Проект "Волшебный мир оригами"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
Оригами - это удивительное, занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Очень весело и интересно заниматься оригами детям, все они отличаются незаурядной фантазией, стремлением постичь что-то новое, проявить свое творчество. Они верят в сказки, волшебство, обожают фей и чародеев. Придумав специальный сюжет, взрослые с помощью оригами могут отвлечь своих детей от ежедневных шалостей и направить их энергию в полезное русло. Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Как мы знаем, не все дети любят заниматься ручным трудом, где нужно проявлять усидчивость, особенно мальчики, не у всех детей хорошо получается с рисованием, аппликацией. В дальнейшем, в школе неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе. Занятия оригами являются одной из ступенек этой подготовки. Бумага - доступный и универсальный материал. Складывая фигурки из бумаги, т. е. занимаясь Оригами, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом сложном, увлекательном и творческом процессе. Ведь действовать автоматически, делая оригами, не подключая сознания невозможно.
Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Отношение детей к Оригами существенным образом изменяется, когда они видят, что из бумаги получается определённая поделка или игрушка. Именно тогда у ребёнка возникает желание играть с новой фигуркой-игрушкой.
Занимаясь оригами, мы решаем ещё одну не менее важную проблему, как развитие творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
В ДОУ, на наш взгляд, уделено мало внимания созданию коллективно-творческих композиций, где дети могли бы создавать единый сюжет, объединяя в одной работе различные виды своей творческой деятельности. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации, а также использование нетрадиционных материалов (ватные диски, палочки, ткань, нити и т.д.)
И наконец, оригами способствует развитию коммуникативных качеств детей. Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания и, несомненно, пребывает в хорошем настроении!
Тип проекта:
Информационно - Творческий
Срок реализации:
Долгосрочный (октябрь - март)
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители подготовительных групп.
Цель проекта:
- Познакомить детей с искусством «Оригами».
- Овладение ребенком дошкольником техникой оригами.
- Развивать творческие способности и самостоятельность у детей посредствам искусства оригами.
- Совершенствовать моторику рук и тонкие движения пальцев.
- Развитие эстетического вкуса.
- Воспитать всесторонне развитую личность.
Задачи проекта:
- Развитие интереса к моделированию и конструированию.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развитие творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата.
- Создание коллективных панно.
- Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности.
- Расширение представлений о свойствах и качествах бумаги.
- Развитие умений работать с бумагой.
- Научить выполнять поделки, используя схемы.
- Развитие воображения, мышления, усидчивости.
- Привлекать родителей к активному участию в проекте.
Задачи для педагога:
- Создание информационной базы
- Создание условий для занятий оригами
Задачи для родителей:
- Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей
Предполагаемый результат:
В результате проведённой работы, добиться большей внимательности и усидчивости у детей. Заинтересовать выполнением поделок способом оригами не только детей, но и их родителей. Побуждать детей к стремлению самостоятельно, с интересом выполнять поделки, используя схемы. Вызвать у детей радость от моментального превращения листа бумаги в различные фигурки и образы. Научить точно и аккуратно складывать бумагу в разных направлениях и сгибать, соблюдая последовательность действий пооперационных схем. Побуждать детей с удовольствием обыгрывать поделки, проявляя творчество в своей работе, дополняя их по своему творческому замыслу.
Научно-методическое обеспечение:
Толстой Л. Н.- писатель, общественный деятель, не только сам складывал отдельные поделки (например, журавлика, именуемого им петушком), но и учил этому при случае своих знакомых, и подробно обсудил общественную значимость и полезность различных бытующих в народе подходов к занятию (и особенно знакомству) с искусством на примере сравнения деятельного складывания и обычного разглядывания картин на выставках в своей статье «Что такое искусство».
Бескровных В. написал удивительное по глубине и содержательности эссе «Оригами в поисках смысла», полностью изданное в книге «Оригами и педагогика» и кратко – в одном из номеров журнала и «Сборнике лучших работ из бумаги».
Афонькин С. Ю. - биолог, основал в начале 1990-х Петербургский центр оригами, написал и издал в различных издательствах, в основном в СПб., несколько десятков книжек и книг по оригами. Основал и некоторое время пытался поддерживать малотиражную газету по оригами в СПб. С 1995 г. по 2000 г. сотрудничает с издательством «Аким» по продвижению оригами в России, в ходе чего является главным редактором журнала «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложений к нему. С 2001 г. по н.в. работает в изд-ве «Кристалл» (СПб.), где подготовил ряд новых книг, в т.ч. по оригами, на их основе также выпустил DVD «Оригами от А до Я» (2007 г.)
