Проект "Новогодняя игрушка из глины"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Актуальность: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к изготовлению игрушек и дети никогда не делали новогодние игрушки, а в ходе работы с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки. Решили изготовить глиняную игрушку на елку своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novogodnyaya_igrushka_proekt.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Новогодняя игрушка из глины
(Проект для детей старшего возраста)
Воспитатели:Косарева Е.Н.,Рогачева Л.А. Декабрь 2021 год
Продолжительность проекта:декабрь 2021г.(краткосрочный). Групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта:дети,родители,педагоги.
Возраст детей:5-6 лет.
Актуальность: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к изготовлению игрушек и дети никогда не делали новогодние игрушки, а в ходе работы с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки. Решили изготовить глиняную игрушку на елку своими руками.
Цель проекта:познакомить с историей возникновения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей, развивать творческие способности.Повысить интерес к выполнению изделия своими руками.
Задачи:познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, научить изготавливать глиняную игрушку, воспитывать любовь к ручному труду, развивать навыки коммуникативного общения, познавательную активность детей, привлекать родителей к участию в проекте и помощи детям в достижении положительного результата.
Ожидаемые результаты по проекту: развитие интереса детей к художественному творчеству, закрепление умений детей изготавливать игрушку из глины, активизировать участие родителей в жизни детского сада и группы, получить эмоциональный отклик от своей работы всех участников проекта.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительно-информационный:
1.Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.2. Подготовить презентацию об истории новогодних игрушек.3. Чтение стихов, загадок о новогодних украшениях.
4. Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками». Повысить информационный уровень,осведомленность родителей в данном вопросе.
5. Предложить родителям принять участие в проекте «Елочная игрушка своими руками».
2.этап.Исследовательско-творческий:
1.Совместно познавательная деятельность «Елочная игрушка». Знакомить детей с материалами, из которых ее изготавливают (глина).
2. Показ презентации об истории игрушки.
3. Совместное изготовление с родителями игрушки на елку.
4. Чтение стихотворений о новогодних игрушках.
5. Оформление группы к празднику.
3.этап.Заключительный:
1. Украшение елки игрушками, которые сделали дети с родителями.
2. Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
3. Оформление группы к Новогоднему празднику.
Вывод.
Дети узнали историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек, о традициях украшения елки игрушками.Сформированы навыки, изготовление изделия разными способами применяя глину, как материал. Сформированы знания о безопасном обращении с елочными украшениями. Родители активно включились в работу по созданию елочных украшений, изготовлению вместе с детьми, а так же оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи для чтения и разучивания
Корней Чуковский «Елка»
Сергей Михалков «В снегу стояла елка»
Валентин Берестов «Новогоднее происшествие»
Галина Дядина «Шар»
Иван Суриков «Зима»
М. Дружинина «Скоро, скоро к нам придет…»
И. Гурина «Снегурочка»
Подвижные игры
Русская народная «Два Мороза»
Русская народная «Снежная баба»
Пальчиковая гимнастика
«Зимние забавы»
«Снежок»
«Елочка»
Дидактические игры
«Доскажи словечко»
«Какое время года»
«Зимний сон «Хитрые санки»
«Найди елочку»
«Угадай кто?»
«В магазине игрушек»
Беседа «История новогодней игрушки»
ЦЕЛЬ: формирование представлений у детей об истории появления елочной игрушки.
ЗАДАЧИ:
-продолжать знакомить детей с государственными праздниками: новый год;
-познакомить детей с историей елочной игрушки в Европе и России;
-обогащать активный и пассивный словарь детей;
-активизировать словарный запас детей;
-развивать эстетическое воспитание.
ХОД
Стук в дверь. За дверью коробка. Воспитатель заносит коробку в группу.
-Ребята, как вы думаете, что в этой коробке? (ответы детей)
-Молодцы, ребята. Вы угадали, в этой коробке находятся игрушки. Вот сегодня мы с вами и поговорим о елочных игрушках. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки и у каждого есть любимые новогодние игрушки.
