Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками, а также вязания крючком.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Лимарева Людмила Николаевна

В данной методике рассматривается  способ развития мелкой моторики - рисование и выкладывание узоров кусочками шерстяных ниток, а также вязание крючком.

Технику «Волшебные ниточки»  можно использовать в непосредственно образовательной деятельности: на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, счету, фрагментами и на различных других занятиях.

Родители также могут использовать эту технику в совместных играх с детьми, при изготовлении поделок, как интересное занятие в дороге или в ожидании, к примеру, приема у врача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_nitochka.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками, а также вязания крючком.

В данной методике рассматривается  способ развития мелкой моторики - рисование и выкладывание узоров кусочками шерстяных ниток, а также вязание крючком.

Технику «Волшебные ниточки»  можно использовать в непосредственно образовательной деятельности: на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, счету, фрагментами и на различных других занятиях.

Родители также могут использовать эту технику в совместных играх с детьми, при изготовлении поделок, как интересное занятие в дороге или в ожидании, к примеру, приема у врача.

Используя технику «Волшебные ниточки» можно решать следующие задачи:

1. развитие мелкой моторики рук;

2. подготовка руки к письму;

3. развитие зрительно-моторной координации;

4. формирование пластичности, плавности и точности движений;

5. развитие художественно-эстетического восприятия;

6. формирование способности представлять, планировать, анализировать будущий рисунок.

7. развитие творческого воображения у детей;

8. воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материалы:

Для работы нужны шерстяные нитки разного цвета толщиной от 3 до 5 мм, нарезанные на мелкие кусочки разных размеров (от 2 до 30 см). Основой для выкладывания узоров может быть любая поверхность (в домашних условиях это: пол, стол, диван, подушка, платок, лист картона). На занятиях в детском саду можно использовать бумагу, картон, бархатную бумагу, а также отрезы ткани: лен, фетр, фланель. Для изготовления поделок: картинок, открыток рисунок лучше закрепить на клей ПВА.

Основная часть

Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» предлагаем начинать осваивать уже в средней группе. Есть опыт использования техники и в младшей группе. Так как внимание и интерес ребенка 3-х лет быстро иссякают, игра проходит в течение пяти минут, где сюжет предлагает взрослый, а ребенок подражает движениям, выкладывая работу совместно с взрослым. К примеру, это может быть травка, лучи солнца, дождик, дорожка к домику, волны на море. Такое занятие лучше проводить индивидуально, включать в него пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения, потешки, стихи и другие развивающие игры.

Начиная со средней группы, продолжительность занятия увеличивается до 15-20 минут. В вводной части можно использовать загадку по теме занятия. В основной части занятия взять психо-гимнастическое упражнение, пальчиковую гимнастику или динамическую паузу. В конце занятия подвести итоги, устроить выставку работ.

Данную технику можно использовать на занятиях по развитию речи, занятиях по рисованию, на тематических занятиях «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Зима», «Дикие, домашние животные», «Транспорт», «Космос», «Цифры», «Эмоции», «Моя семья», «Одежда» и т. д.

Этапы освоения техники:

1. Знакомство со свойствами ниточек. Идет формирование познавательной активности, развитие тактильной чувствительности рук. Вопросы-помощники для изучения: Какие ниточки на ощупь? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны ниточки? Для чего их используют люди? Можно провести сортировку: по цвету, по длине.

2. Выкладывание простых элементов. Задача ребенка сделать травку для цыпленка, дорожку для машинки, дождик из тучки, волны на море. Игра проводится на листе бумаги, бархатной бумаги или на фланели. Персонажей можно нарисовать заранее или рисовать в ходе занятия, можно использовать игрушки или картонные фигурки. Создается проблемная ситуация которую ребенок должен решить, используя технологию. Например: «Цыпленок вышел погулять на улицу, пощипать травку. А где же травка? Давай поможем ему». Выкладывание может быть горизонтальным, вертикальным, свободным, т. е. разнонаправленным.

3. Выкладывание простых узоров. Ребенку предлагается выложить рисунок ниточками по контуру. Задание выполняется прямо на образце.

4. Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов (яблоко, груша, апельсин и т. п., овощей (помидор, огурец, тыква и т. д., грибов. Предлагаем ребенку выбрать свой способ работы: можно выложить ниточки на образец, а можно взять бархатную бумагу или ткань и выложить рисунок самостоятельно.

5. Следующим этапом будет заполнение формы цветом, т. е. повторяя контур, мы «закрашиваем» фигуру ниточками.

6. Выкладывание более сложных рисунков (изображение животного, дерево, корабль, машина и т. д.)

7. Создание сюжетных картин. С помощью трафаретов, шаблонов дети могут самостоятельно перевести рисунок на картон, создавая сюжет картинки. Выкладываем картинку ниточками, добавляем детали и рассказываем историю по картинке. Такие сложные картинки с мелкими деталями можно делать с помощью клея. На контур наносится клей ПВА, на него накладываются ниточки таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка. Заполнять фигурки цветом также можно с помощью клея. Тогда картинку можно долго хранить, поставить на выставку, подарить ее родителям.

8. Творческое задание «Ассоциация» для детей старшей, подготовительной группы. Ребенок выбирает ниточку или несколько и просто кладет их на фон в свободном порядке, можно ниточку бросить на основу. «На что это похоже?» Ребенок рассматривает получившийся рисунок или деталь и находит сходство с каким-либо предметом. И начинается сказка: «Жил был…» Ребенок с помощью взрослого выкладывает остальные детали, меняет что-то, добавляет, рассказывая свою сказку. Роль взрослого в этом занятии активная. С помощью вопросов «А что было дальше? А почему он так сделал? Куда бы нам отправиться путешествовать?» мы помогаем ребенку развивать сюжет. Для создания положительного эмоционального настроя важно, чтобы сказка закончилась счастливым концом и у ребенка остались положительные эмоции от занятия.

Заключение

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшийся конструктор, работать с пазлами, мозаикой, они отказывают от любимых другими детьми лепки и аппликации, на занятиях не успевают за другими детьми. Таким образом, возможности познания мира такими детками оказываются ограничены. Они часто чувствуют себя неумелыми в элементарных действиях. Это негативно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Со временем уровень развития мелкой моторики руки оказывается недостаточным и для освоения письма, наряду с речевыми нарушениями, появляются проблемы в школе.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики ребенка и использовать для этого самые разнообразные средства.

Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» удобна и проста в использовании. Ее могут применять и воспитатели (психологи, логопеды на тематических занятиях по развитию речи, рисовании, математике), и  родители.  Для родителей это  хороший способ общения и взаимодействия с детьми, так как игра с «Волшебными ниточками» нравится и взрослым тоже. Обучающее занятие по ознакомлению с техникой для специалистов дало много положительных отзывов. Для педагогов – это отличная возможность творческого самовыражения, снятие эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания, а также поддержание педагогической компетентности и знакомство с разнообразием средств по развитию мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волн...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования"

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

"Волшебные ниточки" - развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками.

laquo;Волшебные ниточки».Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками.Подготовила воспитательКраснокутская Т.А.В своей методической разработке я предлаг...

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (5-7 лет) Развитие мелкой моторики рук при помощи игр с нитями и овладения навыками вязания крючком «Нитка, петелька, крючок»

Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки...