Проект "Волшебная ниточка"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное образование «Кабанское»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад № 15
Проект
«Волшебная ниточка»
/ Формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения./
Воспитатель Кривошеева И.В.
Пояснительная записка
В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.
Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердойоснове. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды.
Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
У дошкольников могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне.
Также в качестве основания иногда используется бархат (бархатная бумага). Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или цветные шёлковые нитки.
Целью проекта является формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Вид проекта: групповой.
Тема проекта: «Волшебная ниточка»
Цели проекта:
Формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с техникой декоративно – прикладного искусства
«Изонить»
2. Формировать умения и навыки работы в новой технике.
3.Способствовать развитию у ребенка:
- Мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорного восприятия;
- Глазомера;
- Логического мышления;
- Воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
способствовать формированию эстетического вкуса.
Для родителей
- Поддерживать интерес детей к разным видам продуктивной деятельности.
- Участие в совместных выставках.
Продолжительность проекта: Долгосрочный: 10 месяцев.
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Актуальность темы:
Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Проблема готовности к школьному обучению была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению. Что же мы понимаем под готовностью детей к обучению в школе? Это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д.
При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проблема:
с одной стороны, у детей старшего дошкольного возраста высокие показатели интеллектуального развития, познавательной активности, с другой – быстрая утомляемость руки при выполнении письменных заданий
с одной стороны, педагоги ведут работу по развитию мелкой моторики у дошкольников, с другой стороны – она не всегда бывает достаточно эффективной.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня развития мелкой моторики руки
- увеличение продолжительности времени работы с иголкой;
- заинтересованное отношение к результату деятельности;
- самостоятельная организация детьми рабочего места и материала для работы
- Овладение техникой изонити.
- Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми:
- умение помогать друг другу, обсуждать вопросы, связанные с творческой деятельностью;
- уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.
- Повышение уровня развития психических процессов:
- внимание;
- мышление;
- воображение
Занятия способствуют активному развитию у ребёнка:
· мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
· сенсорного восприятия;
· глазомера;
· логического мышления;
· воображения;
· волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
· художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Диагностические карта по изонити
в подготовительной группе
Ф.И. ребенка | Умение правильно отмерять нить. | Умение вдевать нитку в иголку. | Умение завязывать узелок. | Умение пришивать (пуговицу) | Знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами. | Знают и выполняют правила безопасного пользования иголкой. | Определять лицевую и изнаночную сторону изделий | Проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании. | Заполнение угла, овала, круга, спирали. | Организовать свое рабочее место. | Направления: вверху, внизу, слева, справа. | Различать толщину ниток. | Входная | Итоговая |
Перспективный план по изонити в подготовительной группе
Дата | Тема | Задачи: | Содержание: | Работа с родителями |
Сентябрь | Каждому опасному предмету своё место. | - уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами; -воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. | 1.Беседа «Правила хранения колющих и режущих предметов» 2.Игра «Найди своё место» 3.Ручной труд «Игольница» 4. Чтение сказки «Хороший совет» Т.А.Шорыгина 5.Отгадывание загадок про колющие и режущие предметы | Памятка для родителей «Как научить ребёнка работать с иголкой» |
