консультации для воспитателей
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
"Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami.docx | 9.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Консультация для воспитателей
«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Кузьмина Н.А
Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольника, что является хорошей подготовкой ребенка к обучению в школе. Внимание, умение выслушивать задания или объяснения до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы ученику начальной школы. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы как на протяжении школьного обучения, так и всей дальнейшей жизни.
Для реализации данной цели нами был разработан календарно - тематический план работы на год с детьми старшей группы и обозначены следующие задачи: обучающие:
• познакомить с основными понятиями в оригами – условными обозначени- ями, базовыми формами оригами «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «двойной треугольник», « двойной квадрат»;
- познакомить с элементами квадрата - основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
- помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
- обучить навыкам складывания фигур оригами с использованием схем («чтение инструкционных карт»);
- обучить навыкам работы с бумагой: приемам складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
- обучить рациональному, эффективному использованию бумаги, способам изготовления необходимых для работы бумажных квадратов;
развивающие:
- развивать мелкую моторику рук и пальцев ребенка, глазомер;
- развивать произвольность познавательных процессов детей;
- формировать логическое мышление: развивать творческое мышление, исследовательскую деятельность, приводящую к собственным открытиям;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; воспитывающие:
- формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием таких качеств, как самостоятельность, саморазвитие, самоопределение;
- формировать навыки культуры труда;
- воспитывать жизнеутверждающее, положительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эстетическое восприятие детей;
- воспитывать экологическое восприятие детей;
- создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в
группе.
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с детьми:
- занятия по ручному труду, интегрированные занятия;
- индивидуальная форма работы;
- свободная деятельность;
- совместная деятельность.
Разработан цикл интегрированных занятий с использованием оригами: по познавательному развитию и ручному труду, по ФЭМП и ручному труду, по развитию речи и ручному труду; по рисованию и ручному труду, по ручному труду и аппликации.
Нами также были обозначены методы, используемые на занятиях для работы с детьми данной возрастной группы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово: стихотворения, поговорки, пословицы, художественные произведения русских и зарубежных писателей);
-наглядный метод (показ иллюстраций, показ (выполнение) поделок педагогом, наблюдение, работа по образцу);
- практический метод (выполнение работ но инструкционным картам, схемам и др.);
- игровой метод (игровой персонаж, сюрпризный момент).
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный метод (дети спрашивают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа
дошкольников).
• методы, в основе которых лежит форма организации детей на занятиях:
- фронтальный метод (одновременная работа со всеми детьми);
- индивидуально- фронтальный метод (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- подгрупповой метод (организация работы в подгруппах);
- индивидуальный метод (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Календарно-тематический план разработан с учетом возрастных особенностей детей, доступен по содержанию, систематизирован по темам («В осеннем лесу», «Веселый аквариум», « О чем грустят кораблики», «В гостях у сказки» и др.) на основе общего приема складывания, с последовательным «наращиванием» сложности заданий.
Календарно-тематический план предусматривает знакомство детей старшей группы с оригами и обучение складыванию основных базовых форм, умение ориентироваться в условных обозначениях.
Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами и умение ориентироваться в условных обозначениях - это основное, что дети должны были усвоить в этом учебном году. На основе знаний базовых форм мы строили всю последующую учебную деятельность.
Специально подобранный перечень тем, позволил дошкольникам познакомиться с различными приемами и технологией работы с бумагой.
Обучение детей оригами предусматривало подачу материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Давая знания в порядке нарастания сложности, мы постоянно учитывали оптимальную нагрузку для ребенка и тем самым создавали благоприятные условия для его творческого роста. На занятиях по оригами для создания непринужденной и творческой атмосферы мы использовали музыкальное сопровождение, запись звуков живой природы.
В работе с детьми мы учитывали, что между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, а также важно не перенасыщать досуг складыванием - достаточно заниматься один раз в неделю.
Очень важное место в обучении оригами отводилось развитию и совершенствованию мелкой моторики рук, четким движениям пальцев. Дети на занятиях учились складывать поделку оригами, используя основные базовые формы. Дополняя поделку с помощью аппликации и рисования, пользовались ножницами, карандашами, красками. Во время занятий и в свободной деятельности регулярно проводилась пальчиковая гимнастика, игровые упражнения с пальцами, массаж.
Особое место отводилось работе с родителями по привлечению к участию в совместном творчестве с детьми по данной теме. Использовались следующие формы работы: консультации, семинары - практикумы, выставки - конкурсы, совместное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...