метафора - слово с переносным смыслом; во-вторых, метафора - это один из тропов наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и другими; и, наконец, метафора -это любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, некоторый текст) с переносным смыслом, в этом случае метафорой можно назвать пословицу, сказку, идиому, притчу, целый роман.
В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшим личико ребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя. Сказки являются прекрасным примером использования метафоры, как литературного, так и терапевтического приема. Написанные или рассказанные красочным, образным языком, они заключают в себе глубокий психологический смысл.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста и применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка"
Сказка – это многогранный материал, который интересно и полезно применять в работе с детьми. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутст...

Театрализованная деятельность как инструмент воспитания личности ребенка-дошкольника.
Трудно представить детство без сказки! Именно сказка позволяет формировать понятие о добре и зле, закладывает нравственные основы и, безусловно, является мощным инструментом в воспитании личности ребе...

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»
Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .В современном мире существует огромн...

Сказкотерапия, как инструмент развития
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются тер...

«Конструирование – инструмент развития личности ребенка»
quot;Конструирование - инструмент развития личности ребёнка"Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообраз...

Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»
В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в форме интересной деловой игры "Мировое кафе". Это новая форма работы – технология о...

"Сказкотерапия как инструмент развития ребенка раннего возраста"
Сказкотерапия — это эффективный инструмент сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Применение различных методов сказкотерапии в образовательной и воспитательной деятельности спо...