Кружок "Умелые ручки"
материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация.
Детский сад «Солнышко» п. Николаевский.
Программа кружка
По ручному труду «Умелые ручки»
для детей 0т 5-7 лет
на 2020-21 учебный год.
Воспитатели: Дмитриева Т.И.
Федорова Д.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок по ручному труду «Умелые ручки» разработан для детей 5-7 лет. Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет ребенка думать. Физиологами установлено, что пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Умственное развитие рекомендуется стимулировать путем активных движений пальцев. Тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.
Все виды художественной деятельности дают также и прекрасную возможность для развития творческой активности детей. В процессе художественной деятельности активно формируется восприятие ощущений ребенка, его мышление, память. Развивается художественный вкус, нравственные качества.
Работа в кружке «Умелые ручки» должна способствовать развитию у детей активизации умственной деятельности и творческих способностей, расширению кругозора и трудовых навыков.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Цель: Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Обучающие
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
- обучать различным приемам и методам практической работы с различными материалами и средствами;
- формировать умения следовать устным инструкциям.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать интерес дошкольников к художественному творчеству;
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Самостоятельно создает поделки.
- Проявляет интерес к ручному труду.
- Имеет чувство пропорции, композиции и ритма.
- Имеет представление о работе с разнообразным материалом.
-Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
-Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
-Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
-Соблюдает правила поведения
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
-Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
-Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в поделке сделанной своими руками.
-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
-Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
-Создает, преобразовывает и обыгрывает поделки из разнообразных материалов.
-С желанием занимается ручным трудом (изготовление игровой атрибутики и сувениров), владеет навыками работы с природным материалом, бумагой, картоном.
- Владеет экономными приемами работы, бережно относится к материалам и инструментам, выполняет правила безопасности при выполнении разных видов работ.
.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
-цветную бумагу,
-гофрированный картон;
-картон белый и цветной,
-клей (наилучшим является клей ПВА),
-бумажные полоски
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
-карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
-салфетки,
-клеенка,
-шишки,
-шерстяные нитки,
-пластилин,
-семечки, шелуха,
-вата,
-разноцветный песок,
-спил от цветных карандашей,
-крупа,
-соленое тесто.
. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
Список литературы
- Комплексные занятия по редакцией Н.Е.Вераксы. старшая гр., подготовительная гр. Волгоград. Издательство «Учитель»
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. – 64 с.
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.
М.: Мозаика-Синтез. 2008.
- И .А. Лыкова Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа М. Издательский дом «Цветной мир» 2011
- И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014
6. Г. Н. Давыдова. Пластилинография . Москва -2008
7.Е.Г. Лебедева Фантазии из бумаги и пластилина М. Айрис Пресс 2007 8.Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков – М.2007.
Примерный перспективный план кружка по ручному труду в старшей-подготовительной группе «Бабочки»
Тема | Программные задачи | Материалы |
СЕНТЯБРЬ | ||
Грибы, ягоды | Развивать координацию руки, умение вырезать круги, полукруги, овал, работать с шаблонами .Развивать фантазию, творческое мышление, усидчивость. Воспитывать трудолюбие. | Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш. |
Яблоня | Учить детей скатывать кружочки и цилиндры из пластилина и присоединять на шишку. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Шишки, пластилин |
Лебедь | Учить детей скатывать колбаску, придавать ей изогнутую форму, присоединять к шишке. Учить детей работать с ватой. Воспитывать аккуратность, бережность, доброту к живой природе. | Шишки, пластилин, вата |
«Бумажный комочек» Коллективная работа «Осенний лес» | Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей карандаш. |
ОКТЯБРЬ | ||
Кукла (из шерстяных ниток) | Познакомить с новым видом прикладного искусства с изготовлением кукол из шерстяных ниток. Развивать мелкую моторику рук, умение завязывать узелки, умение соблюдать пропорции. Закреплять умения скатывать шарики из пластилина и сплющивать их. Воспитывать аккуратность, любовь к различным видам прикладного искусства. | Шерстяные нитки, ножницы, пластилин, зубочистки. |