Европейцы стали украшать елку к новогодним праздникам в конце средневековья. И традиция украшения новогоднего дерева мало чем отличалась от сегодняшней: верхушкой являлась «Вифлеемская звезда», вместо шаров вешали яблоки, на ветви ставили горящие свечи. Историки говорят, что вплоть до середины 18 века на елку вешали от, что можно было потом съесть. И только к концу 18 века елочные украшения перестают быть съедобными. На ветки зеленой красавицы вешают цветы, изготовленные из бумаги, шишки, фигурки ангелочков и даже яичные скорлупки.
В 1848 году были сделаны первые елочные шары. Они были изготавливались из прозрачного или цветного стекла. Мода менялась, надо было придумывать новые изделия.
Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки – кому что в голову придет, а женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.
На русской земле, как известно, традицию украшения елки ввел Петр Первый. А продолжила этот обычай в России императрица Александра Федоровна, ставшая супругой императора Николая 1 в 1817 году. Елка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных, а затем и охватила и весь Петербург, и всю Россию. Тем более что в Зимний дворец было принято пускать на Рождество не только придворных, а всех желающих разделить с царем святой праздник. Царскую елку для царских детей увидели тысячи глаз. Елка стала кумиром русского сердца.
-Ребята, а теперь посмотрите какие игрушки были раньше, а какие сегодня.
-Оля, подойди, пожалуйста, возьми с одну руку старинную игрушку, а в другую современную.
-Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая)
-Еще чем? (тусклая, яркая)
-Еще чем? (стеклянная, пластиковая) Правильно садись.
-Раньше только учились расписывать и рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки становятся все интереснее. Но самыми дорогими, были есть и останутся игрушки, выполненные своими руками.
-А из чего можно сделать елочную игрушку своими руками?
-И мы с вами буде изготавливать новогоднюю игрушку из глины. И украсим ими нашу зеленую красавицу.
КОНСПЕКТ НОД «ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА»
ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам и изготовлению украшения на елку.
ЗАДАЧИ: Познакомить детей с материалами, из которых можно изготовить елочную игрушку. Воспитывать желание участвовать в оформлении елки. Повторить правила безопасности украшения елки.
МАТЕРИАЛ: Коробка с елочными игрушками сделанными своими руками из разного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(дети выстраиваются в круг)
Вот тебе моя рука…
Вот тебе моя рука…
Мы тепло всех наших рук раздадим друзьям вокруг.
-Ребята, а какое время года за окном?
(ответы детей)
-Вам нравится зима? Почему?
(ответы детей)
-Новый год – один из самых радостных, волшебных и известных праздников в мире. А чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь,вы должны отгадать загадки.
Загадки
- Расписные цепи эти
Из бумаги клеят дети. (гирлянда)
- Дед Мороз на Новый год
Елку детям принесет
И на ней словно жар
Полыхает красный …. (шар)
3.На нитку шарики собрали
И в украшенье завязали
Теперь блестят они на елке
Сквозь изумрудные иголки. (бусы)
4.Хоть не шишки, не иголки,
А весят на ветках елки. (елочные игрушки)
-Молодцы!!! Вы правильно отгадали загадки. О чем пойдет речь на занятии.
(ответы детей)
-Посмотрите, какую коробку с игрушками я вам приготовила.Давайтедостанем игрушку и рассмотрим ее.
(достаем тряпичную куклу)
-Посмотрите из чего она сделана?
(ответы детей)
-Давным, давно на Руси елочные игрушки делали из тряпочек, цветных ленточек, льна. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательна, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
-Давайте посмотрим следующую игрушку.
(достаем стеклянный шар)
-Согласно легенде, однажды выдался не урожайный год яблок. Тогда, то и стеклодувы из города Лауша(Германия) предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянныешары из прозрачного и цветного стекла.
-Следующая игрушка …..? (из бумаги, фольги, картона, пластика, глины)
(ответы детей)
-Игрушечное производство из глины в 17-18 веках достигает большой высоты. Ее покупают не только царская семья и богатые семьи России и Европы, но в 19 веке глиняное производство достигло невиданных высот, главным покупателем были простые люди. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим они в свободное от сельских работ время. В наше время изделия из глины к сожалению, стали редкостью.
