Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного.
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Легоконструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально- существующих, так и придуманных детьми объектов. Легоконструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности — вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с ФГОС необходим новый подход. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретенные ребенком способности и качества:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Сегодня образовательный рынок предлагает большое количество интересных конструкторов, но все ли они могут называться образовательными? Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным?
Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.
Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.
В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.
В-четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.
В результате чего дети демонстрирую степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта. Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов «LEGO», можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.
Необычайная популярность «LEGO» объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей — неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика «LEGO» можно сложить разными способами). Для любознательных — обучающий проект «LEGO», для коллективных — возможность совместного строительства.
Лего-технологии и робототехника значима в свете ФГОС, т.к.:
— Является отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
— Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
— Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
— Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Кубики «LEGO» используются представителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей. В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике «LEGO», виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
Лего-педагогика — одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать в виртуальном конструкторе «LEGO» — в программе «LEGO Digital Designer». В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде «LEGO WeDO», «ROBOLAB RCX».
Существуют разновидовые и разновозрастные лего-конструкторы («LEGO DUPLO», «LEGO WEDO», «Первые конструкции», «Первые механизмы», Тематические лего-конструкторы — аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др.), что позволяет дать возможность желающим активным и творческим педагогам попробовать применение лего-конструкторов в воспитательно-образовательном процессе.
Робототехника сегодня — одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.
В США, Японии, Корее, Китае, в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям. Япония — страна, где модернизация и робототехника возведены в культ.
«LEGO» позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Наборы «LEGO» специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Развивая речевые навыки дошкольников при помощи «LEGO», воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из «LEGO» можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Помимо мелкой моторики обеих рук лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Продолжительность занятий зависит от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Дети работают как индивидуально, так и в командах. Для начала ребята знакомятся с элементами конструктора и их названиями, рассматривают детали, сортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д.), пробуют собрать несложные модели из этих элементов. Затем дошкольники знакомятся с интерфейсом программы конструктора «LEGO WeDо 2.0», а также объясняются основы построения программы для «оживления» собранных моделей, происходит знакомство с пиктограммами команд и их назначением. Далее дети собирают базовые модели комплекта. Желательно, чтобы ребята проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. А в конце занятия оформляется выставка собранных моделей. Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме.
Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Одна из основных целей в лего-конструировании — научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Лего-конструирование — незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, это эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный практический семинар "Интеграция образовательных областей как средство разностороннего развития ребенка" на тему "Нестандартные технологии здоровьесбережения : цветовая терапия"
Цветовая терапия с дошкольниками...
Подвижные игры как средство разностороннего развития ребенка
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажиг...
музыкальная игра как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
Занятие для детей средней группы...
Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»
ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...
Консультация для родителей "Музыка как средство разностороннего развития ребенка"
Основной задачей формирования личности ребенка является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Эту задачу решает музыкальное воспитание. Данная консультация поможет оценить значение регулярных з...
«Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Курсы повышения квалификации -72ч....
«Легоконструирование и робототехника как средство всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении"
laquo;Легоконструирование и робототехника как средство всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении"...