финансовая грамотность." Что такое деньги".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ронис Раиса Викторовна

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Что такое деньги".37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности,

Игра-«Что такое деньги» в старшей группе.

Цель:

• формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• закрепить с детьми понятие «деньги»;

• дать понятие«купюра»«монета»

• познакомить с деньгами своей страны ;

• способствовать формированию коммуникативных отношений;

• развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и

• воображение.

Оборудование:

• карточки с изображением купюр, монет;

• карты с заданиями;

• картинки с иллюстрациями;

• листы цветной бумаги для изготовления кошелька;

• схема изготовления кошелька;

• монетки – шоколадки по количеству детей.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня пришла на работу, возле двери нашла кошелек. Вы не знаете, кто его потерял? Заглядываю в кошелек и читаю записку: «Здравствуйте, ребята! Я – Гном Эконом из страны Финансов. Приглашаю Вас в свою страну, где вас ожидают различные испытания, за выполнение которых, вы сможете получить вознаграждение. В кошельке имеются подсказки с заданиями. Желаю успеха!».

В: Вот это да! Вот оказывается, откуда кошелек! Ну что, ребята, принимаем приглашение?

Основная часть.

В: Итак, начинаем.

Первое задание называется«Деньги»

В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?

Д(заплатить)

В: Чем мы платим за товар?

Д(деньгами)

В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги? Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…Сначала они обменивали товар на товар. Например, кто ловил рыбу он обменивал ее на то, что у него не было, ну, например, на яйца. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди пришли к выводу, что нужны деньги. Но самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?

Д(монеты)

В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Д(купюры)

В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: есть иностранные деньги, и Российские – это рубли.

И вот для вас первое задание.

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.

В: Молодцы! С первым заданием вы справились.

В: Давайте посмотрим, какое второе задание? Оно называется«Сказки»

В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её :

1. Какой сказочный герой положил  деньги в яму, для того,чтобы вырасло денежное дерево?(Буратино).

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи(Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла монетку, когда шла на базар и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

В: Молодцы! Нас ждет следующее задание.

И это «Загадки», но прежде давайте немного разомнемся

«Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

«Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

4. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

7. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

8. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

В: Четвёртое задание: игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите«ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите«Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В. : — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

В: Пятое задание называется «Доходы и Расходы».

Давайте с вами ребята разберемся, что же такое Доходы и Расходы. Как вы думаете, что такое доход?

Д: ответы детей.

В: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что?

Д: ответы детей

В: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.

Теперь давайте разберемся, что такое расход. Как вы думаете?

Д: ответы детей.

В: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.

В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Вы нашли клад….(доход)

- Бабушка купила молоко…. (расход)

- Мама купила ботиночки…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Папа заплатил за стрижку (расход)

- Брат получил стипендию…. (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

В: Молодцы! И с этим заданием мы справились.

Ребята,а что это?

Д:ответы детей.

В:Правильно-это пластиковая банковская карта. Для чего она нужна? Отв детей

В: Последнее наше задание«Домик, в котором живут деньги»

В: Ребята, вы все знаете, где взрослые хранят свои деньги, когда отправляются в магазин за покупками. В кошельке. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги, чтобы прятать в него свои деньги.

Изготовление, детьми кошелечка.

В: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Мы закрепили знания о деньгах.Ребята, а в кошельке что-то осталось. Смотрите, за все выполненные задания Гном-Эконом дал нам вкусные монеты. Вот какой молодец!

Заключительная часть.

В: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?

Что мы с вами сегодня делали?

Скажите, как называются металлические деньги?

А как называются бумажные деньги?

Молодцы!

(Дети получают монеты-шоколадки)

SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги»«монета»«банкнота»,

«пластиковая карта»;

SSS 61482; наличные и безналичные деньги;

SSS 61482; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательная:

SSS 61692; познакомить с понятием «деньги»«монета»«банкнота»«пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

Развивающая:

SSS 61692; Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитательная:

SSS 61692; Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Материал и оборудованиеденьги, монеты, банкноты, пластиковая карта,

шоколадные монетки.

