Рабочая программа кружка по конструированию «Конструктор Плюс»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Гайнизарова Гузель Вадимовна

Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Одной из таких игр являются игры с конструктором. Детские конструкторы помогают научить детей многому: от названия предметов, цветов, геометрических фигур до создания построек по собственному замыслу, умению проектировать и прогнозировать результат. Также игры с конструктором развивают у детей умение работать как самостоятельно, так и в команде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_konstruktor.docx170.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
села Исянгулово муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующий МАДОУ д/с «Солнышко»

                                                                                         _______ Сабитова Г.С.

Рабочая программа кружка по конструированию

«Конструктор Плюс»

C:\Users\Admin\Pictures\28181808071_ee2e0fa1ce_o.jpg

Воспитатели: Гачегова Влада Ивановна,
Гайнизарова Гузель Вадимовна

с. Исянгулово -2021-2022 учебный год

Тип программы: художественно-эстетический

Вид программы: развивающая, обучающая

Направление деятельности кружка: конструктивно-модельная

Сроки реализации программы: 1 год

Количество и периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год

Возрастная категория: дети 4-5 лет

Критерии отбора детей: по инициативе детей

Форма организации деятельности кружка: подгрупповая

Продолжительность занятия: 20 минут

Пояснительная записка

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- научной обоснованности и практической применимости;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Одной из таких игр являются игры с конструктором. Детские конструкторы помогают научить детей многому: от названия предметов, цветов, геометрических фигур до создания построек по собственному замыслу, умению проектировать и прогнозировать результат. Также игры с конструктором развивают у детей умение работать как самостоятельно, так и в команде.

Основной идеей создания кружка «Конструктор Плюс» послужила реализация возможностей детей познать окружающий мир практически, с помощью конструирования.

Актуальность конструирования значима в сфере работы по ФГОС, так как:

- конструкторы являются отличным средством для интеллектуального развития детей, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

- позволяют воспитателю совмещать воспитание, образование и развитие в игре;

- формируют у дошкольников познавательную активность;

- способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки сотрудничества и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность воплотить в жизнь свой замысел.

Цель программы: 

развитие творческих способностей детей, конструкторских умений и навыков.

Задачи:

1. Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, симулировать детское творчество;

2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение;

3. Развивать глазомер и чувство симметрии;

4. Закреплять знания детей об окружающем мире;

5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе;

6. Развитие логического мышления;

7. Выявление талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Средняя группа

Основные задачи педагогической работы с детьми по восприятию предметного мира:

1. Развить представление о труде, о некоторых профессиях, доступных восприятию детей;

2. Воспитать уважение к тем, кто трудится, бережное отношение к предметам и вещам;

3. Ближе познакомить детей предметами окружения;

4. Осуществить сенсорный анализ предметов, выделять особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны;

5. Познакомить детей с архитектурой: старинными и современными зданиями, мостами. Научить рассматривать их, выделять функциональное назначение, оформление, строение.

Основные задачи педагогической работы с детьми по конструированию и художественному труду:

1. Развить интерес к конструированию;

2. Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;

3. Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость);

4. Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;

5. Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, цвету, величине;

6. Совершенствовать навыки пространственной ориентации;

7. Научить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу;

8. Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами;

9. Предложить детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Показать способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций;

10. Побудить обыгрывать сооружения, объединяться в играх;

11. Упражнять детей в изготовлении плоских и объемных поделок, научить вырезать различные элементы из цветной бумаги;

12. Упражнять детей в изготовлении несложных игрушек в технике оригами;

13. Научить использовать при создании поделок несложные схемы, выкройки;

14. Приобщить к работе с природным материалом;

15. Побудить проявлять аккуратность в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты по конструированию к концу года:

1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.

2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.

3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.

4. У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).

5. Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции 6. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).

7. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).

8. Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.

9. Развивается творчество, изобретательство.

10. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.

11. Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.

12. Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.

13. Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.

14. Учатся пользоваться ножницами, клеем.

15. Развивается деловое и игровое общение детей.

16. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

Материалы:

Дидактические игры, пазлы, счетные палочки, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.

Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.

Подборка из природного материала: шишки желуди, ракушки, морские камушки.

Конструкторы из серии «Лего» («Ферма»)

Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т. д.

Принципы организации работы кружка

Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методы работы:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);

Практический (выполнение работ детьми по образцу).

Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)

Используемая литература:

Агапова И. А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.

Красичкова А. Г. Мои первые поделки. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 160 с.

Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала: иетодическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М. : Карапуз: Творческий центр СФЕРА, 2009. – 159 с.

Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М. : АСТ, 2006. – 207 с.

Календарно-тематический план

дополнительной образовательной деятельности

Кружок «Конструктор Плюс»

Сентябрь

Тема: Путешествие в страну конструктора

Методы: словесный, наглядный.

Форма: групповая

Задачи: познакомить детей с кабинетом конструирования. Представить различные виды материалов и конструкторов. Показать образцы поделок и построек.

Тема: Аппликация (аранжировка) из осенних листьев и плодов.

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: учить детей создавать композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство формы и композиции, воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Тема: Домики (деревянные кубики)

Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах. Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

Тема: Котёнок (оригами)

Методы: наглядный, практический.

Форма: групповая

Задачи: Учить детей складывать лист бумаги, четко проглаживая линию сгиба следовать словесной и наглядной инструкции; побудить обыгрывать поделки, «оживлять» их, дорисовывая детали.

Октябрь

Тема: Клик и готово (конструктор CLICS)

Метод: словесный, наглядный

Форма: групповая

Задачи: познакомить детей с конструктором с подвижными элементами CLICS, рассмотреть способы крепления деталей, схемы предложенных вариантов построек; учить понимать инструкцию, развивать логическое мышление.

Тема: Волшебные магниты (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, перспективный (по замыслу)

Форма: подгрупповая

Задачи: познакомить детей с магнитным конструктором; рассмотреть формы деталей, показать способ крепления. Развивать творческую активность, умение самостоятельно спроектировать постройку.

Тема: Вертушка (оригами)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: учить складывать лист бумаги, следуя словесному и наглядному образцу. Развивать логическое мышление.

Тема: Заборчики (счетные палочки)

Методы: словесный, практический

Форма: групповая

Задачи: развивать глазомер, отмеряя равные промежутки между деталями при работе на плоскости; развивать воображение, предложив дополнить постройку деталями по замыслу.

Ноябрь

Тема: Беседка (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.

Тема: Ворота (кубики)

Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: учить подбирать материл в соответствии с заданием; закрепить названия геометрических фигур и форм; учить проявлять фантазию и дополнять постройку деталями по замыслу. Побудить обыгрывать постройку, добавлять персонажей, подходящих под заданную тематику.

Тема: Трактор (конструктор CLICS)

Метод: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: научить детей собирать по схеме объекты из конструктора с подвижными элементами CLICS, подбирать правильное количество деталей. Развивать воображение; побудить желание обыгрывать постройки.

Тема: LEGO

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: познакомить детей с крупным конструктором Лего, показать формы деталей и способы из крепления. Предложить выполнить постройку по замыслу, используя различные детали. Развивать фантазию, творческую активность.

Декабрь

Тема: Зимний город (строительный материал из пенопласта)

Методы: словесный, практический, перспективный

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить детям создать зимний город. Учить самостоятельно проектировать работу, распределять роли; развивать умение работать в команде.

Тема: В мире шестерёнок (конструктор KORBO)

Метод: словесный, наглядный

Форма: групповая

Задачи: познакомить с конструктором KORBO, рассмотреть детали и способы их крепления. Рассказать о механизмах, приводимых в движение с помощью шестерёнок. 

Тема: Водопад (конструктор KORBO)

Метод: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: научить детей собирать по предложенной схеме, добавлять детали и объекты по замыслу. Развивать творческую активность, воображение.

Тема: Ёлочка-красавица (цветная бумага, нитки, бусинки, пайетки)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть елочные игрушки фабричные и ручной работы. Предложить детям изготовить игрушку-елочку. Учить аккуратно работать с ножницами и клеем. Развивать чувство формы, творческую активность. Пробудить желание украсить поделку дополнительными деталями.

Январь

Тема: Машины (конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть образец постройки легковой и грузовой машины; учить выделять детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.

Тема: Мосты и автомобили (кубики и конструктор CLICS)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть изображения мостов различного назначения, выделить части строения (опоры, спуски, перекрытия). Предложить построить автомобильный мост и автомобили из предложенных материалов. Развивать мышление, умение работать в команде.

Тема: Колодец (счетные палочки)

Методы: словесный, практический

Форма: групповая

Задачи: развивать ловкость, глазомер, аккуратность.