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
- разноцветная бумага
- ножницы, клей, карандаши, фломастеры
- пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок
- предметно-развивающая среда группового помещения
- театральная студия (для обыгрывания поделок)
- мультимедиа
Информационное:
- методическая литература
- различные энциклопедии для дошкольников
- пособия
- схемы
- дидактические пособия
- игры с конструктором
- театрализованные игры
- картотека стихов, загадок
Содержание проектной деятельности:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
Этапы проектной деятельности.
Период | Тема | Задачи | Содержание образовательного материала | Форма работы | ||
Подготовительный этап | ||||||
Октябрь | 1.Создание детского центра активности «Оригами» 2.Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами. 3.Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию», «выгнуть наружу» и т. д.) | Развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами Заинтересовать детей деятельностью оригами Формировать умения детей конструировать из цветной бумаги, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Развивать образное представление возможностях, учиться конструировать и находить неожиданные варианты их использования. | Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами» Беседа Рассматривание иллюстраций Показ и объяснение | |||
Основной этап | ||||||
Ноябрь 1 неделя | Знакомство с оригами
| Познакомить детей с оригами и его базовыми элементами. Развитие творческой инициативы, развитие интереса к конструированию из бумаги. | Тема: «Оригами – искусство складывания из бумаги» Тема: «Знакомство с базовыми элементами оригами. «Пингвины» Тема: «Подарок для мамы» | Беседа Рассматривание иллюстраций Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Организованная деятельность | ||
2 неделя | Животные | Продолжать знакомить детей с базовыми формами оригами. Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги, развитие умения работать с пошаговой картой. Развитие творческой инициативы, воспитание эстетического вкуса при изготовлении поделок | Тема: «Щенок» «Кто сказал мяу?» С.Михалков «Сложи из частей» Тема: «Слоненок» Загадки о животных | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Чтение Дидактическая игра Загадывание загадок | ||
Декабрь 1 неделя 2 неделя | Композиции Новогодние украшения | Развивать умения создавать композицию, развивать умение договариваться, воспитывать эстетический вкус Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Тема: «Киты в океане» Тема: «Семья для лебедя» Тема: «Новогодние композиции» «Квадрат, треугольник» Конструирование – оригами «Елочка» | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Коллективная объемная аппликация Коллективная деятельность Дидактическая игра Организованная деятельность | ||
Январь 2 неделя | Птицы | Продолжить знакомить детей с японской историей, искусством оригами; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; | Тема: «Бумажный журавлик» Чтение «Японский журавлик» | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Чтение | ||
Февраль 1 неделя 2 неделя | Цветы | Формирование знаний у детей о цветах, упражнение в складывании и склеивании конуса из квадратной формы, создавая образы цветов. Обучение навыкам коллективной деятельности; развитие памяти, словарного запаса, мелкой моторики рук; развитие чувства цвета, художественного вкуса. | Тема: «Наша клумба. Георгины». «Гвоздика из бумаги»(ко дню Защитника Отечества) | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Организованная деятельность | ||
Март 1 неделя 2 неделя | Подготовка поделок к настольным театрам, изготовление открыток | Развитие творческих способностей детей в процессе создания настольного театра, | «Что такое театр?» Изготовление фигурок-оригами к театру «Теремок» Итоговое мероприятие «В гостях у принцессы Оригами» Изготовление поздравительных открыток | Беседа Организованная деятельность Театрализованная деятельность Ручной труд – оригами с использованием нетрадиционного материала. | ||
Работа с родителями | Консультация «Поделки из бумаги» Консультация «Для чего нужно оригами детям?» Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Памятка «Развивайте творческие способности детей» | |||||
Выставки работ детей для родителей Домашнее задание: изготовить дома маски-оригами для подвижных игр. Родительское собрание «Наши пальчики играют» (мастер-класс для родителей) |
Заключительный этап.
- Презентация материалов проекта.
- Выставка поделок оригами: лягушка, котенок, пингвин, журавлик
- Создание коллективной работы по сказки «Рукавичка».
- Выставка совместного детского творчества с родителями.
Продукты проекта для детей:
- Выставка поделок оригами: зайчонок, щенок, кораблик, ангелочек
- Создание коллективных работ по замыслу: лебеди на пруду, киты в океане, новогодняя композиция, корзина с цветами
Продукты для родителей:
- Совместное творчество с детьми
- Презентация проекта на собрании
- Консультации «Для чего нужно оригами детям?»
- «Роль оригами в развитии детей»,
- «Поделки из бумаги»
Использованная литература:
- Кобитина И.И. «Работа с бумагой. Поделки и игры».,творческий центр «Сфера», Москва, 1999г.
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе. Планы и конспекты., изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Оригами. Зоопарк в кармане», СПб, Химия, 1994г., 64 с., ил.
- Куцакова Л.В. «Оригами 1-2», изд. центр «Владос».
- Л. Н. Кожина «Умелые руки», Оригами для малышей, Москва, 2003г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"
В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".
Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....
Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами
Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...