Проект "Волшебная ниточка"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Кривошеева Ирина Владимировна

Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnaya_nitochka.doc36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Муниципальное образование «Кабанское»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Образовательное учреждение комбинированного вида

детский  сад № 15

Проект

«Волшебная ниточка»

/ Формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения./

Воспитатель Кривошеева И.В.

Пояснительная записка

         В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

        Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердойоснове.    Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды.

Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

          Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

        У дошкольников  могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне.

Также в  качестве основания иногда используется бархат (бархатная бумага). Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или цветные шёлковые нитки.


Целью проекта является формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Вид проекта: групповой.

Тема проекта: «Волшебная ниточка»

Цели проекта:

 Формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с техникой декоративно – прикладного искусства    

  «Изонить»

2. Формировать умения и навыки работы в новой технике.

3.Способствовать развитию у ребенка:

  • Мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорного восприятия;
  • Глазомера;
  • Логического мышления;
  • Воображения;
  • Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему,  

    способствовать формированию эстетического вкуса.

Для родителей

- Поддерживать интерес детей к разным видам продуктивной деятельности.

- Участие в совместных выставках.

Продолжительность проекта: Долгосрочный: 10 месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Актуальность темы:

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Проблема готовности к школьному обучению была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению. Что же мы понимаем под готовностью детей к обучению в школе?  Это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д.

При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Проблема:

                  с одной стороны, у детей старшего дошкольного возраста высокие показатели интеллектуального развития, познавательной активности, с другой – быстрая утомляемость руки при выполнении письменных заданий

                  с одной стороны, педагоги ведут работу по развитию мелкой моторики у дошкольников, с другой стороны – она не всегда бывает достаточно эффективной.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня развития мелкой моторики руки

- увеличение продолжительности времени работы с иголкой;

- заинтересованное отношение к результату деятельности;

- самостоятельная организация детьми рабочего места и материала для работы

  1. Овладение техникой изонити.
  2. Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми:

- умение помогать друг другу, обсуждать вопросы, связанные с творческой деятельностью;

- уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

  1. Повышение уровня развития  психических процессов:

             -  внимание;

             - мышление;

            - воображение

Занятия способствуют активному развитию у ребёнка:

·         мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

·         сенсорного восприятия;

·         глазомера;

·         логического мышления;

·         воображения;

·         волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

·         художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Диагностические карта по изонити

в подготовительной группе

Ф.И.  ребенка

Умение правильно отмерять нить.

Умение вдевать

нитку в иголку.

Умение завязывать узелок.

Умение пришивать (пуговицу)

Знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами.

Знают и выполняют правила безопасного пользования  иголкой.

Определять  лицевую и изнаночную сторону  изделий

Проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании.

Заполнение угла, овала, круга, спирали.

Организовать свое рабочее место.

Направления: вверху,

внизу, слева, справа.

Различать толщину ниток.

Входная

Итоговая

Перспективный план по изонити в подготовительной группе

Дата

Тема

Задачи:

Содержание:

Работа с

родителями

Сентябрь

Каждому опасному предмету

своё место.

- уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами;

-воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

1.Беседа «Правила хранения колющих и режущих предметов»

2.Игра «Найди своё место»

3.Ручной труд «Игольница»

4. Чтение сказки «Хороший совет» Т.А.Шорыгина

5.Отгадывание загадок про колющие и режущие предметы

Памятка для родителей «Как научить ребёнка работать с иголкой»

Беседа «Изонить – что это

такое»

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования нитью;

-расширение кругозора детей

1. Рассмотреть с детьми работы, сделанные в технике изонить.

2.П/и «Кто скорее скрутит клубок»

3. Чтение сказки «В гостях у принцессы Иголочки»

4. Игра «Весёлые шнурочки», «Умная шнуровка»

Консультация «Как воздействует это искусство на ребенка»

Октябрь

Знакомство с понятием угол

-вспомнить с детьми понятие изонити;

- найти отличия лицевой и изнаночной стороны.

-научить выполнять узор острого угла(показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).

- упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок

1. Беседа «Что такое угол?»

2. Рассмотреть разные виды улов (острый. тупой, прямой).