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

К нам пришли сегодня гости, Так давайте, улыбнемся и скажем дружно

ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что существует интересная страна Финансов?

А что такое финансы?

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Страна Финансов очень большая, она включает в себя финансовые отношения, связанные с денежными расчетами.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в эту странy!

Давайте закроем глаза и скажем:

Слайд 2

«1,2,3, покружись в стране Финансов окажись»!

Слайд 3 (звук кошелька)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?

Дети: Кошелек.

Воспитатель: А зачем людям необходим кошелек?

Дети: В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)

Воспитатель: Правильно, кошелек используют для денег.

Воспитатель: Что получают родители за свой труд?

Дети: Зарплату

Воспитатель: Что получают бабушка и дедушка?

Дети: Пенсию

Воспитатель: Что получают старший брат (сестра?

Дети: Стипендию

Слайд 4

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в нем лежит?

(воспитатель открывает кошелек, в котором находятся Финансовые загадки)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. (кассир)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

И врачу, и акробату

Выдают за труд. (зарплату

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем (деньги).

Слайд 5

Воспитатель: Открывается кошелек и вылетает монетка.

Что это такое?

Дети: Монетка.

Воспитатель: Правильно, монеты.

Слайд 6

Воспитатель: Давайте посмотрим и определим, какие деньги существовали в прошлое время.

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу.

Слайд 7

Воспитатель: Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Так люди обменивались различными предметами своего труда.

Слайд 8

ВоспитательДеньги заменяличеловеку: мех животных, зёрна, соль, орехи, бусинки, камешки, ракушки.

Воспитатель: Были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет

Слайд 9

Воспитатель: Первые деньги были каменными. Посмотрите на экран.

Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми.

Слайд 10

Воспитатель: С течением времени появились первые монеты металлические деньги.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Ответы

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами.

Слайд 11

Воспитатель: Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Слайд 12

Воспитатель: Ребята, а что ещё осталось в кошелке (Шелест банкноты)

Слайд 13

Воспитатель: Ребята, первые бумажные деньги появились в древнем Китае.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Так впервые появились на свете бумажные деньги.

Слайд 14

Воспитатель: Посмотрите на экран, вы видите деньги разных государств?

Какие денежные единицы, вам знакомы?

(Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т. д.).

Денежные единицы разных стран называются валюта (дети повторяют слово)

Как называются деньги других стран?

Что такое валюта?

Слайд 15

Воспитатель: В какой стране мы живем?

Дети: Россия

Слайд 16

Воспитатель: А какая валюта используется в нашей России.

Дети: Рубли

Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги?

Воспитатель: Из чего делают деньги

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Все бумажные деньги называются купюры или банкнота.

Дети: Банкнота, купюра (Закрепление)

Воспитатель: Ребята, деньги делают из специальной бумаги, как вы думаете, почему используют такую бумагу?

Дети: Защитить от подделок.

Физминутка «Будем денежки считать»

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы

Слайд 17 Воспитатель: Ребята, предлагаю вам подойти к столу и рассмотреть, какие денежные знаки на банкнотах

(дети рассматривают и находят знаки)

SSS 61692; Историческое место в России

SSS 61692; Водяные знаки

SSS 61692; Защитная нить

SSS 61692; Номер банкноты

SSS 61692; Номинал стоимость банкноты

SSS 61692; Герб эмблема банка

Воспитатель: Давайте на экране покажем элементы знаков банкнота (показ знаков)

Слайд 18

Воспитатель: Где мы носим деньги монеты и банкноты?

Дети: В кошельке

Воспитатель: Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».

Слайд 19

Воспитатель: Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Денег у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте

Мы можем назвать безналичные деньги.

Слайд 20

Воспитатель: Ребята предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что можно купить?»

Перед вами на экране картинки, отберите то, что можно купить за деньги

(Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купит).

Воспитатель: А почему 3 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы (Дружбу, любовь, жизнь).

