Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему
методическая разработка о развитии конструктивной деятельности детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_konstruktivnoy_produktivnoy_deyatelnosti_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №57 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
ЯСЛИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!
Семинар для воспитателей
«Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности
Подготовила и провела
Воспитатель Долгоносова В.И.
Санкт-Петербург
2012г.
Я работаю с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей федеральным государственным требованиям.
Основные задачи, выделенные в программе в области развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности следующие:
- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
- Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно;
- Способствовать пониманию пространственных соотношений;
- Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные с масштабом построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.);
- По окончании игры приучать убирать игрушки на место;
- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;
- Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины;
- Поддерживать желание детей строить самостоятельно;
- В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.д.)
Конструирование – приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Существуют следующие виды конструирования:
- Конструирование из строительных материалов;
- Конструирование из бумаги и дополнительного материала;
- Конструирование из природного материала;
- Конструирование из бросового материала.
Тематика построек в раннем возрасте такова:
- Башня;
- Мебель;
- Лесенка;
- Горка;
- Дорожки;
- Забор;
- Дом;
- Поезд (трамвай);
- Автомобиль.
Последовательность обучения выглядит таким образом:
- Сначала строим башни (накладываем детали друг на друга – сверху можно поставить призму – домик для птички;
- При конструировании мебели выделяем части предметов (у стула – спинка и сиденье и т.д.), сначала строим один предмет из мебели, затем несколько;
- После обучения конструированию лесенки, можно объединить сооружение башни и лесенки;
- Знакомые приемы стройки башни и лесенки закрепляются в сооружении горки;
- Обучение детей укладывать кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону (дорожки, загородки);
- Учим деталь перекрытия (сооружение дома);
После сооружения постройки – обыгрывание (чтение художественной литературы, подсказать сюжет, поиграть вместе с ребенком).
Рекомендуемые стихи:
Села птичка на окошко, Посиди, еще немножко, Посиди, не улетай. Улетела …- Ай! Час обеда подошел, Села Машенька за стол… | Баю-баю-баиньки Прискакали заиньки: - Спит ли Ваша девочка, Девочка-припевочка? Уходите, заиньки, Не мешайте баиньки «Это чей, это чей Новый дом из кирпичей? - Это дети строят дом, Чтобы куклы жили в нём. |
В литературе для детей по оснащению развивающей среды рекомендован примерный набор материалов и оборудования для конструктивной (продуктивной) деятельности:
- Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы;
- Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента);
- Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призма, короткие и длинные пластины (от 62 до 83 элементов));
- Наборы игрушек (для обыгрывания – транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей, деревьев, домов (домики можно сделать самим – коробочки из-под соков, молока и т.д.));
- Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.
Очень полезны для плоскостного конструирования («Блоки Дьенеша» и палочки Кюизенера «Волшебные дорожки»), это пособие разработано старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования Б.Б. Фильке штейн.
Показ слайдов (практическая часть конструирования с детьми).
Несомненно, игры с разного вида конструктором, очень полезны для малышей: играя, они упражняются в сооружении построек, у них развивается мышление, дети знакомятся со способами соединения различных деталей, с их свойствами; формируются такие качества личности, как аккуратность, целеустремленность, любознательность, настойчивость в достижении цели; развивается речь ребенка, расширяется его словарный запас, происходит знакомство с предметами окружающего мира.
Показателями развития конструктивной деятельности из строительного материала являются следующие аналитико-синтетические и сенсорные умения:
- Анализируют простейшие постройки;
- Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая)
Производя те или иные действия в ходе конструктивной деятельности у малышей напрямую задействованы руки. Известен тот факт, что на пальцах и ладонях есть активные точки, взаимодействие на которые положительно сказывается на самочувствии, способствует поддержанию хорошего тонуса и оказывает оздоравливающее воздействие на внутренние органы человека, так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, мизинца – на сердце. Чем больше тактильных прикосновений с предметами производит ребенок, тем лучше развивается его речь.
Домашнее задание для слушателей семинара (воспитателей):
- Разработать любую игру по экспериментальной деятельности с детьми с тремя вариантами;
- Провести понравившиеся опыты со своими воспитанниками;
- Разработать для родителей воспитанников демонстративный материал «Обучаем малыша конструктивным умениям».
Рекомендуемая литература:
- З.В. Лиштван «Конструирование»;
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."
К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....
Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает констр...
Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских...
Развитие конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Конструирование – это приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Строительноконструктивная д...
Мастер-класс для педагогов "Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста"
Мастер-класс был подготовлен для педагогов с цнлью обобщить знания педагогов о развитии конструктивных навыков у детей раннего возраста, их значимости о формировании познавательных процессов и предпос...