Проект: «Мастеровые на «УРА»
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inzhenernaya_kniga_ikar_wecompress.com_.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ 1.Идея и общее содержание проекта…………………………………….2 2. Постановка проблемы………………………………………………………..4 2. История вопроса и существующие способы решения проблемы…………………………………………………………………………………..5 3. Комплексное исследование, и решение на основе исследования……………………………………………………………………………..6 4. Описание процесса подготовки проекта…………………………10 5. Технологическая часть проекта……………………………………….11 6. Описание конструкций………………………………………………………11 7 . Взаимодействие с предприятиям/социальными партнерами……………………………………………………………………………15 8. Список литературы………………………………………………………….. 19
1.Идея и общее содержание проекта Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Поэт и драматург Сергей Михалков сказал: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем». Лишь знакомство ребят со своими корнями и традициями может сохранить эту тонкую, еле уловимую связь поколений . До наших дней сохранилось множество ремесел, и изделия русских мастеров украшают интерьеры жилищ и в России, и за рубежом. Они продолжают народную традицию, в этом есть их ценность.
«Народные торжища мастеровых» - издавна на Руси, это было место съезда продавцов и покупателей, ремесленников и мастеров, готовых выставить свой «товар лицом», показать свое ремесло и умение. Выставки, на которых демонстрировались промышленные изделия дали необходимый импульс развитию страны, общению с другими странами и народами.
В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться тем, что имеет и владеть им так, чтобы приумножить и сделать наш мир еще прекраснее, во благо будущего . Поэтому детям стало интересно узнать историю народных промыслов и ремесел Самарской области как можно больше. Больше всего детей заинтересовало ручное ковроткачество. Заменяло солнце Свет лучин в оконце Только нитка вьется Грустная струна. Помнишь, в дни былые, В темные, глухие Ты была, Россия К прялке склонена.
Как развивалось это мастерство, каковы его особенности? У нас появилась идея: создать проект «Мастеровые на УРА», изготовить ткацкий станок из конструктора « Технолаб » и создавать ковры. Цель проекта: развитие творческих способностей с приобщением к ковроткачеству, как древнейшему виду декоративно-прикладного искусства. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Формировать представления об историческом развитии ковроткачества. Приобщать детей к культурно-историческому наследию Самарской области, преемственности между прошлым и будущим. Развивать навыки конструирования у дошкольников из конструктора « Технолаб » с использованием различных механизмов. Развивать умения детей: планировать, контролировать, прогнозировать свою деятельность; оценивать результат своей деятельности в соответствии с поставленной целью. Развивать творческие способности детей в процессе конструирования и проектирования. Воспитывать умение детей взаимодействовать с партнерами при выполнении задания. 2.История вопроса и существующие способы решения проблемы
3.Комплексное исследование, решение на основе исследования Большая Советская Энциклопедия дает такое определение ковра: «Ковер – художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещения, а также для звукопоглощения (бесшумности)». В процессе развития ковроткачества совершенствовалась технология изготовления ковра: мастера экспериментировали с композицией, цветовым сочетанием элементов орнамента. Качество ковров оценивалось не только по технологии изготовления и художественности, но и по количеству лет их существования – многие ковры служили своим владельцам пятьдесят, а то и сто лет, их передавали из поколения в поколение. Для ковроткачества использовали всего три инструмента – рогульку с петлями для перестановки ниток, гребень для пробивания утка и нож для подрезания ворса. Настоящий ковер никогда не порвется, не потускнеют его краски, потому что за основу в ковроткачестве использовались только натуральные красители: кожура граната дает желтый цвет, ягоды крушины – зеленый, листья ревеня и спорыша – синий, скорлупа грецкого ореха – коричневый, а корни марены – красный. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка.
Комплексное исследование началось с изучения истории развития ковроткачества в Самарской области. Одним из традиционных ремесел, получивших распространение на территории современной Самарской области, явилось ткачество. Ткачество получило большое развитие в чувашских селах Клявлинского района , расположенного на северо-востоке Самарской области, на границе с Республикой Татарстан. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы. В 1970-1980-е гг. в этих селах особенно распространилось ковроткачество. Для этого использовалась овечья шерсть, которую получали в результате стрижки овец. Ее мыли, вычищали, расчесывали, потом пряли (и сегодня во многих домах сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы), а затем начинали ткать. Нередко на изготовление ковров уходили долгие месяцы. Позднее стали использовать синтетическое сырье.
Такие произведения искусства можно увидеть в Клявлинском районном краеведческом музее , который располагается в районном центре – на станции Клявлино. Несколько замечательных ковров есть также в школьном музее в селе Черный Ключ. Это чувашское поселение получило наибольшую известность как центр ковроткачества. Традиции перенимают и представители молодого поколения. Так, сотрудница Клявлинского районного краеведческого музея Оксана Олеговна Горланова (1979 г.р.), собравшая множество экспонатов для музея освоила технологию работы ткацкого стана и нередко садится за него. Хочется верить, что ковроткачество в Клявлинском районе сохранится. Выставка «Загадочный мир ковров» рассказывает о мастерах-ковроделах и ткачихах Клявлинского района, чьими руками были созданы ковровые изделия.
