ТИКО-конструирование
картотека по конструированию, ручному труду
Что такое ТИКО- конструирование. Картотека дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transformiruemyy_igrovoy_konstruktor_dlya_obucheniya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно (куб – показать развертку), позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого (показать).
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
ТИКО это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Д/И «Ориентировка в пространстве»
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования.
Задачи: развивать интерес к конструированию;
Способствовать развитию конструкторских способностей обучающихся и навыкам ориентироваться в пространстве.
Возраст 5 лет.
Оборудование: конструктор «Фантазер»
Ход: 1 вариант: детям предлагается сконструировать 4 дома розовый, синий, зелёный, жёлтый. Воспитатель проговаривает инструкцию например: Розовый домик положите сверху, синий – снизу, зелёный –справа, жёлтый –слева. Дети выполняют. Можно усложнить.
2 вариант: детям предлагается сконструировать розовый дом одноэтажный, синий дом -двухэтажный, желтый –3-х этажный, зеленый –4-х этажный. И положить 2-х этажный дом перед собой, слева от него положите красный дом, 3-х этажный дом положите справа от синего дома, 4-хэтажный дом положите между синим и красным домом. Когда дети выполнят задания, могут проверить друг у друга правильно ли выполнили его.
Д/И «Сравни и заполни»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур с помощью конструктора.
Задача: способствовать развитию конструкторских навыков
Возраст 5-6 лет
Оборудование: Набор геометрических фигур из конструктора «Школьник», таблички изображением геометрических фигур.
Ход: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
Д/И «Найди предмет»
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования.
Задачи: способствовать формированию навыков сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.
Способствовать развитию конструкторских и научно-технических способностей обучающихся
Возраст 5-6 лет.
Оборудование: конструктор «ТИКО Школьник», обруч, мяч.
Ход: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.). Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Д/И «В саду и на лугу»
Цели: учить конструировать цветы по полным схемам и называть (луговые, садовые).
Задача: развивать конструкторские навыки.
Возраст 4 – 5 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Школьник», схемы
Игровые правила: найти пару для танца, выбирая ее согласно классификации (садовые цветы – с садовыми, луговые – с луговыми).
Ход игры: Подготовка к игре начинается с самостоятельной конструкторской деятельность детей – дети конструируют цветы по полным схемам или по собственному представлению. Педагог предлагает детям построить цветы из конструктора ТИКО, потом поиграть с цветами. Каждый ребенок конструирует цветок по полной схеме и запоминает название цветка, который он построил. Педагог предлагает детям по очереди сказать название своего цветка, а остальные дети определяют, какой это цветок – садовый или луговой.
Для этого педагог обращается к ребенку: «Цветочек, назови себя» Ребенок: «Я – роза».
Педагог (к детям): «Какой это цветок?» Дети: «Садовый».
Так представляются все цветы по очереди. Педагог продолжает игру –предлагает цветам подобрать друг другу пару и встать по кругу: садовые цветы с садовыми, а луговые – с луговыми. Педагог читает стихи:
Весной я выйду в сад, повсюду аромат,
Цветы кругом цветут и пчел к себе влекут.
Тут лилии и розы, фиалки и мимозы
– лежит цветной ковер, пестрит цветной узор.
Цветы, танцуйте вальс!
И музыка – для Вас! (Садовые цветы танцуют вальс)
Звучит музыка, дети исполняют танец цветов, повторяя движения за педагогом.
Педагог продолжает:
А там – зеленый луг,
цветы цветут вокруг,
И радуемся мы приходу к нам весны!
Тут маки, васильки, летают мотыльки,
и бабочки кружатся, на лютики садятся.
Цветы, танцуйте вальс, и музыка – для Вас! (Луговые цветы танцуют вальс)
Д/И «Самолетики»
Цели: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования и моделирования
Задача: формировать конструкторские навыки превращая плоскостную фигуру в объемную.
Возраст 5 – 6 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Арифметика», номера от 1 до 10
Игровые правила: рассадить «пассажиров» по самолетам в соответствии с их номерами -«пассажиры» являются соседями номера самолета.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть игровое поле с самолетиками и разложить номера самолетов, найдя заданные числа в наборе. Учимся считать!» Педагог называет номер каждого самолета – дети раскладывают числа на игровом поле. Следующее задание: рассадить пассажиров по самолетам. В каждом самолете летит два пассажира – это соседи числа, являющегося номером самолета. Дети рассаживают пассажиров на самолеты, объясняя свой выбор. Когда задание выполнено, и все пассажиры сидят на своих местах, воспитатель предлагает детям построить по контурной схеме самолет и отправиться в воздушное путешествие. Дети строят по контурной схеме самолет. Потом превращают плоскостную конструкцию самолета в объемную, развернув на 90 градусов прямоугольные треугольники хвоста самолета. Когда самолеты у всех детей готовы, воспитатель предлагает отправиться полет и попробовать выполнить во время полета сложные воздушные «пируэты».
Таким образом, игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Использование в практике работы инновационных технологий делает образовательный процесс для воспитанников интересным, позволяет осуществлять образовательный процесс в ДОУ с учетом современных требований, обеспечивает адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.
Игра «Сделай так, как скажу» (на примере морковки)
Цель: развитие слухового восприятия.
Педагог читает словесную инструкцию – дети выполняют задание.
Задания:
1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).
Вариант 2. «Объемная морковка»
Цель: учить преобразовывать плоскостную модель в объемную.
Дети конструируют 2 одинаковые плоскостные модели (морковки) и соединяют фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Игра «Волшебный квадрат»
Цель: развитие действия анализа и синтеза.
Задания на замещение геометрических фигур:
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Использование ТИКО - конструкторав процессе развития экологических представлений дошкольников.
«Собери животное»
Цель: учить конструировать модель (животное) по изображению натурального объекта.
Задание:
1. Сконструируй животное по его изображению.
2. Из каких геометрических фигур сконструировано животное?
3. Какого цвета фигуры ты использовал?
4. Каких фигур потребовалось больше, почему ты так считаешь?
Игра «Запомни расположение»
Цель: развитие пространственной ориентации с использованием наречий «справа-слева», «впереди – сзади», развитие памяти.
Ход игры:
Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по памяти создаете данную фигуру.
Выполнение задания
Предлагаю проанализировать полученные фигуры:
- какие геометрические фигуры использовали для постройки?
- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
«Найди пару»
Цель: закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.
Ход игры:
Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
«Цифровая дорожка»
Цель: закрепление умения детей составлять числовой ряд чисел 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику.
Ход игры:
Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика». Раскладывают детали конструктора с цифрами 0-10 и обратно. Воспитатель задает вопросы:
- Какое число следует за число 8, 9 и др.
- Какое число стоит между 5 и 7 и т.д.
- Какое число стоит перед числом 6 и т.д
- Назови соседей числа 9?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ТИКО-конструированию «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет
Знакомство детей с ТИКО-конструктором, со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....
Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста
Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...
Конспект занятия по Тико конструированию "Новая мебель для домика зайчонка Тико"
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, ...
ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИКО-моделированию (НОД) для детей средней группы (4-5 лет) ТИКО - конструирование на тему: «Космическая ракета»
Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста —То-то будет крас...