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Слайд 21

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Как люди поступали, когда не было денег?

Какие были самые первые деньги?

Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).

А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах)

Для чего деньги нужны людям?

Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно.

Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной:

«1,2, 3 Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

(ответы детей)

Молодцы ребята, за вашу дружную работу королева страны Финансов приготовила для вас подарки шоколадные монетки (медальки) – сюрпризный момент.

«Здравствуйте, ребята! Я – Гном Эконом из страны Финансов. Приглашаю Вас в свою страну, где вас ожидают различные испытания, за выполнение которых, вы сможете получить вознаграждение. В кошельке имеются подсказки с заданиями. Желаю успеха!».

В: Вот это да! Вот оказывается, откуда кошелек! Ну что, ребята, принимаем приглашение?

Первое задание называется«Деньги»

В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?

Д(заплатить)

В: Чем мы платим за товар?

Д(деньгами)

В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги? Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…Сначала они обменивали товар на товар. Например, кто ловил рыбу он обменивал ее на то, что у него не было, ну, например, на яйца. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди пришли к выводу, что нужны деньги. Но самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?

Д(монеты)

В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Д(купюры)

В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: есть иностранные деньги, и Российские – это рубли.

И вот для вас первое задание.

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.

В: Молодцы! С первым заданием вы справились.

В: Давайте посмотрим, какое второе задание?

Оно называется«Сказки»

В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её :

1. Какой сказочный герой положил  деньги в яму, для того,чтобы вырасло денежное дерево?(Буратино).

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи(Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла монетку, когда шла на базар и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

В: Молодцы! Нас ждет следующее задание.

И это «Загадки», но прежде давайте немного разомнемся

«Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

«Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

4. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

7. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

8. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

В: Четвёртое задание: игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите«ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите«Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В. : — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

В: Пятое задание называется «Доходы и Расходы».

Давайте с вами ребята разберемся, что же такое Доходы и Расходы. Как вы думаете, что такое доход?Д: ответы детей.

В: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что?

Д: ответы детей

В: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.

Теперь давайте разберемся, что такое расход. Как вы думаете?

Д: ответы детей.

В: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.

В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Вы нашли клад….(доход)

- Бабушка купила молоко…. (расход)

- Мама купила ботиночки…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Папа заплатил за стрижку (расход)

- Брат получил стипендию…. (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

В: Молодцы! И с этим заданием мы справились.

Ребята,а что это?

Д:ответы детей.

В:Правильно-это пластиковая банковская карта. Для чего она нужна? Отв детей

В: Последнее наше задание«Домик, в котором живут деньги»

В: Ребята, вы все знаете, где взрослые хранят свои деньги, когда отправляются в магазин за покупками. В кошельке. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги, чтобы прятать в него свои деньги.

Изготовление, детьми кошелечка.

В: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Мы закрепили знания о деньгах.Ребята, а в кошельке что-то осталось. Смотрите, за все выполненные задания Гном-Эконом дал нам вкусные монеты. Вот какой молодец!

Заключительная часть.

В: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?

Что мы с вами сегодня делали?

Скажите, как называются металлические деньги?

А как называются бумажные деньги?

Молодцы!

(Дети получают монеты-шоколадки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе

Цель:  создать условия для знакомства с деньгами, их историей....

Консультация для родителей «Азы финансовой грамотности. Что такое деньги?»

Порой самим родителям трудно понять для себя, что кроется за этим словом. Но при этом, им очень хочется, чтобы любимое чадо это четко понимало! (Парадокс) Четко соизмерял понятия богатства и бедности,...

НОД по формированию финансовой грамотности «Что такое деньги»

НОД  по формированию финансовой грамотности «Что такое деньги» Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с историей ...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Что такое деньги" (старшая группа)

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи: Познакомить с понятием «деньги», «монета», «пластиковая карта»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...

Конспект по финансовой грамотности "Что такое деньги, доход, расход"

Конспект по финансовой грамотности "Что такое деньги, доход, расход"...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....