Проект «Строительная игра – средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»
проект по конструированию, ручному труду

Гламоздина Светлана Викторовна

Краткосрочный проект, направленный на развитие пространственной ориентировки детей посредством конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчик проекта: Гламоздина С.В.

Проект «Строительная игра – средство

 формирования ориентировки в пространстве у дошкольников» (краткосрочный)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: педагоги детского сада, дети, родители.

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.  Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

Актуальность проекта заключается в формировании интереса к конструированию у детей дошкольного возраста, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, в частности ориентировку в пространстве.

Цель проекта: Развитие пространственной ориентировки детей посредством строительных игр.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников через конструктивную деятельность.
  2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.
  3. Проанализировать влияние строительных игр  на пространственное развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).
  4. Разработать тематическое планирование на месяц для разных возрастных групп для реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

На основе теоретических и практических данных мы выяснили, что у детей, благодаря строительным играм будут формироваться:

  • Обобщенные представления о конструируемых объектах;
  • Развиваться динамические пространственные представления: умения мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;
  • Развиваться пространственное мышление и речь, так как, осваивая  пространственные отношения, дети  фиксируют их в словах и понятиях, которые запечатлеются в их памяти непосредственно.

Для педагогов:

  • Информированность по данной проблеме;
  • Использование материала в практической деятельности.

Реализация проекта проходила в III этапа:

I этап - Подготовительный

  • Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме;
  • Целенаправленное выявление проводимой работы во всех возрастных группах детского сада по данной проблеме;
  • Подборка дидактических и строительных игр на развитие пространственной ориентировки в разных возрастных группах;
  •  Сбор материала по работе с родителями в данном направлении (фото, совместное конструктивное творчество, участие в фестивале, выставки, памятки и консультации)

     II этап – Практический

  •  Работа с детьми (наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций);
  •  Дидактические и строительные игры с детьми по данному направлению;
  •  Создание условий для детского конструирования (пополнение предметно -                  развивающей среды).
  •  Разработка тематического планирования для разных возрастных групп.

Для развития у детей пространственной ориентировки и конструктивных способностей, в группах имеются уголки для конструктивной деятельности, которые способствуют формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей.

Во всех возрастных группах в соответствии с программными требованиями созданы условия для конструктивной деятельности  и обыгрывания построек, подобран различный строительный материал и мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). В старших группах имеются для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей.

Для реализации проекта разработан перспективно-тематический  план по всем возрастным группам

Группа

Тема

Цель

Младшая

 группа

1. «Чудесный мешочек»

2. «Учимся, играя! »

3. «Длинные и короткие

дорожки для кукол»

4. «Забор у домика»

1. Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.

2. Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.

3. Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кубик, кирпичик, пластина, призма. Формировать пространственные признаки «длинный-короткий», «широкий-узкий». Развивать речь детей.

4. Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кирпичики на узкую сторону, плотно приставлять их  друг к другу. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность.

Средняя группа

1.  «Строим домик по схеме»

2. «Составление силуэта

кошки из геометрических

фигур»

3. «Грузовые машины»

4.«Строим домик для поросят»

1. Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа, как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности и пространственное  мышление.

2. Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу.

3. Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу.

4. Учить анализировать готовую графическую модель предмета. Преобразовывать модель предмета в модель его конструкции из деталей. Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, полукуб, кирпичик, брусок, пластина, цилиндр).

Старшая группа

1. «Грузовой автотранспорт»

2. «Гараж для машин»

3. «Мост для пешеходов»

4. «Жилой дом»

1. Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; учить детей анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Развивать конструктивные способности.

2. Закрепить умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами имеющегося автомобиля. Развивать самостоятельное творческое конструирование.

3. Формировать умения создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями; анализировать условия и на условии анализа строить и контролировать свою деятельность. Развивать конструктивные умения.

4. Учить на основе анализа образца находить отдельные конструктивные решения. Формировать умение преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями. Развивать творчество.

Подготовительная группа

1. «Наш детский сад»

2. «Строим вокзал»

3. «Строим по рисунку»

Закреп

4. «Арена цирка»

1. Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием. Дать представление о плане и условные обозначения в нем. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы.

2. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности.

3. Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать постройку, строить по готовому «чертежу». Развивать стремление к поиску новых решений.

4.  Взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру. Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Развивать умение работать коллективно.

         III этап – Обобщающий

  • Создание мультимедийной презентации проекта «Строительная игра – средство развития ориентировки в пространстве»
  • Презентация проекта на педагогическом совете.

    Перспектива: заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.

Овладение ребенком пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в строительных играх и в повседневной жизни является условием успешного обучения в школе.

Теоретическая база опыта:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
    М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с.
  2. Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И. Корзакова. – М.: Просвещение.1966.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
    Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
  4.  «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения).
  5.  «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова (детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях).
  6.  «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...

Презентация развитие ориентировки в пространстве у дошкольников

ДОКЛАД«Развитие ориентировки в пространстве в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре»     Одним из основных принципов детской психологии яв...

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения

Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространс...

Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с использованием дидактических игр

Проблеме ориентировки в пространстве посвящено множество исследований специалистов, поскольку именно умение человека ориентироваться в пространстве является основой познавательной и мыслительной деяте...

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...

" Игры для развития ориентировки в пространстве для дошкольников ".

В материале представлены игры на развитие ориенировки в пространстве для старших дошкольников....