Конструктивная деятельность с детьми раннего возраста
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Конструктивная деятельность с детьми раннего возраста
На вопрос, что больше всего любят делать дети, каждый с уверенностью ответит – играть. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_1.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 "Росинка" города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Консультация для родителей:
«Конструктивные игры с детьми младшего возраста»
Подготовила:
Воспитатель: Уколова Мария Валерьевна
Белореченск 2022
Консультация для родителей:
«Конструктивные игры с детьми младшего возраста»
Цель: Развитие интереса конструктивной деятельности
Программные задачи: Воспитывать желание играть в конструктивные игры, доброжелательное отношение к постройкам сверстников. Формировать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, строить самостоятельно. Продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек. По окончании игры аккуратно складывать детали на свои места. Развивать творческую, речевую, игровую активность, внимание, пространственно-образное мышление, аналитические способности, фантазию, воображение, мелкую моторику.
Актуальность
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Ранний возраст – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструктивные игры ценны тем, что доставляют большое эмоциональное удовольствие, способствуют развитию ролевой игры, личности ребенка, его индивидуального творческого потенциала.
Конструирование из строительного материала является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. Создание построек и поделок воспитывает эстетические чувства, формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность.
Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно - отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает воспитатель.
Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки. Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно.
воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Характер творческой активности находится в прямой зависимости от развивающей предметной среды
Для успешного овладения конструктивной деятельностью большую роль играет развивающая предметно пространственная среда. Поэтому, дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов Приобщение к конструктивной деятельности следует начинать с ознакомления детей с материалом. Сначала дети свободно манипулируют с деталями, затем, отталкиваясь от их возможностей и интересов, взрослый предлагает темы для построек и сооружений;
В центр конструктивной деятельности могут входить:
-Мелкий настольный строительный материал состоящий из разнообразных форм;
-Крупный напольный строительный материал;
- конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются;
-Конструктор «Лего»;
- Блоки Дьенеша;
-Геометрическая мозаика;
-Мягкие модули;
-Бросовый материал
-Дидактический материал для обыгрывания построек
В работе с детьми раннего возраста использую карточки с геометрической мозаикой с персонажами на основе произведений Агнии Барто , разнообразных потешек, небольших стихотворений, которые близки и понятны детям. Мы с ребятами выкладываем персонажей и повторяем стихотворение.
Ребята накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения, выкладывают изображения по образцу воспитателя, по словесной инструкции.
Также с помощью кубиков Дьеныша выкладываем бусы, подбираем груз для вагонов паровоза.
Здесь ребята с удовольствием выкладывают дорожку здоровья для куклы Кати из бросового материала.
Начинаю с введения детей в игровую ситуацию и мотивирую детей на конструктивную деятельность. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредотачивается внимание на необходимости помочь игровому персонажу. Малышу, интересно строить домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя, холода, от волка и т.д.
Общение педагога с детьми в процессе обучения должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Игрушки должны соответствовать по размерам детским постройкам.
Вначале обращаю внимание детей на объект в целом (что это такое, какой формы), затем выделяю его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее выделяю детали, из которых построена каждая часть; в заключение обращаю внимание на объект в целом.
Взрослый включается в совместные действия, в игру. Следует содействовать формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым.
Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, поэтому следует чаще поощрять его самостоятельность; помогать незаметно, ненавязчиво, не сдерживать инициативу ребенка. Учитывая, что внимание у малышей непроизвольное, конструктивные игры, должны быть непродолжительными, проходить динамично, эмоционально.
Необходимо побуждать детей создавать разнообразные дорожки: широкие, узкие и длинные, короткие; предлагать сконструировать простую мебель (стол, стулья), подумав, какие детали строительного набора для этого нужны. Детей следует обучать конструированию разнообразных заборчиков (высоких и низких) сначала из одной, затем из двух деталей, а позднее из нескольких деталей, чередуя их по форме, высоте, цвету. Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры «Построй такой же» и «Угадай, что я сейчас построю». Следует научить детей делать скамеечки (высокие и низкие), ворота (узкие и широкие) для разных машин (по образцу), стимулируя проявление самостоятельности в украшении ворот. Рассматривание и оценка детских работ проходят в игровой форме: «Много красивых ворот построили ребята. Какие же ворота выберет моя машина? Олины ворота выбрала. Они красивые. А какие ворота выберет эта машина? Все ворота красивые». Игру можно продолжить, дав детям задание самим провезти машину в ворота
Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. Когда все лесенки будут готовы, их следует обыграть: предложить детям водить по ступенькам кукол.
Необходимо побуждать малышей к самостоятельному конструированию, одобрять конструктивные находки и высказывания, создавать эмоционально-насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой активности.
В этом помогут разыгрывание незатейливых сценок с игрушками, веселые песенки и стишки: Петя, Петя, петушок, Мы прочтем тебе стишок, Споем тебе песенку И построим лесенку. Ты по лестнице ходи Да смотри не упади! У заборчика постой — Наш заборчик не простой — Столбов у него много, Он длинный, как дорога. Ходит кошка по дорожке. Погуляй еще немножко, Скоро мы пойдем домой И возьмем тебя с собой.
Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Почаще, хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним, восхищайтесь его постройками. Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность
• Различать основные формы деталей строительного материала
• С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.
Важно, чтобы обучение было интересным, развивающим, содействующим игре. Основное внимание следует уделять формированию у малышей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу, фактуре) и обучению формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать и пр.).
Ожидаемые результаты к концу года
• У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
• Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
• Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
• Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
• Дети пытаются конструировать самостоятельно.
• Обогащается словарный запас, развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.
• В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно - отобразительная игра.
• Развивается речевое и игровое общение детей
• Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.
Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, синие). Обогащается словарь ребенка, за счет названия действий: ставить, приставлять, приложить; названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение: тонкий, длинный, короткий, узкий, широкий, твердый, в середине, рядом, сбоку, вверху, внизу.
На картинку погляжу –
Дом из кубиков сложу.
В доме белка будет жить,
Жучка – домик сторожить.
В. Степанов.
Кубик на кубик кладу осторожно.
Башню построить высокую сложно!
Кубики в ряд друг за другом кладу,
И получается поезд! Ду – Ду!
Т. Коваль.
- формирует умение предвидеть будущий результат,
- воспитывает самостоятельность,
- даёт толчок обогащению речи,
- улучшает координацию движений глаз и рук.
В современной педагогике детская конструктивная деятельность рассматривается как средство всестороннего развития ребенка, и прежде всего - умственного. Создавая конструкцию, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так он осуществляет и анализ и синтез). Формирование пространственных представлений происходит в процессе расположения частей постройки. Существенное влияние на развитие мышления оказывает усвоение детьми зависимости конструкции от ее практического назначения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."
К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....
Консультация для воспитателей "Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста"
Полезная информация для воспитателей....
Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста
методическая разработка о развитии конструктивной деятельности детей раннего возраста...
Конструктивная деятельность с детьми раннего возраста в домашних условиях
laquo;Мы построили с тобойДом с крылечком и трубой.Дом из кубиков высок,Простоял бы хоть часок…Кот на крышу прыгнул, ах!Дом разрушился – ба-бах!!!»А. Вишневская...
«Конструктивные игры с детьми раннего возраста»
Дети должны жить в мире ...
Перспективный план конструктивно-модельной деятельности с детьми раннего возраста 2-3 года.
Перспективный план разработан по учебно-методическому пособию Литвинова О.Э....
Методика и организация конструктивной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста»-1 часть (Теоретические основы)
Теоретический семинар для педагогов ДОУ...