Проект: "Волшебное оригами"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ковшуля Александра Александровна

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Проект по теме: «Волшебное оригами»

для детей старшей группы

Подготовили: воспитатели

Ковшуля А.А., I кв. категория

Озерск

2021 г.

Тема проекта: «Волшебное оригами»

Актуальность: Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги.

Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер, пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у дошкольников.

Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи: 

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер, пространственную ориентировку;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

Вид проекта: творческий;

Продолжительность: краткосрочный (с 16 по 20 августа)

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие;

Ожидаемый результат: дети должны научиться различным приемам работы с бумагой; уметь проявлять творчество в художественном оформлении работ; применять знания, полученные на занятии, при создании композиций; научиться следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Продукт проекта: коллективная работа «Зоопарк», коллективная работа «Аквариум с рыбками»; Создание альбома с образцами оригами и пооперационными картами складывания базовых форм; Заметка на сайт о проведении проекта.

Используемая литература:

  • Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003, стр.40;
  • Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,9, 11 - 1999г., Гусакова М., № 5-1997 г., стр.51, Игры-сказки в обучении оригами; № 4=1995 г., стр.52, Мир оригами;
  • Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.;
  • Тарловская Н.Ф., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду, М., 1994;
  • https://www.art-talant.org/publikacii/20905-pedagogicheskiy-proekt-origami-v-detskom-sadu;
  • https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/243235-proekt-volshebstvo-origami;

Этапы проекта «Волшебное оригами» для детей старшей группы № 9

Этапы

проекта

Деятельность

 воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту

1 этап

организационный

Выбор темы

Постановка цели, задач.

2 этап

подготовительный

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта  (методической литературы, игр, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций).

5.Разработка мероприятий.

3 этап

практический

Практическая реализация проекта по перспективному планированию

4 этап

заключительный

Обработка результатов по реализации проекта 

Презентация проекта;

Подготовка выставки детских работ;

Публикация заметки на сайте детского сада

Перспективный план по проекту: «Волшебное оригами» для детей старшей группы № 9

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».

Создание альбома с образцами оригами и пооперационными картами складывания базовых форм.

Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.

Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп». Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ.

Презентация

Альбом

Геометрические фигуры, карточка

Дидактические игры

Консультация: "Значение оригами в развития речи детей"

Анкетирование: "Оригами и развитие речи детей в семье" 

Папка-передвижка

«Образцы предлагаемых конструктивных карт при изготовлении поделок»

Творческое задание:

совместно с детьми сделать любое оригами

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Рыбка»

НОД «Лисичка»

НОД «Зайка»

НОД «Мишка»

Цветная бумага, карандаши, клей

Речевое развитие

Чтение «Сказки о нарциссе и розе», «Сказки о кораблике», художественной литературы «Японский журавлик».

Совместное придумывание сказки с использованием изготовленной игрушки «Прямые Лабиринты»

Книги

Игрушка «Прямые лабиринты»

Приложение 1

Конспект НОД  «Оригами - рыбки».

Тема: «Подводное царство» («Оригами - рыбки»)

Возраст обучающихся: старшая группа (5-6 лет)

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие;

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний;

Форма организации обучения: фронтальная;

Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами.

Задачи:

  • сформировать умение складывать из бумаги рыбку в технике оригами;
  • развивать мелкую моторику, словесно-логическое мышление, экспрессивную речь;
  • воспитывать эстетические качества в работе с цветной бумагой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;

Интеграция детских видов деятельности: изобразительная, коммуникативная;

Предварительная работа:

  • Беседа о подводном мире, чтение стихов, рассказов.
  • Рисование рыбок;

Планируемый результат: у детей формируется умение складывать из бумаги рыбки в технике оригами, развивается мелкая моторика, воспитываются эстетические качества в работе с цветной бумагой.

Материалы и оборудование:

  • Цветная бумага 20х20 см, ножницы, карандаши (на каждого ребёнка)
  • Иллюстрации морских рыбок;

Ход занятия.

В:  Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие.

Загадка: У родителей и деток. Вся одежда из монеток.

Д: Рыбка.

В:  Молодцы, конечно рыбка.  А вот послушайте стихотворение:  «Рыбка, где ты спишь?»

Ночью темень, ночью тишь Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе,

След собаки к конуре,  Белкин след ведет к дуплу, Мышкин к дырочке в полу,

Жаль, что в речке, на воде, нет следов твоих нигде, Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Предположения детей, где может спать рыбка.  Свойство воды: нет следа после прикосновения.

 2. Беседа:

 В: Ребята, посмотрите, чего не хватает на моём рисунке (нарисовано дно морское без рыбок)

Д: Рыбок.

В: Правильно рыбок. Подводное царство грустное, печальное. Окажите мне помощь, сделайте рыбок.

