НОД "Куклы Мартинички"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по изготовлению народных кукол
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать интерес к изготовлению кукол - мартиничек и использованию их в детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, музыка.
Задачи:
1. Формировать представление детей о русских обрядовых куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле, к культуре своего народа
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и куклам.
4. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток самостоятельно, развивать мелкую моторику рук
5. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Предварительная работа:
- Знакомство с русскими народными куклами «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
- Беседы: «О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».
- Занятия по ручному труду
Изготовление кукол: «Пеленашка»
- Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Форма организации образовательной деятельности - Творческая мастерская .
Форма организации детей – подгрупповая.
Оборудование: иллюстрации народных кукол, народные песни для
музыкального сопровождения, технологические карты способов выполнения мартиничек, клубки красных и белых ниток, ножницы, картон 10 X 5 cм.
Методы и приемы:
Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.
Ход деятельности:
В группу заходят дети в народных костюмах.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас снова видеть у себя в гостях. Давайте поиграем в игру «Веселая карусель»
Игра «Веселая карусель»
- Карусель заведется только в том случае, если вы вспомните имя куклы и расскажите о ней.
Пеленашка
- Эта кукла образ замужней женщины- мамы.
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. После же рождения ребёнка эта кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
Вепская кукла .
Эта кукла была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.
Десятиручка
У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток. - Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали эту полезную куколку.
Кубышка-Травница
Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.
Кукла Коза
- Эта кукла была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Эту куклу носили дети обходя дворы на рождество и поздравляя хозяев.
Крупеничка
- Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы.
Сонница-бессонница
- Эта кукла является колыбельной куклой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой…
- У нас осталось только одна кукла о которой мы пока ничего не знаем, давайте с ней познакомимся.
Рассказ о кукле Мартиничке
- Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну. Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы ими играл ветер.
- Ребята, вам понравились эти куколки?
-А вы хотели бы иметь таких кукол?
- Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научится.
И сегодня я научу вас изготавливать куклы – мартинички.
- Давайте вспомним когда их делали и для чего?
У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.
- Из какого материала их делали?
Выполняются они из белой и красной пряжи.
- Что символизируют эти куколки?
Куколку из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка.
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.
И говорили такие слова:
Ветер-ветерок
Прилети к нам.
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
- Белую куколку – символ зимы, я подарю каждому из вас, а красные куколки – символ весны, вы сделаете сами.
Технология изготовления куклы Мартинички.
- Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.
1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.
2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.
3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.
Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.
4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.
5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.
Получается такая вот кисточка с ручками:
Остается только подровнять юбочку и ручки, и девушка-мартиничка готова.
6. С мужчинами всегда возни больше… Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.
7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек. У меня нашлась готовая такая нить, и я скручивать специальный шнурок не стала.
- Но прежде чем приступить к изготовлению мартиничек давайте отдохнем и поиграем в игру «Заплетись плетень»
Игра «Заплетись плетень»
Самостоятельная деятельность
- А сейчас проходите в нашу мастерскую и займите свои места,
Вспомним правила обращения с ножницами.
- С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, после работы ножницы убирают в подставки. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.
А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.
Рефлексия
- Вот мы и сделали своими руками мартинички, давайте повяжем их на веточку и попросим ветерок чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
- Дети придумайте, как еще можно играть этими куколками?
- Посмотрите ребята от теплого ветерка на нашей полянке вырос волшебный цветок. Давайте поможем ему распустится. Если сегодня вам в моей мастерской понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, если вам сегодня со мной было скучно – синий, а если вы хотите научится делать других куколок – то приклейте к серединке желтый лепесток.
- Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! А теперь нам пора возвращаться домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-87376-1352307822.jpg)
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-266472-1371221266.jpg)
Весенние народные куклы Мартинички.
Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русс...
НОД по ПДД c использованием технологий: ИКТ, мнемотехника, гимнастика Су-джок "Как щенок Мартин узнал правила дорожного движения".
Конспект комплексного занятия по ПДД в средней группе....
Конспект праздника к 8 марта станция «Украшение» Обрядовые куколки «Мартинички»
Цель: Изготовить «Мартиничку из ниток»Задачи: 1. Пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой.2. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/04/picture-89834.jpg)
Презентация. Мастер - класс "Куклы Мартинички"
Презентация по мастер -классу "Куклы Мартинички" изготовление...