3. Познание «Геометрические фигуры»

4. Аппликация «Составь узор из квадратов

5. Д/и «Закрой фигуры»

6.  «Составь узор из геометрических фигур»

Научить детей завязывать узелок на нитке.

Зонтик от дождя

-продолжать учить работать с линейкой. - уметь определять угол изображения, измерять длину сторон угла, сравнивать их по длине.

- развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с иглой

1. Беседа «Вода в жизни

человека».

2. Опыты «Путешествие капельки».

3. Ситуативный разговор «Почему пошел дождь, а не снег»

4. Аппликация – «Разноцветные зонты».

5 .Чтение стихотворение

Г. Ладонщиков.

«Зонт».

6.Беседа «Для чего нужен зонт»

Заучивание  с детьми пословиц и  поговорок о воде

Ноябрь

Домик

- создать образ домика в технике изонити путём наложения углов  друг на друга.

-продолжить анализирование образца.

-научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки.

1. Беседа «Из чего сделаны дома?», « Кто строит дома?».

2. Конструирование из конструктора «Мой дом».

3. Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

4. Беседа «Один дома»

5. Д/и «Я живу по адресу

Наблюдение за домами по дороге из детского сада домой.

Нарисовать совместно с ребёнком «Дом мечты»

Шапочка-корона

-совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов.

-развивать умение подбирать цвет ниток.

1. Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций сизображением корон ,шапок, колпачков.

2. Загадки о головных уборах.

3.  Игры на развитие памяти

«Что изменилось?»

Подобрать иллюстрации, картинки, информацию о головных уборах, коронах.

Декабрь

Морковка

-упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки).

-научить закреплять нить после её окончания.

-повторить правила работы.

1. Д/и " Что сажают в огороде"

2.. Чтение стихотворения  Барто A. «Морковный сок».

3.. Аппликация – «Консервирование помидор, огурцов».

4. Беседа с детьми

« Почему нельзя употреблять немытые овощи?»

5.Отгадывание загадок об овощах.

6. Обыгрывание сказки " Репка"

Конкурс совместных работ детей и родителей поделки с детьми природного материала

Знакомство с понятием окружность

-научить детей выполнять окружности в технике изонити.

-познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.

-развивать усидчивость, старательность, умение довести дело до конца.

1. Беседа «Что такое окружность?»,

2. Рисование пластилином круга.

3. Аппликация «Составь узор из кругов»

4. Игра на внимание «Найди всё круглое»

Приготовить атрибуты для обыгрывания сказки «Колобок»

Январь

Мой весёлый звонкий мяч -

упражнять детей выполнять круг в технике изонити.

-продолжать закреплять навыки затягивания нити с обратной стороны работы.

1. Тема «Есть игрушки у меня…»

2.Игры со спортивными игрушками

«Лото», «Домино», с изображением игрушек.

3. Д/ игра «Детский мир»,

«Запомни, на каком месте игрушка»

Индивидуальные консультации  «Расскажите детям об игрушках, в которые вы играли в детстве».

Папки передвижки        1.«Безопасность детской игрушки»                                  2.«Несколько советов при выборе игрушек»  

Солнышко

-научить детей выполнять окружность с двумя хордами разной длины.

-закрепить приобретённые навыки завязывания узелков и вдевание нити в иголку.

1. Беседы: «Если не было солнышка»

2. Наблюдение  за погодой: Где прячется солнышко?

3. Конструирование «Геометрическое Солнышко»

4. Чтение К.И.Чуковский «Краденое солнце»

Опыты:

- нагревание предметов

-сушим бельё

- испарение воды

-выцветание цветной бумаги

Папка-ширма «Что такое Солнце?»

Наблюдения

-через стекло за солнцем

- за солнечным зайчиком

-как солнце прячется за тучки

-тепло на ладонях

Февраль

Воздушные шары

-упражнять детей выполнять круг в технике изонити.

-развивать координацию движений рук под контролем глаз.

1. Рассмотреть с детьми воздушный шарик (из чего сделан, для чего нужен? ).

2. Опыт с воздушными шарами.

3. Чтение стихов про 4.

Аппликация

«Воздушный шарик »

5.Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик». 6.Игры детей с воздушными шариками.