Тема: Лебедь (оригами)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: совершенствовать умении детей при работе с бумагой в технике оригами. Дополнить уже известные способы сгибания бумаги новыми. Развивать воображение. Побудить обыгрывать поделки, добавлять детали по замыслу, украшать свою работу.

Февраль

 Тема: Лего-ферма

Методы: Словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить детям описать деревенский быт, постройки и животных. С помощью тематического конструктора ЛЕГО-ферма построить модель деревенской фермы. Учить подбирать необходимые детали, работать в команде. Побудить обыгрывать полученные постройки.

Тема: Самолеты (конструктор)

Методы: наглядный, практический, перспективный

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть различные виды самолетов; учить создавать постройку по замыслу, выбирая подходящие детали. Развивать творческую активность, воображение.

Тема: Рубашка для папы (оригами)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в соответствии со схемой и объяснением. Побудить желание поздравить своих родных подарком, сделанным своими руками.

Тема: Куда катится шарик (конструктор Веселые горки)

Метод: словесный, наглядный

Форма: групповая

Задачи: познакомить детей с конструктором Веселые горки, показать способы крепления деталей и варианты сборки.

Март

Тема: Подарок для мамы (цветная бумага, цветные салфетки)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта. Учить аккуратно работать с клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность. Вызвать желание порадовать родных поделкой.

Тема: Рыбка (из пуговиц)

Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью пуговиц. Развивать воображение, творческую активность, мелкую моторику рыб. Побудить дополнить свою работу деталями по замыслу.

Тема: Первые цветы (оригами)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе Тема:

Тема: Карусель (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить построить карусель из магнитного конструктора по предложенной схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.

Апрель 

Тема: Робот (кубики, конструктор)

Методы: наглядный, практический, перспективный

Форма: подгрупповая

Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали и строительные идеи.

Тема: Ракета (конструктор)

Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть иллюстрации ракет, схему их сборки из предложенного конструктора. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки. Развивать творческую активность.

Тема: Крутим, как хотим (конструктор KORBO)

Метод: словесный, практический, перспективный

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить детям самостоятельно придумать план постройки и воплотить его. Развивать умение подбирать нужные детали, воспитывать творческую активность.

Тема: Сумочка для модницы (конструктор CLICS)

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить смастерить из конструктора с подвижными элементами CLICS сумочку. Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение.

Май

Тема: Танки и военные корабли (конструктор)

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: учит подбирать материал для постройки по замыслу. Развивать умение работать в команде. Вызвать желание обыгрывать свои постройки.

Тема: Горный пейзаж из мозаики (цветная бумага)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: учить складывать картину из обрывков бумаги, находить цветовое решение; правильно располагать детали на листе бумаги. Развивать воображение, творческое мышление.

Тема: Морские черепашки (природный материал: веточки, ракушки, пластилин)

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: совершенствовать умение работать с природным материалом; показать разнообразие материалов для создания поделок. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность.

Тема: Лягушка (оригами)

Методы: наглядный, практический

Форма: групповая

Задачи: учить детей складывать бумагу в технике оригами, дополнить знание различных способов складывания бумаги. Развивать воображение, желание играть со своими поделками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка по конструированию "Путешествие Роботенка"

В презентации представлены6 актуальность и новизна выбранной темы, цели и задачи, ожидаемый результат, а так же основные форма работы, методы и приемы входящие в содержательный раздел программы....

Презентация рабочей программы кружка по конструированию "Путешествие Роботенка"

В презентации представленны актуальность и новизна выбранной темы, цели и задачи, ожидаемый результат, а так же основные формы работы, методы и приемы входящие в содержательный раздел программы....

Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги «Волшебный квадратик»

       Документ содержет рабочую программу кружка, план работы и конспекты занятий по данной теме....

Рабочая программа кружка "Лего-конструирование"

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в с...

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию с помощью конструктора «Магформерс»

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию  с помощью конструктора «Магформерс» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)...

1. Рабочая программа кружка Lego-конструирования.

LEGO» - умная игра,Увлекательна, хитраИнтересно здесь играть,Строить, составлять, искать!               Приглашаю всех друзей        ...

Рабочая программа кружка «Увлекательное конструирование»

Цель программы: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей через конструирование из крупного и мелкого строительного материала, бумаги и природног...