Проект "Дымковская игрушка"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dymkovskaya_igrushka_na_sayt.docx | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Дымковская игрушка»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный с14.02-16.02.2022
Участники проекта: дети подготовительной группы №2, воспитатели
Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблемные вопросы проекта
-Зачем человеку знать историю и культуру наших предков?
-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?
-Какие цвета используют художники?
-Какими элементами расписаны изделия?
-Какое настроение создают эти изделия?
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта.
- - Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну.
- - Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
- - Развивать познавательные и творческие способности детей.
- - Развивать умение рисовать простейшие элементы.
- - Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
- -Формировать умение создавать узоры.
- -Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
Предполагаемый результат:
- - Дети познакомятся с одним из старинных промыслов Росси
- - Дымковской игрушкой.
- - Дети познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек, с историей создания этих игрушек;
- - Дети познакомятся с новыми малыми фольклорными формами, пополнят свой словарный запас;
Содержание деятельности:
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный. Выбор темы проекта и формы его защиты. Подбор материала и литературы по данной теме. Подбор дидактических игр.
2 этап. Выполнение проекта. Знакомство с историей создания дымковской игрушки. Рассматривание разных дымковских игрушек Систематизация знаний о культуре русского народа.
3 этап. Заключительный. Создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек» Ожидаемые результаты: -Дети познакомятся с историей дымковской игрушки. -Сформируются умения рисовать простейшие элементы дымковской игрушки. - совершенствуются умения создавать узоры по собственному замыслу. - появится интерес к искусству народных мастеров План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой». «В мире дымковской игрушки». Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг, демонстрация дымковских игрушек. Внимание направлено на особенности дымковской игрушки.
Организационный этап:
Беседа об игрушках. Цели и задачи: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам, способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память. Форма и содержание: Беседа «Дымковские игрушки»
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>. Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки, давайте посмотрим.
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Шаблон из картона «Дымковский петушок» Содержание: используя шаблон петушка предложить детям вырезать и украсить узорами его.
Д/игры «Составь узор», «Что изменилось»
Вторник. Занятие «Дымковская игрушка, такая она разная» Цели и задачи: расширять знания детей об истории культуры русского народа, истории возникновения промысла, воспитывать эстетические чувства. Форма и содержание: Презентация о дымковской игрушке (слайды с описанием возникновения игрушки) Д/ игра «Дымковская мозаика». Д/игра «Красота дымковского орнамента».
История происхождения дымковской игрушки.
Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.
Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.
кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу); далее следуют предполагаемые ответы детей:
гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;
столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;
портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.
Воспитатель: молодцы ребята.
А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода», правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные: это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.
Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?
Дети: клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.
Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.
Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.
Дети: десять цветов.
Воспитатель: правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.
Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.
О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?
Продукт проекта: создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек»
Цели и задачи: развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Форма и содержание Выставка детских работ и силуэтов игрушек, украшенных детьми: «В царстве дымковских игрушек».
Результат проекта:
-участие в проекте воспитанников группы.
- В процессе реализации данного проекта воспитанники более подробно познакомились с древнейшим промыслом России
- Дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием Дымковских игрушек, элементами узора росписи.
- в процессе изготовления Дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «Дымковская игрушка» еще более сблизило родителей и детей.
-Дети могут отличать дымковские игрушки от игрушек других мастеров. В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах. Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
Выставка отчет проекта: «Дымковская игрушка».
Информационные источники:
1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.
2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».
3 Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...