Сделать совместно  с ребёнком поделку из воздушных шаров.

Мы милашки куклы-неваляшки

-учить создавать образ неваляшки из окружностей разной величины и хордами разной длины.

-воспитывать эстетический вкус.

1.Беседа с детьми «Истории об игрушках»

2. Аппликация «Веселые неваляшка».

3. Чтение «Непослушна кукла» Т.Крюкова

4. С/р. игра «Поездка  в Детский мир»

5.Дидактическая игра

 «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек»

6.Д/ упр.

«Назови лишний предмет»

7.Беседа с детьми «Что будет, если  не ухаживать за игрушками, не беречь их?»

П/и «Мяч скорее мне бросай и игрушки называй»

Изготовление книжки - малышки

«Моя любимая игрушка» совместно с родителями дома

Март

Аквариум

-учить создавать сюжет из углов разной величины.

-закрепить понятие «зеркальное изображение».

-воспитывать усидчивость, старательность.

-развивать мускулатуру кисти руки, глазомер.

1.Рассматривание фото, иллюстраций, картинок с изображением аквариумных рыбок.

2. Конструирование из бумаги «Золотая рыбка»

3. Чтение художественной литературы

 А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Подбор картинок об аквариумных рыбках

Девочка в сарафане

-научить детей соединять расположенные в разном направлении углы, создавать образ человека в длинной одежде.

-совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов.

-развивать умение подбирать цвет ниток.

1.Рассматривание фото, картинок, иллюстраций с изображением одежды.

2. Беседа о процессе изготовления одежды в прошлом и в настоящее время.

3. Чтение рус. нар. сказки «Рукавичка»

4. Обводка, штриховка, вырезание силуэтов одежды.

5. И/у «Поможем Тане и Ване одеться»

6. И/у «Из чего какой?»

7. Дид. игры: «Бабушка положила в чемодан», «Что исчезло?»

Аппликация из ткани «Красивая салфетка».  

Апрель

Лисичка-сестричка

-создать образ лисички из овалов и углов разных величин.

-закрепление навыков по выполнению овалов и углов в технике изонити.

1. Беседа с детьми «В гостях у бабушки Арины – воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2.  Лепка «Лисичка», 3.Аппликация «Лисичка-сестричка» (мозаика)

4. Чтение художественной литературы рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и волк»

5. Подвижные игры «Хитрая лиса»

6. Д/и «Сложи сказку», «Из какой сказки герой?»,

Нарисовать совместно с ребёнком любимую сказку, сказочного героя.

Цыплёнок

-создать образ птиц  из кругов и углов разных величин.

-совершенствование навыков работы в технике изонити.

-воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

1. Рассматривание картин:

«Скотный двор»

2. Рассматривание альбома с иллюстрациями домашних животных с детёнышами.

3. Лепка «Курица с цыплятами»,

4. Аппликация «Цыплёнок»,

5. Беседа «Домашние любимцы»

6. Д.и.  «Найди пару»

7. Подвижные игры "Коршун и наседка"

Создание фото вернисажа «Моё любимое животное»

Май

Одуванчики

- научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности.

-совершенствование навыков закрепление нити на изнаночной стороне.

-Умение правильно пользоваться иголкой, определять лицевую и изнаночную стороны картона.

1. Целевое наблюдение «Первые весенние цветы».

 2. Аппликация «Весенние первоцветы»

3. Чтение стихов о цветах, отгадывание загадок о цветах.

4. Игра «Путешествие на луг»

5. Д/ игра «Садовник»,               « Собери лепестки цветка из оттенков

Создание совместно с родителями альбома «Весенние первоцветы»

Выставка детских работ «Гостиная творчества»

Цель: показать родителям чему мы научились в течении года

Список литературы:

  1. Н.Н. Гусарова. Техника изонити для дошкольников. СПб.: 2000.
  2. С.В.Арапова Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования)
  3. Н.В. Квач Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная ниточка

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду...

Ниточка к ниточке

Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...

Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"

Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать  углублённые знания о  возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...

НОД (занятие)"Ниточка из прошлого"

Затятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...

"Ниточка за ниточкой"

Аппликация из шерстяных ниток...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой

Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...

Проект "Ниточка за ниточкой"

Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...