Беседа «Изонить – что это такое» | - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования нитью; -расширение кругозора детей | 1. Рассмотреть с детьми работы, сделанные в технике изонить. 2.П/и «Кто скорее скрутит клубок» 3. Чтение сказки «В гостях у принцессы Иголочки» 4. Игра «Весёлые шнурочки», «Умная шнуровка» | Консультация «Как воздействует это искусство на ребенка» | |
Октябрь | Знакомство с понятием угол | -вспомнить с детьми понятие изонити; - найти отличия лицевой и изнаночной стороны. -научить выполнять узор острого угла(показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). - упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок | 1. Беседа «Что такое угол?» 2. Рассмотреть разные виды улов (острый. тупой, прямой). 3. Познание «Геометрические фигуры» 4. Аппликация «Составь узор из квадратов 5. Д/и «Закрой фигуры» 6. «Составь узор из геометрических фигур» | Научить детей завязывать узелок на нитке. |
Зонтик от дождя | -продолжать учить работать с линейкой. - уметь определять угол изображения, измерять длину сторон угла, сравнивать их по длине. - развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с иглой | 1. Беседа «Вода в жизни человека». 2. Опыты «Путешествие капельки». 3. Ситуативный разговор «Почему пошел дождь, а не снег» 4. Аппликация – «Разноцветные зонты». 5 .Чтение стихотворение Г. Ладонщиков. «Зонт». 6.Беседа «Для чего нужен зонт» | Заучивание с детьми пословиц и поговорок о воде | |
Ноябрь | Домик | - создать образ домика в технике изонити путём наложения углов друг на друга. -продолжить анализирование образца. -научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки. | 1. Беседа «Из чего сделаны дома?», « Кто строит дома?». 2. Конструирование из конструктора «Мой дом». 3. Аппликация «В нашем селе построен большой дом» 4. Беседа «Один дома» 5. Д/и «Я живу по адресу | Наблюдение за домами по дороге из детского сада домой. Нарисовать совместно с ребёнком «Дом мечты» |
Шапочка-корона | -совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов. -развивать умение подбирать цвет ниток. | 1. Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций сизображением корон ,шапок, колпачков. 2. Загадки о головных уборах. 3. Игры на развитие памяти «Что изменилось?» | Подобрать иллюстрации, картинки, информацию о головных уборах, коронах. | |
Декабрь | Морковка | -упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки). -научить закреплять нить после её окончания. -повторить правила работы. | 1. Д/и " Что сажают в огороде" 2.. Чтение стихотворения Барто A. «Морковный сок». 3.. Аппликация – «Консервирование помидор, огурцов». 4. Беседа с детьми « Почему нельзя употреблять немытые овощи?» 5.Отгадывание загадок об овощах. 6. Обыгрывание сказки " Репка" | Конкурс совместных работ детей и родителей поделки с детьми природного материала |
Знакомство с понятием окружность | -научить детей выполнять окружности в технике изонити. -познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями. -развивать усидчивость, старательность, умение довести дело до конца. | 1. Беседа «Что такое окружность?», 2. Рисование пластилином круга. 3. Аппликация «Составь узор из кругов» 4. Игра на внимание «Найди всё круглое» | Приготовить атрибуты для обыгрывания сказки «Колобок» | |
Январь | Мой весёлый звонкий мяч - | упражнять детей выполнять круг в технике изонити. -продолжать закреплять навыки затягивания нити с обратной стороны работы. | 1. Тема «Есть игрушки у меня…» 2.Игры со спортивными игрушками «Лото», «Домино», с изображением игрушек. 3. Д/ игра «Детский мир», «Запомни, на каком месте игрушка» | Индивидуальные консультации «Расскажите детям об игрушках, в которые вы играли в детстве». Папки передвижки 1.«Безопасность детской игрушки» 2.«Несколько советов при выборе игрушек» |
Солнышко | -научить детей выполнять окружность с двумя хордами разной длины. -закрепить приобретённые навыки завязывания узелков и вдевание нити в иголку. | 1. Беседы: «Если не было солнышка» 2. Наблюдение за погодой: Где прячется солнышко? 3. Конструирование «Геометрическое Солнышко» 4. Чтение К.И.Чуковский «Краденое солнце» Опыты: - нагревание предметов -сушим бельё - испарение воды -выцветание цветной бумаги | Папка-ширма «Что такое Солнце?» Наблюдения -через стекло за солнцем - за солнечным зайчиком -как солнце прячется за тучки -тепло на ладонях | |
Февраль | Воздушные шары | -упражнять детей выполнять круг в технике изонити. -развивать координацию движений рук под контролем глаз. | 1. Рассмотреть с детьми воздушный шарик (из чего сделан, для чего нужен? ). 2. Опыт с воздушными шарами. 3. Чтение стихов про 4. Аппликация «Воздушный шарик » 5.Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик». 6.Игры детей с воздушными шариками. | Сделать совместно с ребёнком поделку из воздушных шаров. |
