Проект «Строительная игра – средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»
проект по конструированию, ручному труду
Краткосрочный проект, направленный на развитие пространственной ориентировки детей посредством конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stroitelnaya_igra_-_sredstvo_razvitiya_orientirovki_v_prostranstve.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик проекта: Гламоздина С.В.
Проект «Строительная игра – средство
формирования ориентировки в пространстве у дошкольников» (краткосрочный)
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: педагоги детского сада, дети, родители.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.
В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.
Актуальность проекта заключается в формировании интереса к конструированию у детей дошкольного возраста, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, в частности ориентировку в пространстве.
Цель проекта: Развитие пространственной ориентировки детей посредством строительных игр.
Задачи проекта:
- Проанализировать педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников через конструктивную деятельность.
- Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.
- Проанализировать влияние строительных игр на пространственное развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).
- Разработать тематическое планирование на месяц для разных возрастных групп для реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
На основе теоретических и практических данных мы выяснили, что у детей, благодаря строительным играм будут формироваться:
- Обобщенные представления о конструируемых объектах;
- Развиваться динамические пространственные представления: умения мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;
- Развиваться пространственное мышление и речь, так как, осваивая пространственные отношения, дети фиксируют их в словах и понятиях, которые запечатлеются в их памяти непосредственно.
Для педагогов:
- Информированность по данной проблеме;
- Использование материала в практической деятельности.
Реализация проекта проходила в III этапа:
I этап - Подготовительный
- Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме;
- Целенаправленное выявление проводимой работы во всех возрастных группах детского сада по данной проблеме;
- Подборка дидактических и строительных игр на развитие пространственной ориентировки в разных возрастных группах;
- Сбор материала по работе с родителями в данном направлении (фото, совместное конструктивное творчество, участие в фестивале, выставки, памятки и консультации)
II этап – Практический
- Работа с детьми (наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций);
- Дидактические и строительные игры с детьми по данному направлению;
- Создание условий для детского конструирования (пополнение предметно - развивающей среды).
- Разработка тематического планирования для разных возрастных групп.
Для развития у детей пространственной ориентировки и конструктивных способностей, в группах имеются уголки для конструктивной деятельности, которые способствуют формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей.
Во всех возрастных группах в соответствии с программными требованиями созданы условия для конструктивной деятельности и обыгрывания построек, подобран различный строительный материал и мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). В старших группах имеются для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей.
Для реализации проекта разработан перспективно-тематический план по всем возрастным группам
Группа | Тема | Цель |
Младшая группа | 1. «Чудесный мешочек» 2. «Учимся, играя! » 3. «Длинные и короткие дорожки для кукол» 4. «Забор у домика» | 1. Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее. 2. Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление. 3. Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кубик, кирпичик, пластина, призма. Формировать пространственные признаки «длинный-короткий», «широкий-узкий». Развивать речь детей. 4. Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кирпичики на узкую сторону, плотно приставлять их друг к другу. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность. |
Средняя группа | 1. «Строим домик по схеме» 2. «Составление силуэта кошки из геометрических фигур» 3. «Грузовые машины» 4.«Строим домик для поросят» | 1. Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа, как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности и пространственное мышление. 2. Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу. 3. Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу. 4. Учить анализировать готовую графическую модель предмета. Преобразовывать модель предмета в модель его конструкции из деталей. Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, полукуб, кирпичик, брусок, пластина, цилиндр). |
Старшая группа | 1. «Грузовой автотранспорт» 2. «Гараж для машин» 3. «Мост для пешеходов» 4. «Жилой дом» | 1. Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; учить детей анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Развивать конструктивные способности. 2. Закрепить умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами имеющегося автомобиля. Развивать самостоятельное творческое конструирование. 3. Формировать умения создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями; анализировать условия и на условии анализа строить и контролировать свою деятельность. Развивать конструктивные умения. 4. Учить на основе анализа образца находить отдельные конструктивные решения. Формировать умение преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями. Развивать творчество. |
Подготовительная группа | 1. «Наш детский сад» 2. «Строим вокзал» 3. «Строим по рисунку» Закреп 4. «Арена цирка» | 1. Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием. Дать представление о плане и условные обозначения в нем. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы. 2. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности. 3. Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать постройку, строить по готовому «чертежу». Развивать стремление к поиску новых решений. 4. Взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру. Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Развивать умение работать коллективно. |
III этап – Обобщающий
- Создание мультимедийной презентации проекта «Строительная игра – средство развития ориентировки в пространстве»
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Перспектива: заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.
Овладение ребенком пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в строительных играх и в повседневной жизни является условием успешного обучения в школе.
Теоретическая база опыта:
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с. - Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И. Корзакова. – М.: Просвещение.1966.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с. - «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения).
- «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова (детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях).
- «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.
Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...
Презентация развитие ориентировки в пространстве у дошкольников
ДОКЛАД«Развитие ориентировки в пространстве в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре» Одним из основных принципов детской психологии яв...
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения
Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространс...
Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с использованием дидактических игр
Проблеме ориентировки в пространстве посвящено множество исследований специалистов, поскольку именно умение человека ориентироваться в пространстве является основой познавательной и мыслительной деяте...
Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...
" Игры для развития ориентировки в пространстве для дошкольников ".
В материале представлены игры на развитие ориенировки в пространстве для старших дошкольников....
- Мне нравится (2)