"Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками"
статья по конструированию, ручному труду
Статья о применении робототехники в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Робототехника как новое направление с дошкольниками" | 407.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Одна из главных задач, которые стоят в ФГОС ДО - формирование мотивации развития обучения дошкольников, их творческой, познавательной деятельности. Эти задачи требуют создание особых условий в учении, связанных с организацией и оборудованием соответствующей образовательной средой и побуждением ребенка к познанию и деятельности.
Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность, способствуют интеллектуальному развитию детей.
Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.
Актуальность робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в ДОО
Для работы с детьми были приобретены комплекты линейки конструктора по образовательной робототехнике фирмы HUNA. Линейка конструктора включает в себя наборы трех уровней и устроена по принципу от простого к сложному. Каждый набор содержит какие-либо электронные элементы: датчики, моторы, блок питания, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехнического моделирования. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и схемами технической сборки нескольких моделей. На базе этого модуля можно сконструировать новые модели разнообразных роботов.
HUNA- робот, конструктор нового поколения, очень понравится детям своей красочностью, звуковыми эффектами, красивыми и смешными моделями. Пластмассовые блоки его необычные по форме, присоединяются с шести сторон, что дает больше пространства для творчества.
На занятиях дети знакомятся с основами робототехники и технического моделирования, учатся правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования, и конечно создавать своих неповторимых роботов.
Виды и формы образовательной деятельности по направлению основы робототехники:
• методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;
• экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;
• деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов моделей;
• предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая.
Разные формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу.
Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
2. Конструирование по модели.
В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
3. Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Заниматься робототехникой в детском саду можно уже со 2 младшей группы, дифференцируя задания и виды занятий в соответствии с возрастными особенностями.
Создавая реально действующую модель робота по разработанной схеме, дети чувствуют себя настоящими инженерами - конструкторами. Чтобы робот в конце сборки начал двигаться, надо внимательно рассмотреть инструкцию, прочитать чертеж – схему, выбрать нужные детали, правильно соединить блоки, мотор и датчик. Если допустить мельчайшую ошибку, работа не принесет желаемого результата. Дети стараются быть внимательными, помогают друг другу и очень радуются, когда в конце занятия видят сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Робототехнические занятия обогащаются сказочными историями, загадками, мультфильмами, видео и слайдовыми фильмами. На занятиях имеющиеся знания о моделируемом объекте дети дополняют интересной научной информацией. Например, работая по теме «Животный мир», дошкольники узнают не только о внешнем виде, повадках, особенностях жизни и местах обитания наших младших друзей, но и о необычных интересных фактах. Яркие зрительные впечатления об объекте, помогают детям создавать очень интересные, необычные фантазийные образы.
В конце занятия ребята с удовольствием играют своими созданными поделками, рассматривают роботов на выставке, рассказывают о своем творении или устраивают маленькие соревнования.
Данные занятия совмещают развлечение и образование, помогают развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления, способствуют развитию необходимых в дальнейшей жизни навыков, формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - одно из направлений дефектологической работы с дошкольниками с недоразвитием интеллекта
Основные рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики...
Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые зад...
Робототехника в детском саду, как новое направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограничен...
Новые направления в работе с аудиторией родителей(законных представителей) через реализацию технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
нвые формы работыс родителями....
Статья на тему: "Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные дети, так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области челове...
"Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"
Доклад к педсовету, опыт работы...
СТАТЬЯ «Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста»
Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области ч...