Проект "Волшебный мир оригами"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Проект " Волшебный мир оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_origami.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

   Оригами - это удивительное, занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Очень весело и интересно заниматься оригами детям, все они отличаются незаурядной фантазией, стремлением постичь что-то новое, проявить свое творчество. Они верят в сказки, волшебство, обожают фей и чародеев. Придумав специальный сюжет, взрослые с помощью оригами могут отвлечь своих детей от ежедневных шалостей и направить их энергию в полезное русло. Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость.  Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

    Как мы знаем, не все дети любят заниматься ручным трудом, где нужно проявлять усидчивость, особенно мальчики, не у всех детей хорошо получается с рисованием, аппликацией. В дальнейшем, в школе неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе. Занятия оригами являются одной из ступенек этой подготовки.  Бумага - доступный и универсальный материал. Складывая фигурки из бумаги, т. е. занимаясь Оригами, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом сложном, увлекательном и  творческом процессе.  Ведь действовать автоматически, делая оригами, не подключая сознания невозможно.

    Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Отношение детей к Оригами существенным образом изменяется, когда они видят, что из бумаги получается определённая поделка или игрушка. Именно тогда у ребёнка возникает желание  играть с новой фигуркой-игрушкой.

   Занимаясь оригами, мы решаем ещё одну не менее важную проблему, как развитие творческой  активности  и самостоятельности  в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

  В ДОУ, на наш взгляд,  уделено мало внимания созданию коллективно-творческих композиций, где дети могли бы создавать единый сюжет, объединяя в одной работе различные виды своей творческой деятельности. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации, а также использование нетрадиционных материалов (ватные диски, палочки, ткань, нити и т.д.)

   И наконец, оригами способствует  развитию  коммуникативных качеств детей. Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания  и, несомненно, пребывает в хорошем настроении!

Тип проекта:

Информационно - Творческий

Срок реализации:

Долгосрочный (октябрь - март)

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители подготовительных групп.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с искусством «Оригами».
  • Овладение ребенком дошкольником техникой оригами.
  • Развивать творческие способности  и самостоятельность у детей посредствам искусства оригами.
  • Совершенствовать  моторику  рук и тонкие  движения  пальцев.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Воспитать всесторонне развитую личность.

Задачи проекта:

  • Развитие интереса к моделированию и конструированию.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Развитие творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
  • Формирование  умения  работать коллективно для достижения общего результата.
  • Создание коллективных панно.
  • Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.
  • Воспитание аккуратности, самостоятельности.
  • Расширение представлений о свойствах и качествах бумаги.
  • Развитие  умений работать с бумагой.
  • Научить выполнять поделки, используя схемы.
  • Развитие  воображения, мышления, усидчивости.
  • Привлекать родителей к активному участию в проекте.

Задачи для педагога:

  • Создание информационной базы
  • Создание условий для занятий оригами

Задачи для родителей:

  • Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей

Предполагаемый результат:

   В результате проведённой работы, добиться большей внимательности и усидчивости у детей. Заинтересовать  выполнением  поделок способом оригами не только детей, но и их родителей.  Побуждать детей к стремлению самостоятельно, с интересом выполнять поделки,  используя схемы. Вызвать у детей  радость от моментального превращения листа бумаги в различные фигурки и образы.  Научить точно и аккуратно складывать бумагу  в разных направлениях и сгибать, соблюдая последовательность действий  пооперационных схем.  Побуждать детей  с удовольствием обыгрывать поделки, проявляя творчество в своей работе, дополняя их по своему творческому замыслу.

Научно-методическое обеспечение:

Толстой Л. Н.- писатель, общественный деятель, не только сам складывал отдельные поделки (например, журавлика, именуемого им петушком), но и учил этому при случае своих знакомых,  и подробно обсудил общественную значимость и полезность различных бытующих в народе подходов к занятию (и особенно знакомству) с искусством на примере сравнения деятельного складывания и обычного разглядывания картин на выставках в своей статье «Что такое искусство».

Бескровных В. написал удивительное по глубине и содержательности эссе  «Оригами в поисках смысла», полностью изданное в книге «Оригами и педагогика» и кратко – в одном из номеров журнала и «Сборнике лучших работ из бумаги».

Афонькин С. Ю. - биолог, основал в начале 1990-х Петербургский центр оригами, написал и издал в различных издательствах, в основном в СПб., несколько десятков книжек и книг по оригами. Основал и некоторое время пытался поддерживать малотиражную газету по оригами в СПб. С 1995 г. по 2000 г. сотрудничает с издательством «Аким» по продвижению оригами в России, в ходе чего является главным редактором журнала «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложений к нему. С 2001 г. по н.в. работает в изд-ве «Кристалл» (СПб.), где подготовил ряд новых книг, в т.ч. по оригами, на их основе также выпустил DVD «Оригами от А до Я» (2007 г.)