-Ребята, я вам предлагаю дома вместе с родителями изготовить глиняную игрушку своими руками для нашей елки.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА «Наша Елка»
Наша елка велика(круговые движения руками),
Наша елка высока(встать на носочки),
Выше мамы, выше папы(присесть и встать на носки),
Достает до потолка(потянуться),
Будем весело плясать. Эх, Эх, Эх!
Будем весело распевать. Ля, Ля, Ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
-Ребята, а вы любите наряжать елку? Чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать правила. Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?
(ответы детей)
-Можно ли использовать вату для украшения?
(ответы детей)
-Можно ли украшать елку свечами или бенгальскими огнями?
(ответы детей)
-Молодцы, правила безопасности мы вспомнили. А теперь можно подойти поближе и посмотреть, подержать игрушки, которые я вам принесла.
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ»
Бусы на елочку
Самое простое елочное украшение тоже может стать необычным и разным. 1.Возьмите разноцветную фольгу 20 на 20 см. Дайте ребенку скатать шарики из нее. Не беда, если сначала шарики будут не идеальны. Теперь вам понадобится прочная нить и игла. Нанизывайте шарики и разноцветные бусы готовы. 2. Не забудьте о макаронных изделиях. Если покрасить их в яркие цвета, обсыпать блестками, покрыть лаком –получатся неповторимые бусы. А возьмите макароны двух, трех видов чередуйте их.
Сколько одновременно пользы от незамысловатого занятия: развиваем творчество и фантазию, тренируем мелкую моторику, учимся мыслить.
Быстрые игрушки
Оригинальные елочные украшения можно делать из чего угодно, даже из тех материалов, которые считаются мусором. 1. Пришедшие в негодность стеклянные лампочки. Распишите их акриловыми красками, на цоколь прикрепите ленточку. Все готово. 2. Старые ауди диски. Самое главное придумать необычный крепеж. А украсить их можно,чем угодно: макароны, крупа, старые бусинки, стеклярусы и т. д.
Наши помощники – соленое тесто, глина.
Если вы с ребенком никогда не пробовали лепить из соленого теста и глины, самое время попробовать. Именно из такого простого материала получаются замечательные елочные игрушки.
1. Рецепт теста прост. Стакан муки,стакан соли, столовая ложка подсолнечного масла и полстакана воды. Хорошо вымешайте тесто, чтобы оно получилось мягким и эластичным.
2. Глину можно приобрести в магазине в отделах для творчества.
3. Итак, что будем лепить? Да, что угодно. Колобки, снеговики, сосульки, домики, колокольчики, елочки и т. д.
4. Просушите фигурки в духовке: для теста 30 – 60 минут(это зависит от толщины теста);для глины 60 -120 минут( также зависит от толщины игрушки).
5. Затем расписываем и раскрашиваем их красками на свой вкус и покрываем лаком.
Съедобные украшения
В старину было принято украшать елки всякими вкусностями: конфетами, орехами, пряниками, яблоками. А почему не возродить эту замечательную традицию? Как здорово подвести к елке своих гостей и угостить сладостью прямо с душистой елочной ветки.
Пройдут годы, многое забудется… Но незадолго до очередного праздника вы откроете коробку с елочными украшениями и среди стеклянных шаров вдруг обнаружите игрушки, сделанные совместно с ребенком. И нахлынут воспоминания, вы всей семьей будете вновь и вновь рассматривать эти бесценные семейные реликвии. Ждать Новый год, который непременно принесет новое благополучие, новую удачу, новое, еще большее счастье…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные си...
Роспись игрушки из глины
Закрепить знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...
Роспись игрушки из глины
Закрепить знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...
Роспись игрушки из глины
Закрепить знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...
Роспись игрушки из глины
Закрепить знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...
НОД на тему " Вятские игрушки из глины"
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; Расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки. Дать некоторые доступные для ребенка историче...
Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками
методическая рекомендация...