НОД на тему " Вятские игрушки из глины"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ЧернышеваМаринаИвановна

Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; Расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки. Дать некоторые доступные для ребенка  исторические сведения о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА "ВЯТСКИЕ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ".


Интеграция образовательных областей: ОО «Художественно-эстетическое развитие» 
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное».

Цель: Пробудить интерес детей к традициям и истории русского народа. разнообразию промыслов народных игрушек через знакомство детей с дымковской игрушкой. Приобщение к изобразительному искусству.

Задачи:
ОО «Познавательное»:
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; Расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки. Дать некоторые доступные для ребенка  исторические сведения о ней.

ОО «Речевое развитие»:
Развитие и обогащение речи: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент»,геометрические фигуры;


ОО «Социально-коммуникативное»:
Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, патриотических чувств.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

Формирование  эстетического отношения к средствам  народного  декоративно – прикладного искусства.

Демонстрационный материал: Дымковские игрушки, игрушек народных промыслов других областей России, детские поделки, демонстрационный материал: презентация,  разрезные картинки, фото дымковских игрушек .
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка уточки, роспись барышень и лошадок.
                                                   

  Ход занятия:
Воспитатель:
 Мы живем в  России. Это большая и красивая страна. Богата народными мастерами  и умельцами. Все ,что сделано их руками ,называется изделиями народного промысла: посуда, предметы быта и игрушки. Вы любите играть? СЛАЙД 2

Дети: Да

Воспитатель: СЛАЙД 3-4 Обратите внимание на игрушечную карту России( воспитатель называет города, где изготавливают игрушки).. Назовите знакомые вам игрушки. Для чего придумали игрушки?( ответы детей) В древности, не было магазинов игрушек. Люди делали игрушки своим детям из подручных материалов: глины, дерева, лоскутов ткани, меха, из  соломы  Дети в играх  повторяли трудовые действия взрослых. Так они готовились к взрослой жизни . Есть игрушки,  которыми жилища украшают, а есть те,

 которыми играют.

Чудо – всем на удивленье:

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята,

Расписные даже хрюшки-

Царство …дымковской игрушки.

Дымковской игрушке уже более 400 лет.

1-й ребенок МАРК                                           СЛАЙД 5
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река, 
Скованная льдом. 
Мягко падает снежок, 
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом, 
Голубые дали.

2-й ребенок. ГЕНИДЕТ
И село родное люди
«Дымково» назвали. 
Там любили песни, пляски. 
В том селе рождались сказки. 
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                СЛАЙД 6

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну- ка , за работу, чудо- мастера,

Слепим, высушим и в печь!

А потом распишем

Печка жаром пышет

А в печи не калачи, не ватрушки

А в печи – красивые игрушки.

3-й ребенок ВИКА Б.
Говорят о ней повсюду. 
Удивительному чуду мы поклонимся не раз! 
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ. 

Воспитатель: Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина какая?

Дети: глин  мягкая.

 Воспитатель: Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу куда?

Дети: в печь.

Воспитатель: От огня и жара фигурка высыхает и становится какой?

Дети: твердой, как камушек.

Воспитатель: Когда начинают расписывать дымковские игрушки?

Дети: Когда они остынут.

Воспитатель: Остынет игрушка после печи - мастер красит её в какой цвет?

Дети: в белый цвет.

Воспитатель: Когда высохнет белая краска –

начинается настоящее волшебство!..

ребенок.                        СЛАЙД 7
Всё игрушки - непростые, 
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки, 
Кружочки, клеточки, полоски. 

Воспитатель: Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Какими цветами? Какой инструмент ему нужен? ( кисточка).

Дети:  красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный. 

Воспитатель: Узоры очень простые.                        СЛАЙД 8

ребенок                
Простой, казалось бы, узор. 
А отвести не в силах взор. 
И пошла о дымке слава, 
Заслужив на это право! 

Воспитатель: Из каких геометрических  фигур состоит узор?

( ответы детей)

Воспитатель: Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки? Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг? 
Дети: солнце
Воспитатель: А что могла означать волнистая линия? 
Дети: воду. 
Воспитатель: А что же могла означать клетка? 
Дети: поле. 
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски? 
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные. 

Воспитатель: СЛАЙД 9

 Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки, козлики. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. 

Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). 

Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. 

Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками –  крыльями, надувая щёки.

Молодцы!

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые.

Игра «Два козленка»                        СЛАЙД 10

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

ИГРА: «СОБЕРИ ИГРУШКУ».(дети складывают разрезные картинки)

Воспитатель: Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков. 
Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, индюк). 


1. БАРЫШНЯ
ребенок.
Посмотри как хороша.

Эта девица – краса,

Щеки алые горят.

Удивительный наряд! 


2. ЛОШАДКА. 
ребенок.

Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу, 
Если хочешь - прокачу! 
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива.


3. ИНДЮК
ребенок.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

ребенок.

Посмотрите пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок

4. КОНИ ребенок.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.
Воспитатель: Когда у мастеров игрушки были расписанные и красивые, их относили куда?                         СЛАЙД 11

Дети: На ярмарку.

Воспитатель: Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством..

ИГРА КАРУСЕЛИ

Дети: Еле . еле, еле, еле

Закружились карусели.

А потом, потом ,потом!

Все кругом, кругом, кругом!

А потом, потом ,потом!

Все кругом, кругом, кругом!

Тише, тише! Не спешите, карусель остановите!

Воспитатель:                                 СЛАЙД 12,13,14

Мы тоже изготовили игрушки, давайте на них посмотрим. На ярмарке была забава кататься на каруселях

ИГРА: «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»                 СЛАЙД 15,16,17
Вопросы к детям:

Понравилась ли вам дымковская игрушка?

Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?

Для чего нужны дымковские игрушки?

Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

Куда ставили дымковскую игрушку и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Ознакомление детей с Дымковской (Вятской) игрушкой посредством пластилинографии»

Тема статьи: «Ознакомление детей с Дымковской (Вятской) игрушкой посредством пластилинографии»....

Тема недели "Игрушки" Занятие "Мячик" (лепка из глины)

Вызвать интерес у детей к лепке из глины. Познакомить со свойствами глины. Учить раскатывать шар из глины и украшать вылепленное изделие дополнительным материалом....

Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные си...

Роспись игрушки из глины

Закрепить  знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...

Роспись игрушки из глины

Закрепить  знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...

Роспись игрушки из глины

Закрепить  знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски,...

План-конспект занятия по художественно - эстетическому искусству (лепка из глины в подготовительной группе) по теме: «Дымковская игрушка».

Задачи:- познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;- развивать эстетические ч...