Ресурсное обеспечение:

     Материально-техническое:

  • разноцветная  бумага
  • ножницы, клей, карандаши, фломастеры
  • пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок
  •  предметно-развивающая среда группового помещения
  • театральная студия (для обыгрывания поделок)
  • мультимедиа

     Информационное:  

  • методическая литература  
  • различные энциклопедии для дошкольников
  • пособия
  • схемы
  • дидактические пособия
  • игры с конструктором
  • театрализованные игры
  • картотека стихов, загадок

Содержание проектной деятельности:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

Этапы проектной деятельности.

Период

Тема

Задачи

Содержание образовательного материала

Форма работы

Подготовительный этап

Октябрь

1.Создание детского  центра активности «Оригами»

2.Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.

3.Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию», «выгнуть наружу» и т. д.)

Развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами

Заинтересовать детей деятельностью оригами

Формировать умения детей конструировать из цветной бумаги, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки.

Развивать образное представление  возможностях, учиться конструировать и находить неожиданные варианты их использования.

Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами»

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Показ и объяснение

Основной этап

Ноябрь

1 неделя

 Знакомство с оригами

 

Познакомить детей с оригами и его базовыми элементами.

Развитие творческой инициативы, развитие интереса  к конструированию из бумаги.

Тема: «Оригами – искусство складывания из бумаги»

Тема: «Знакомство с базовыми элементами оригами. «Пингвины»

Тема: «Подарок для мамы»

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Организованная деятельность

2 неделя

Животные

Продолжать знакомить детей с базовыми формами оригами. Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги, развитие умения работать с пошаговой картой. Развитие творческой инициативы, воспитание эстетического вкуса при изготовлении поделок

Тема: «Щенок»

«Кто сказал мяу?»

С.Михалков

«Сложи из частей»

Тема: «Слоненок»

Загадки о животных

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Чтение

Дидактическая игра

Загадывание загадок

Декабрь

1 неделя

2 неделя

Композиции

Новогодние украшения

Развивать умения создавать композицию, развивать умение договариваться, воспитывать эстетический вкус

Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Тема: «Киты в океане»

Тема: «Семья для лебедя»

Тема:

«Новогодние композиции»

«Квадрат, треугольник»

Конструирование – оригами «Елочка»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Коллективная объемная аппликация

Коллективная деятельность

Дидактическая игра

Организованная деятельность

Январь

2 неделя

Птицы

Продолжить знакомить детей с японской историей, искусством оригами; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг;
совершенствовать умение мастерить поделки, используя пооперационные карты.

Тема: «Бумажный журавлик»

Чтение «Японский журавлик»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Чтение

Февраль

1 неделя

2 неделя

Цветы

Формирование знаний у детей о цветах, упражнение в складывании и склеивании конуса из квадратной формы, создавая образы цветов.  Обучение навыкам коллективной деятельности; развитие памяти, словарного запаса, мелкой моторики рук; развитие чувства цвета, художественного вкуса.

Тема:  «Наша клумба. Георгины».

«Гвоздика из бумаги»(ко дню Защитника Отечества)

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Организованная деятельность

Март

1 неделя

2 неделя

Подготовка поделок к настольным театрам, изготовление открыток

Развитие творческих способностей детей в процессе создания настольного театра,
Совершенствовать умение создавать объемные игрушки из бумаги (настольный конусный театр).
Развивать художественный вкус.

«Что такое театр?»

Изготовление фигурок-оригами к театру «Теремок»

Итоговое мероприятие «В гостях у принцессы Оригами»

Изготовление поздравительных открыток

Беседа

Организованная деятельность

Театрализованная деятельность

Ручной труд – оригами  с использованием нетрадиционного материала.

Работа с родителями

Консультация «Поделки из бумаги»

Консультация «Для чего нужно оригами детям?»

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Памятка «Развивайте творческие способности детей»

Выставки работ детей для родителей

Домашнее задание: изготовить дома маски-оригами для подвижных игр.

Родительское собрание «Наши пальчики играют» (мастер-класс для родителей)

Заключительный этап.

  • Презентация материалов проекта.
  • Выставка поделок оригами: лягушка, котенок, пингвин, журавлик
  • Создание коллективной работы по сказки «Рукавичка».
  • Выставка совместного детского творчества с родителями.

Продукты проекта для детей:

  • Выставка поделок оригами: зайчонок, щенок, кораблик, ангелочек
  • Создание коллективных работ по замыслу: лебеди на пруду, киты в океане, новогодняя композиция, корзина с цветами

Продукты для родителей:

  • Совместное творчество с детьми
  • Презентация проекта на собрании
  • Консультации «Для чего нужно оригами детям?»
  • «Роль оригами в развитии детей»,
  • «Поделки из бумаги»

Использованная литература:

  1. Кобитина И.И. «Работа с бумагой. Поделки и игры».,творческий центр «Сфера», Москва, 1999г.
  2. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе. Планы и конспекты., изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006г.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Оригами. Зоопарк в кармане», СПб, Химия, 1994г., 64 с., ил.
  4. Куцакова Л.В. «Оригами 1-2», изд. центр «Владос».
  5. Л. Н. Кожина  «Умелые руки»,  Оригами для малышей, Москва, 2003г.
  6. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
  7. Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...