Мы милашки куклы-неваляшки | -учить создавать образ неваляшки из окружностей разной величины и хордами разной длины. -воспитывать эстетический вкус. | 1.Беседа с детьми «Истории об игрушках» 2. Аппликация «Веселые неваляшка». 3. Чтение «Непослушна кукла» Т.Крюкова 4. С/р. игра «Поездка в Детский мир» 5.Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек» 6.Д/ упр. «Назови лишний предмет» 7.Беседа с детьми «Что будет, если не ухаживать за игрушками, не беречь их?» П/и «Мяч скорее мне бросай и игрушки называй» | Изготовление книжки - малышки «Моя любимая игрушка» совместно с родителями дома | |
Март | Аквариум | -учить создавать сюжет из углов разной величины. -закрепить понятие «зеркальное изображение». -воспитывать усидчивость, старательность. -развивать мускулатуру кисти руки, глазомер. | 1.Рассматривание фото, иллюстраций, картинок с изображением аквариумных рыбок. 2. Конструирование из бумаги «Золотая рыбка» 3. Чтение художественной литературы А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Подбор картинок об аквариумных рыбках |
Девочка в сарафане | -научить детей соединять расположенные в разном направлении углы, создавать образ человека в длинной одежде. -совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов. -развивать умение подбирать цвет ниток. | 1.Рассматривание фото, картинок, иллюстраций с изображением одежды. 2. Беседа о процессе изготовления одежды в прошлом и в настоящее время. 3. Чтение рус. нар. сказки «Рукавичка» 4. Обводка, штриховка, вырезание силуэтов одежды. 5. И/у «Поможем Тане и Ване одеться» 6. И/у «Из чего какой?» 7. Дид. игры: «Бабушка положила в чемодан», «Что исчезло?» | Аппликация из ткани «Красивая салфетка». | |
Апрель | Лисичка-сестричка | -создать образ лисички из овалов и углов разных величин. -закрепление навыков по выполнению овалов и углов в технике изонити. | 1. Беседа с детьми «В гостях у бабушки Арины – воспитывать любовь к русским народным сказкам. 2. Лепка «Лисичка», 3.Аппликация «Лисичка-сестричка» (мозаика) 4. Чтение художественной литературы рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и волк» 5. Подвижные игры «Хитрая лиса» 6. Д/и «Сложи сказку», «Из какой сказки герой?», | Нарисовать совместно с ребёнком любимую сказку, сказочного героя. |
Цыплёнок | -создать образ птиц из кругов и углов разных величин. -совершенствование навыков работы в технике изонити. -воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. | 1. Рассматривание картин: «Скотный двор» 2. Рассматривание альбома с иллюстрациями домашних животных с детёнышами. 3. Лепка «Курица с цыплятами», 4. Аппликация «Цыплёнок», 5. Беседа «Домашние любимцы» 6. Д.и. «Найди пару» 7. Подвижные игры "Коршун и наседка" | Создание фото вернисажа «Моё любимое животное» | |
Май | Одуванчики | - научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности. -совершенствование навыков закрепление нити на изнаночной стороне. -Умение правильно пользоваться иголкой, определять лицевую и изнаночную стороны картона. | 1. Целевое наблюдение «Первые весенние цветы». 2. Аппликация «Весенние первоцветы» 3. Чтение стихов о цветах, отгадывание загадок о цветах. 4. Игра «Путешествие на луг» 5. Д/ игра «Садовник», « Собери лепестки цветка из оттенков | Создание совместно с родителями альбома «Весенние первоцветы» |
Выставка детских работ «Гостиная творчества»
Цель: показать родителям чему мы научились в течении года
Список литературы:
- Н.Н. Гусарова. Техника изонити для дошкольников. СПб.: 2000.
- С.В.Арапова Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования)
- Н.В. Квач Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная ниточка
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду...
Ниточка к ниточке
Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-108958-1349685874.jpg)
Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"
Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать углублённые знания о возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...
НОД (занятие)"Ниточка из прошлого"
Затятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686373-1444660773.jpg)
Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой
Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-1155928-1582049153.jpg)
Проект "Ниточка за ниточкой"
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...