Пластилинография «Ветка рябины» | . Закрепление технических навыков и приемов работы с пластилином. Лепить из частей, равномерно распределяя их на плоскости, дополнять деталями ,плотно соединяя их с пластилиновой основой. Развивать мелкую моторику. | Цветной картон, пластилин. |
Барельеф «Рыбка» | Закреплять у детей умение работать с трафаретами, рисуя рыбку. Заполнить рисунок пластилином, дополняя детали крупой гороха, семечками подсолнуха, макаронными изделиями. Развивать моторику руки. Способствовать развитию творческих способностей. | Трафарет, пластилин. |
Флаг РФ | Закреплять знания детей о символах РФ (герб, флаг). Развивать умение аккуратно и ровно приклеивать цветные полоски на основу, умение складывать прямоугольные полоски пополам. Развивать глазомер. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине и родному краю. | Прямоугольники из белой бумаги, цветные полоски (триколор), пластилин, палочки, клей-карандаш. |
НОЯБРЬ | ||
Нарядим маму в осенний наряд | Учить выполнять аппликацию из листьев(платье),аккуратно обращаться природным материалом. Развивать творческую фантазию, точность, аккуратность. Воспитывать уважение и любовь к маме, усидчивость, внимательность. | Осенние листья, фломастеры, краски белая бумага, клей |
Ёжики (из пластилина и семечек) | Развивать умение формировать мордочку ежика из пластилина, умение прикреплять семечки к пластилиновой основе, создавая образ ежа. Воспитывать интерес к выполняемой работе, трудолюбие, усидчивость. | Пластилин, семечки, стеки. |
Поделки из соленого теста | Познакомить детей с пластичным материалом - соленое тесто. Рассказать о схеме изготовления данного материала. Добавить пищевые красители, для получения теста разных оттенков. Предложить с помощью кулинарных формочек вылепить различные фигурки. Развивать у детей воображение, творчество, мелкую моторику рук. | Соленое тесто. красители, формочки |
Ёлка (из шишек) | Учить детей скатывать кружочки и цилиндры из пластилина и присоединять на шишку. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Шишки, нитки, блестки, клей, пластилин. |
ДЕКАБРЬ | ||
Снежинки | Учить выполнять снежинки из различного материала на пластилиновой основе. Развивать фантазию, чувство ритма. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира, трудолюбие, аккуратность, внимательность. | Картон разной формы, пластилин, семена, крупа. |
Коллективная работа «Зимний лес» | Развивать умение работать с различными видами материалов, способами их соединения друг с другом. Развивать творческие способности детей, фантазию, желание создавать прекрасное своими руками. Воспитывать трудолюбие, желание помогать друг другу. | ветки, вата, пластилин, группа манная, клей ПВА, основа |
Новогодние поделки - «Елочные украшения» | Продолжать учить детей работать с шаблонами, учить работать с выкройкой. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца. | Цветная бумага,картон, клей, основа. |
Коллективная работа «Мишки на Севере»: 1.Раскрашивание шишек белой гуашью; 2. Делаем медведей (морда, хвост, уши, лапы) | Развивать умение работать коллективно, умение окрашивать неровные поверхности, аккуратно закрашивать без пропусков. Умение лепить части тела и прикреплять их к шишке. Воспитывать интерес, трудолюбие. | Шишки, гуашь белого цвета, кисти, пластилин |
ЯНВАРЬ | ||
«Зимняя ночь» аппликация, с использованием пенопласта | На тонированной бумаге серых и черных тонов, с помощью пенопласта создать картину, напоминающую ночной снегопад. Воспитывать у детей творческие способности, креативность, аккуратность. Вызвать у детей положительное отношение к зимнему времени года. Продолжать закреплять знания о безопасном поведении во время работы с необычными материалами. | Разлинованные квадраты, клей-карандаш, ножницы, картон (основа), цветные карандаши. |
Коллективная работа «Город» (из коробочек) | Развивать умение работать коллективно, умение составлять единую композицию из отдельных элементов. Воспитывать любовь к родному городу. | Различные коробочки, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, цветные карандаши, фломастеры. |
Работа с тканью, иголкой. Пришивание пуговиц | Формировать умение делать бахрому по краю ткани, умение обращаться с иголкой, нитками. Учить пришивать пуговицы. | Ткань нитки, иголки, ножницы, пуговицы. |
ФЕВРАЛЬ | ||
Знакомство со швом «вперед иголку» | Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, иголкой. Учить детей шву «вперед иголку» вышивать по контуру ,используя этот вид шва, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности. | Ножницы. иголки, ткань с контуром яблока. |
Подарок для папы «Рамка для фото» | Развивать умение подбирать разнообразный бросовый материал для изготовления задуманной поделки Развивать воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений Вызвать у детей воспоминание о начале весны, и о приближающемся лете. Вырезать и наклеить цветы разных цветов и разной формы на зеленый фон. Закрепить уже имеющиеся умения и навыки, при изготовлении открытки. | Бросовый материал,ленточки, картон, цветная бумага. ножницы. клей. Зеленый фон, простой карандаш, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, картон |
