Народная игрушка. Тряпичная кукла
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
НОД в старшей группе по художественно - эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._prosmotr.docx | 778.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Народная игрушка. Тряпичная кукла» в старшей группе.
Цель:
-извлечение красоты из обычных, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи;
-привлечение детей к деятельности по возрождению и сохранению народных традиций семейного рукоделия.
Обучающие задачи:
- формировать элементарное понятие «народная игрушка», представление о народных промыслах;
- изготавливать тряпичную куклу из ткани;
- знакомить с элементарными приемами рукоделия;
- активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов(дерево - деревянный, солома - соломенная,тряпичная).
-совершенствовать умение конструировать из ткани.
Развивающие задачи:
- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
- развивать творческое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фантазию, вкус, творческое воображение, соотношение цветов;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;
- вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм;
- воспитывать уважение к истории, народным традициям;
- воспитывать бережное отношение к игрушке
Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Лоскуты ткани разных ярких расцветок и размеров (на каждого), синтепон (на каждого), нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого). Калонка и аудиозапись русские народные песни.
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивационный настрой.
Приветствие гостей
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
Тренинг «Подари улыбку!»
Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Познавательная деятельность.
Я сегодня к вам не с пустыми руками пришла. Хотите узнать что у меня в корзине?
Дети по очереди достают из корзины игрушки.
- Ребята, скажите пожалуйста кому что досталось? А как можно одним словом назвать – что это?
-Посмотрите внимательно и скажите из чего они сделаны?
- Как вы думаете это игрушки современные или старинные? Почему вы так решили?
- Правильно, это старинные игрушки. Давным давно когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, и ходили в таких красивых нарядах, у них не было ярких, красивых, современных игрушек, как у вас. Они играли вот такими игрушками, которые делали своими руками. Но у меня в корзине осталась ещё одна игрушка, сейчас я вам её покажу. (достаю тряпичную куклу).
- Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала сама, своими руками. Вторую такую же не найти. Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
Презентация «Куклы на Руси».
- Кукла-пеленашка. В древние времена кукла пеленашка выполняла несколько важных ролей, но главная ее сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. Такой оберег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года.
- Соломенная кукла. Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали кукол-десятиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».
- Куклы из ниток. Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.
- Тряпичная кукла. Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.
Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
- Ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)
Народная игра «Хоровод»
«Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом
Сели, встали, себя показали,
Потопали и в ладоши похлопали. (повторить 3 раза, с ускорением)
Творческая практическая деятельность
Рассказ - объяснение
Отдохнули? Повеселились?
А теперь от скуки берём дело в руки!
Практическая часть «Изготовление тряпичной куклы»
Показ этапов работы.
Поэтапное изготовление куклы вместе с детьми.
Рефлексия
- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
- Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.
Спасибо за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»
Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани...
Русская народная игрушка (тряпичная кукла)
Прививать любовь к народным игрушкам....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Образовательная деятельность "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Образовательная деятельность из серии "Музей в чемодане" с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народная игрушка. Тряпичная кукла"....
Самоанализ ОД "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Самоанализ ОД из серии "Музей в чемодане" с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народная игрушка. Тряпичная кукла"....
"Русские народные игрушки. Тряпичные куклы и куклы обереги".
Стараюсь почаще знакомить детей с народными игрушками, историей их возникновения, области применения, описанием игр. Провожу параллель с современными игрушками, очень многие пришли к нам из дале...
Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.» (подготовительная группа)
Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.»Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в чемодане «Тряпичная кукла»....