В: Показ изделия: Посмотрите одну рыбку я сделала.

В: Из чего сделана рыбка?

Д: Из бумаги

В: Какой она формы?

Д: Треугольной

В: Как мы получим эту форму?

Д: Мы будем сгибать и вырезать.

В: Что у вас лежит на столах?

Д: Квадратики!

В: А какого они цвета?

Д: Красного, синего, желтого, малинового.

3. Изготовление изделия:

(детям даются готовые квадраты из цветной бумаги, с помощью воспитателя  по образцу дети сгибают и вырезают рыбку)

В: Соединим противоположные углы и хорошо разгладим линию сгиба. (Показать).

Какая фигура получилась?

Д: Треугольник

В: Теперь полученный треугольник еще раз согнуть пополам, какая получилась фигура?

Д: Маленький  треугольник.

В:

  • Нужно согнуть его еще пополам и разогнуть обратно;
  • Далее загибаем к центральной линии углы основы треугольника;
  • Отогните уголки кверху до половины, а потом еще и в стороны. Это будут плавники. Загибаем к точке, нижний угол;
  • Дальше - переворачиваем заготовку и режем;
  • Осталось немного, сгибаем пополам и отгибаем хвост; (См. приложение)

В: А сейчас посмотрите внимательно на работу друг друга и скажите, аккуратно ли, красиво ли сделаны рыбки?

В: А сейчас мы отпустим наших рыбок в воду. (дети наклеивают рыбок на панно)

5. Итог:

В: Что мы сегодня изготовили? Какая фигура является основной?  (ответы детей)

В: Спасибо вам за старание!

оригами рыбка схема сборки


Приложение 2

Конспект НОД «Заяц»

Возраст обучающихся: старшая группа (5-6 лет)

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие;

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний;

Форма организации обучения: фронтальная;

Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами.

Задачи:  

  • Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  
  • Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
  • Воспитывать эстетические качества в работе с цветной бумагой.

Интеграция образовательных областей: познавательно развитие;

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, изобразительная;

Планируемый результат: у детей формируется умение складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами; развивается конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня у нас не простое занятие. мы будем с вами волшебниками. Для нашего волшебства понадобится лист бумаги и ножницы. А чтобы понять что мы будем делать с их помощью вам нужно отгадать загадку:

«Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?» ... (Дети:- Зайка)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем делать зайца

Воспитатель: Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый. Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки), негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.

Посмотрите у вас на столах лежать листы бумаги. Какой они формы

Дети: - Квадратной

Воспитатель: А цветом?

Дети: - Белые

Воспитатель: Возьмите свои квадраты и согните по диагонали. Чтобы получился треугольник. Разогните.

hello_html_759a26fe.jpg

Опустите верхние стороны к линии перегиба. Посмотрите у вас получилось «мороженое»

hello_html_643b99df.jpg

Теперь верхний уголок опустите вниз к вершинам двух углов.

hello_html_37052d02.jpg

Затем отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону.

hello_html_37a35711.jpg


Боковые уголки загинаем наискосок

hello_html_m78d3c16b.jpg

Переворачиваем фигуру

hello_html_m6dbec4ff.jpg

Переворачиваем фигуру

Сгибаем угол до противоположной линии

hello_html_f899aae.jpg

Складываем пополам от себя

hello_html_605f40be.jpg

Выдвигаем «уши»

hello_html_24afda18.jpg

Надрезаем ножницами

hello_html_m373ed645.jpg

Отгибаем наискосок.

hello_html_m6cf4b20.jpg

Расширьте «ушко».

hello_html_6a75c0a9.jpg

hello_html_1a989c47.jpg

Расправьте и загните «ушко», придайте зайцу объём.

hello_html_5aec8912.jpg

Делаем второе «ушко».

hello_html_32a13a51.jpg

Наш зайчик готов!

- Что не хватает нашим зайчикам?

- Правильно глазки нужны, носик, ротик и усы

- Возьмите фломастеры и дорисуйте своим зайчикам

Вот какие красивые зайчики у нас получились. Давайте поставим их на нашу зеленую полянку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Волшебный мир оригами».

Перспективный план по оригами для детей 4-5 лет средняя группа (со схемами)....

проект "Волшебный мир оригами"

перспективный план по оригами для детей средней группы ( со схемами)....

Педагогический проект "Волшебный мир оригами"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта 7 дней. Расписаны этапы реализации, цели, задачи, продукт деятельности....

Проект " Волшебный мир оригами"

Проект "Волшебный мир оригами"...

Проект "Волшебный мир оригами"

Проект " Волшебный мир оригами"...

Приложение к проекту " Волшебный мир оригами"

Конспекты НОД  к проекту "Волшебный мир оригами"...