Цветы для милой мамы (открытка) Для творческой выставки. | Познакомить с разными способами изготовления открыток. В технике аппликации, оригами. | Простой карандаш, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, картон |
Игольница для мамы | Учить кроить несложные изде- лия ,сшивать их швом «вперед иголку», украшать изделие тесьмой, вышивкой .Вызвать желание сделать маме приятное. | Ножницы, иголки, ткань, поролон, тесьма. |
Март | ||
Знакомство со швом «через край». Изготовление мелких игрушек. | Упражнять в умении кроить детали для несложных игрушек, сшивать их швом «через край» Развивать у детей воображение, творчество, мелкую моторику рук. | Ножницы, иголки, ткань, поролон, тесьма, ленты, пуговицы. |
Оригами «Весенние листья. цветы» | Учить делать поделку из бумаги, сложенной гармошкой, развивать творчество ,координацию движений. | Квадратные листы цветной бумаги, простой карандаш, клей-карандаш, ножницы. |
Изготовление игрушек из конусов и цилиндров. | Учить делать игрушки из конуса(из круга), цилиндра(из прямоугольника ).Придавать поделке определенный образ, украшая вырезанными мелкими деталями.. | Цветная бумага, ножницы, картон, клей-карандаш. |
Пластилинография «Животные весной». | Закреплять умение применять разные виды пластилинографии при создании картины.Расширять знания детей о животных. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь к родному краю. | Силуэты животных на белом картоне, пластилин, стеки. |
АПРЕЛЬ | ||
«Береза» в технике квиллинг | Продолжать знакомить со свойствами бумаги, ее пластичность. Познакомить детей с новым способом аппликации в технике «квиллинг». Поупражнять детей в изготовлении деталей, для листочков, ствола, веточек. | Цветные полоски, карандаши, клей-карандаш, ножницы. |
Ракета (из треугольников) | Продолжать знакомить детей с «геометрической мозаикой». Закреплять умение делить квадрат на равные треугольники (на 8 частей). Формировать умение составлять фигуру ракеты из треугольников. Воспитывать патриотизм, аккуратность, точность, терпение. | Разлинованные квадраты, клей-карандаш, ножницы, картон (основа), цветные карандаши. |
Объемные поделки Прием складывание: Автобус | Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение. | Клей-карандаш, ножницы, цветной картон (основа), цветные карандаши. |
Праздничный салют со звездой | Развивать умения детей обводить по шаблону фигуру в форме звезды и вырезать ее. Развивать умение работать с мелкими элементами, приклеивая их на основу. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину. | Цветная бумага. Картон, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы, цветное конфетти. |
МАЙ | ||
Картина «Лес» | Создавать сюжетную композицию, продолжать передавать особенности изображаемых предметов, используя нетрадиционный материал –нарезанные нитки. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений. | Цветные нитки, бумага, клей. |
« Рыбки»( из воздушных шариков) | Учить выполнять поделки из различного материала. Развивать творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа | Воздушные шарики, самоклеющаяся бумага, ножницы, образец. |
Ваза с цветами (из кругов) | Закреплять умение обводить круги по шаблону и аккуратно вырезать их. Учить детей сгибать круги различными способами создавая элементы цветов. Развивать терпение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие. | Цветная бумага, шаблоны кругов, ножницы, простой карандаш, клей-карандаш, основа в виде вазы. |
РЕГЛАМЕНТ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Продолжительность реализации программы 1 год - с детьми 5-7 лет.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий - не более 30 минут.
Формы организации занятий:
Фронтальный, фронтально – индивидуальный, коллективный.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду; и за пределами;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
Приложение№1
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов , при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок , сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности . Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2. Работа с мятой бумагой.
Технология изготовления игрушек из бумаги,
помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой:
- специальные занятия по ручному труду в кружке «Умелые руки»
- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений
- творческие проекты.
3. Бумагопластика и художественное макетирование.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
4.Изготовление объёмных картинок.
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
6. Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового , при его подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
7.Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
8.Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
9.Изделия из соленого теста.