Чем больше люди узнавали об окружающем мире, тем активнее на него воздействовали. Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. На смену ручными орудиям труда, народным ремеслам пришли новые передовые технологии. Ковроткачество в настоящее время
4. Описание процесса подготовки проекта Процесс подготовки проекта «Мастеровые на «УРА» состоял из: Сотрудничества с родителями, социальными партнерами. Разработки схем и чертежей конструкции и их воплощения. Выбора необходимых деталей конструктора « Технолаб », и дополнительных материалов: ниток, тесьмы, иголок и т.д. Изучения техники безопасности в работе с материалом и оборудованием. Сборка и реализация проекта «Мастеровые на УРА». Пора за дело!!!
5-6.Технологическая часть проекта, описание конструкций Первый этап проекта– организационно – подготовительный 1.Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров», сборник сказов об уральских умельцах «Мастера изумрудного края», М.Кочнев «Серебряная пряжа», «Сорок веретен», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», М.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут», А. Клиентов «Народные промыслы». 2 . Беседы с использованием информационных технологий: « Богата и привольна Родина моя И промыслом народным славится она », « Народные промыслы России », « Славься, Россия, чудо-мастерами », «Современные ткацкие станки» 3.Виртуальная экскурсия в музее Ферапонтова монастыря Вологодской области
5 . Опыты в лаборатории : « Ракрашивание нитей», работа в цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии » на тему: «Вода-растворитель» 4 . Дидактические игры и упражнения: «Назови правильно» на умение находить нужный промысел среди других. «Продолжи узор», «Волшебный сундучок», «Найди лишнее». 4. Рассматривание энциклопедий для детей
Конструирование ткацких станков Придумываем и делаем чертежи Отбираем необходимые детали конструктора « Технолаб » (предварительный уровень), собираем станки Второй этап – основной ( деятельностный )
7.Взаимодействие с предприятиями и социальными партнерами Педагоги совместно с родителями посетили Тольяттинский краеведческий музей с экскурсией «Ручейки времени», где экскурсовод Юлия Викторовна познакомила детей с образом жизни, культурой и изобретениями наших предков через археологические находки, а также с предметами крестьянского хозяйства и быта . Интерес разгорался, дети задавали много вопросов - им было интересно всё: сравнивали , что и почему изображали на коврах мастера в18-21 веках? есть ли ещё семьи, где сохранились старинные ковры ручного производства; разные приёмы ткачества, которые применяли мастера в своих изделиях; люди какого возраста занимались ручным ковроткачеством в прошлом и настоящем? нашли интересные факты из истории ручного ковроткачества. Впечатлений было много!
«Ручейки времени» в краеведческом музее г. Тольятти
В результате реализации данного проекта были созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по теме: «Сохраняя традиции великой России» Наши мастерицы-ковровщицы, создали из конструктора « Технолаб » и бросового материала собственный проект «Мастеровые на «УРА» и успешно презентовали его.
Ткацкий станок Станок для плетения кистей Сундук для хранения ковров Карусель для п резентации ковров
Литература и источники: 1 Программа воспитания и обучения в детском саду «Народное творчество в воспитании дошкольников»/программа. – М., 2005. 2. Программа «Технология народных ремёсел»/ М., 2017, Изд. «Учитель», с.127. 3. Куликова Н. Радуга // Волжская коммуна, 1978, 8 марта. – С.4. 4. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19-20 веков. Библиографический указатель / Составитель и автор предисловия Бирюков В.М. – Куйбышев, 1988. – 88 с. 5. Памятная книжка Самарской губернии за 1863-1864 г. Изданная Самарским губернским статистическим комитетом. – Самара. 1864. – 128 с. 6. Подсобные промыслы в Самарской губернии. // Самарская газета, 1890, 2 декабря. – С.2. 7.Традиционные промыслы и ремесла. http://www.uic.ssu.samara.ru/povolzje / . 8. Газета Волжская коммуна. http: //www. vkonline.ru/ content/ view/118944/otkrylas-masshtabnaya-vystavka-remesel-masterov-samarskoj-oblasti / . 9. Электронная библиотека СОУНБ. http://www.lib.smr.ru/catalog / . 10.Путеводитель по культуре народов Самарского края. http://allworldart.ru/wp-content/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мордовия – моя мастеровая».
Проект...
Проект "Россия моя мастеровая"
Проект по продуктивной деятельности «Россия моя мастеровая». Группа № 8 Воспитатели Родина С.А , Васильева Т.А Пробле...
Проект для 2 младшей группы: "Мордовия - моя мастеровая"
1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)2. Автор проекта: Сидорова С.В.3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.4. База исследования проек...
Проект "Мордовия - моя мастеровая!"
Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордо...
Проект "Россия моя мастеровая"
Дать детям знания о декоративно-прикладном искусстве;Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству...
Проект«Россия моя мастеровая»
Знакомство с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.Народное искусство способствует развитию ...