Весенние народные куклы Мартинички.
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Михеева Лариса Николаевна

 

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. 

 

Предлагаемый конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста является вторым этапом проекта «Народные традиции встречи весны». Сам проект можно просмотреть на моем мини-сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_martinichki_.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Весенние народные куклы Мартинички

начало марта (6 марта)

содержание 2 этапа совместной деятельности проекта

«Народные традиции встречи весны

учителя-логопеда с детьми старшей группы

Задачи:

Образовательные:

1.        Познакомить с русскими народными куклами (Птица Радость, Веснянки, Колокольчик, Мартинички).

2.        Учить делать кукол Мартиничек.

3.        Развивать способность работать с нитками, соблюдать пропорции, подбирать нитки по цвету.

4.        Учить наматывать витки на шаблон, вымеряя нужную длину.

Развивающие:

1.        Развивать мелкую моторику.

2.        Развивать эстетические чувства, переживания; творческие способности.

Воспитательные:

1.        Воспитывать аккуратность и бережное отношение к поделкам.

Материал: народные куклы: Птица Радость, Веснянки, Колокольчик, Мартинички, пряжа белая и красная, шаблоны для куколок (20х10см), ножницы.

  1. Знакомство с Варварой-рукодельницей.

Стук в дверь. В группу входит тётушка Варвара-рукодельница с корзинкой в руках:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

  1. Беседа о весне и народных традициях ее встречи.

Варвара: Ребята, какое время года наступило? Что вы знаете о народных традициях встречи весны? Дети сообщают, что пришла весна и рассказывают о том, как ждали и встречали весну на Руси (пословицы, приметы, праздник Масленица, хороводы  и т.д.).

3.Обрядовые куклы для встречи весны.

Варвара: Всё так, какие вы молодцы, всё знаете о весне! Я вам кое-что принесла в подарок (достает из корзинки куколок). Дети рассматривают куколок, играют с ними.

Варвара рассказывает: Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили – были мальчики и девочки, которые очень любили играть. И,  так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые мальчики и девочки стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия:

Вот куклы Веснянки - весёлые задорные куколки с волосами необычного цвета. Их делали в марте, к закличкам весны, раньше других и дарили в подарок с пожеланиями всегда быть красивыми, обаятельными и жизнерадостными.

Эта нарядная кукла  называется Птица Радость. Ее делали на весенний праздник Сороки (день весеннего равноденствия) для закликания весны.

Колокольчик - веселая, задорная куколка. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Варвара обращает внимание детей на двух кукол:

Эти куколки называются «Мартинички». Догадайтесь почему? (произнести по слогам, выделяя начало слова ( По первому месяцу весны – март). А вы обратили внимание, что они разного цвета? Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)

Белая куколка – символ уходящей зимы. А красная куколка – символ весны и жаркого солнца. Их делали в марте. Выходили во двор, забирались куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов и громко звали весну. А куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Дети играли с ними, дарили друг другу. Вы хотите научиться делать таких кукол и встретить весну по народным обычаям?

Я вас научу, даже пряжу для куколок принесла. (Достает из корзинки необходимую пряжу.)

Способ изготовления:

На шаблон по ширине наматывают пряжу, делают стягивающий петельный узел. Пряжу через край стягивают с шаблона. Оставшимся концом пряжи, отступив 1 см от узла, делают двойной петельный узел, стягивающий весь пучок. Нить плотно накладывают на пучок виток к витку. Далее: на шаблон по ширине аккуратно и плотно наматывают 20-25 витков пряжи. Под пряжу по сгибу пропускают нить и завязывают, стягивая. По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезают. Пряжу снимают с шаблона. Под связанный сгиб закладывают горошину. Горошину равномерно обкладывают пряжей. Остаток нити укладывают в пучок вместе с остальными нитями. Пучок раскладывают на две части. Между прядями пучка укладывают первый пучок, под которым одной из свободных нитей обе разложенные пряди снова стягивают двумя-тремя петельными узлами. Концы пряжи слегка распушают.

(Дети вместе с Варварой-рукодельницей изготавливают куколок Мартиничек сначала белую, потом красную).

– Вот мы и сделали кукол Мартиничек. Какие они красивые, уютные. Ребята, давайте развесим наших куколок в «Музее народных традиций» на выставке «Встречай весну!». Здесь уже живет Домашняя масленица. (Дети развешивают кукол и, вместе с Варварой, проговаривают ранее выученную закличку).

Приди к нам, весна!

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март – солнцу рад?

Апрель, апрель – открой дверь.

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Ау, ау, аукаем…

Тетушка Варвара-рукодельница благодарит ребят, хвалит каждого и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Презентация мастер-класса по изготовлению традиционной народной куклы "Мартиничка".

Целью мастер-класса является ознакомление детей с историей создания кукол-оберегов, в частности,изготовление куклы Мартинички,сделанной на основе традиционной технологии....

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. Тема: «Изготовление народной куклы «Мартинички»

Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Изготовление народной куклы "Мартинички"...

изготовление народной куклы Мартиничка

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». С Масленицей неразрывно связаны обереговые куколки  Мартинички. Специально для встречи весны пекли птиц из теста &ndash...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (конструирование из ниток) «Традиционная народная кукла-оберег «Мартиничка»»

Формирование у детей интереса к культуре своего народа через создание народной куклы «Мартиничка»...

Нетрадиционные методы продуктивной деятельности на занятиях в ДОУ. Изготовление народной куклы «Мартинички»

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов, жаворонков и сорок, изготавливали традиционных нитяных куко...

Мастер - класс "Изготовление народной куклы "Мартиничка"

Мастер - класс по изготовлению нитяной куклы "Мартиничка"  для совместной деятельности детей и взрослых...