На Руси, когда вошло в обычай празднование Нового года, люди дарили друг другу фигурки из соленого теста. Отсюда название таких фигурок - «хлебосол». Их расписывали росписью характерной для местности проживания. Знакомство с технологией изготовления поделок и рецептурой приготовления соленого теста., в том числе и цветного. Сложность работы над объемной аппликацией. Создание объемной аппликации с применением металлической ложки. Конструирование изделий: овощи, фрукты, грибы и др. Покрытие изделий водоэмульсионной краской белого цвета, раскрашивание гуашевыми красками.
Формирование умений работать в группе, умений выражать свои мысли через творческую деятельность.
10. Пестрая смесь.
Познакомить с технологией изготовления изделий используя различные крупы (греча, рис, манная крупа, горох, макароны) и семена арбуза, тыквы, подсолнечника и др. Эти панно можно сделать на картонных кругах, старых пластинках и наклеиваются с помощью клея ПВА или пластилина. Использовать знания природных свойств (форма, цвет) семян плодов в своих творческих работах. Предусмотрена самостоятельная творческая работа по созданию изделий. Дети выбирают сюжет, делают эскиз, подбирают материал, фон, наклеивают элементы мозаики, создают композицию. Мозаика — рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных, камешков, кусочков стекла, пластмассы и др. Композиция — соотношение и взаимное расположение частей.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
1. По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала , как правило, показывают способы их воспроизведения .
2. Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение , что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу.
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности ; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте , владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
4.По теме.
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций ( « птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Приложение№2
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном».
Задачи обучения:
1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу (например:«Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки»).
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона : (например:«Домик», «Автобус», «Скворечник».)
5. Учит элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам ( подвески, флажки, гирлянды).
Раздел 2. «Работа с природным и бросовым материалом».
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала ( загадок, практических опытов, сбора природного материала , экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов ( пластилин, глина) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки» , « Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу с природным материалом ( используя как дополнительный материал пластилин) такие работы, как «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине».
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чая ( 100 гр.) , упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы , как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.
Раздел 3 . «Лепка. Пластилинография.Тестопластика».
Задачи обучения:
1. Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части , прижимая и примазывая их.
2. Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные , характерные признаки предметов.
3. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами ( комбинированным и конструктивным).
4. Учить детей использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.
Задачи воспитания:
1. Совершенствовать передачу динамики и статики при создании изображений в лепке.
2. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах в лепке: соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиции - в нетрадиционной художественной технике –пластилинографии.
Общие задачи по всем разделам:
1.Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
2.Учить детей выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам художественного произведения.
3.Самостоятельно проектировать игрушку , определяя последовательность этапов выполнения объёмов работ.
4.Уметь зарисовывать графическую схему поэтапной работы с природным материалом на доске или бумаге.
5.Анализировать предложенный воспитателем образец- поделку, определяя , из каких материалов он сделан.
6.Учить эстетично оформлять свою работу , украшать её отдельными деталями ( рамкой, кантом, бусами, подвесками).
7.Воспитывать целеустремлённость в работе.
8.Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
9.Учить детей анализировать образы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
10. Развивать целеустремлённость в работе.
11.Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
12. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
13. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
14.Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
15. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно , не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Умелые ручки»
Приложение№ 3
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад . В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта , книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее
содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Умелые ручки» в детском саду , тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Умелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок , должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Приложение №4
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия , при которых задаётся общее направление , согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями показывают , что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада . На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений,
Выполненных совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут быть такими:
1. « Герои любимых сказок».
2. «Выставка весёлых человечков». ( мелкая пластика из природного материала)
3. « Мастера- золотые руки» .( вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё )
Проводя индивидуальную работу с родителями , педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых ( тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее. В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее , когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого участника праздника.
Задачи работы руководителя кружка «Умелые ручки» по взаимодействию с родителями :
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;
• Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями :
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество ,а не настойчивость.
• Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
• Динамичность.
Мероприятия , проводимые руководителем кружка «Умелые ручки», для родителей в течение года :
• «День открытых дверей»
( Посещение родителями занятий кружка «Умелые ручки» ).
• Семинары – практикумы для родителей : «Волшебная сказка – Оригами», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир» и т. д
Темы консультаций для родителей:
«Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами».
«Как воспитать творческую личность».
« Истоки рукоделия» и т. д.
Конкурсы :
1. Конкурс семейных работ «Как я мамочку люблю».
2. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка или Мастерская Деда Мороза» . ( нетрадиционное техника выполнения творческих работ с использованием разнообразных материалов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...