Научно-практическая статья «Инновационная педагогическая технология «Сторителлинг». Использование сторителлинга в работе с дошкольниками».
статья на тему
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Одной такой педагогической технологией является – сторителлинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_storitelling.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
В одной истории больше мудрости, чем во всей философии.
Филипп Пуллман.
Одна из основных задач педагога– выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Одной такой педагогической технологией является – сторителлинг.
Как метод сторителлинг был впервые испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Дэвид Армстронг разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "менеджмента через истории" - сторителлинга. В книге описан метод "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.
Сторителлинг позволяет:
- качественно влиять на подсознание обучаемого;
- быстро и легко доносить необходимую информацию;
- обучать нормам и требованиям, которые приняты в обществе;
- дать понять, что каждый человек в общей системе ценен и важен;
- мотивировать добиваться поставленных целей;
- демонстрировать наглядно, что вы даете важные, добрые советы.
Выделяют следующие типы сторителлинга:
– социо-культурный;
– деловой (коммерческий);
– семейный;
– дружеский;
– личный.
Социо-культурный сторителлинг посвящен общим человеческим ценностям, правилам, принципам, вопросам нравственности, различным верованиям, особенностям культуры.
Деловой сторителлинг применяют для повышения эффективности работы компании, ее сотрудников, для обучения, для мотивации персонала и клиентов, для устранения конфликтов, для продвижения товаров и услуг и т.д.
Семейный сторителлинг обычно посвящен предкам, фамилии, связанными с ними мифам, легендам, случаям и событиям. Часто истории этого вида сторителлинга интересны только членам семьи и ближнему кругу родственников, друзей и знакомых. Иногда семейный сторителлинг превращается в социо-культурный.
Дружеский сторителлинг посвящен отношениям между друзей, знакомству, конфликтам и примирениям, взаимовыручке. Дружеские истории редко распространяются далее круга самих друзей. Однако, как и семейные истории, также могут становиться социо-культурными притчами.
Личный сторителлинг подразумевает диалог с самим собой. Мы вспоминаем, анализируем собственные истории. Они нас учат, вдохновляют на дальнейшие действия. Хорошие личные истории могут быть использованы и в дружеском, и в семейном, и в деловом, и в социо-культурном сторителлинге.
Также говорят о визуальном и цифровом сторителлинге.
Визуальный сторителлинг подразумевает использование: фотографий, рисунков, видео, анимации. В таком случае информация подается более образно и понятно, однако менее информативно.
Цифровой сторителлинг – это явление новейшего времени, дитя развития технологий. Этот вид сторителлинга позволяет усилить воздействие историй с помощью различных цифровых устройств: электронного проектора, компьютера, планшета, смартфона.
Сторителлинг активно используют в индустрии туризма. Деловые СМИ сторителлингом, рассказывая истории успеха компаний и личностей, стимулируют деловую активность в той или иной сфере экономики или рынка. Корпоративные СМИ используют сторителлинг для мотивации сотрудников. В маркетинге и рекламе, в психотерапии, в обучении и воспитании в образовательных учреждениях. Презентация в формате публичного выступления — это всегда сторителлинг.
Сторителлинг – это эффективная педагогическая технология, которая направлена, посредством истории с конкретной структурой и занимательным героем, на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге педагог рассказывает реальную историю или ситуацию из жизни (или им выдуманную, главное в истории реальность событий). Ребята слушают, воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям определенную информацию, которая представлена в форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом формируются проблемы, цели и задачи будущей истории. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, музыка, иллюстрации т.п.).
Существует шесть принципов хороших историй и идей предложены братьями Хит в книге «Рожденные, чтобы прижиться: Почему одни идеи выживают, а другие – нет" ("Made to Stick. Why some ideas survive and others die"). Под хорошей историей они понимают «прилипчивую» историю (sticky по-английски), то есть живучую, легко трансформируемую. История должна быть:
- Простая;
- Неожиданная;
- Конкретная;
- Реалистичная;
- Эмоциональная;
- Хорошая история.
Истории для детей особенные, они более эмоциональные, красочные и трогательные. Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать при создании истории для детей:
- Возрастные особенности ( интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития).
- Наличие персонажа - героя или герои истории. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях. Главный герой обязательно должен вызывать симпатию.
- Сопереживание, подсознательно представлять себя на месте персонажа. К фактам нужны эмоции, ведь дети воспринимают мир целостно.
- Стимулирование воображения, фантазия у детей более гибкая, чем у взрослого. Привлекать детей к участию в истории, используя открытые вопросы.
Особенно важные истории для детей — это истории из повседневной жизни. Такие истории более понятны.
Не все виды сторителлинга можно использовать в дошкольном образовании, остановимся на тех, которые будут эффективными в работе с воспитанниками дошкольных учреждений.
- Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить.
- Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
- Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для закрепления знаний и умений.
- Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами.
Хорошая истории построена по определенной структуре. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.
1. Вступление. Вступление к истории, как правило, должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Вступление сжато и ясно очерчивает сложную ситуацию.
Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой вашей истории. Оно сосредотачивает внимание на проблеме или вопросе, которому она посвящена и на который в конце истории будет получен ответ. Вдобавок, вступление должно быть обращено к реальному опыту слушателя. Вступление в истории не должно содержать подсказки к решению проблемы.
2. Развитие события. Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления. Эта часть истории усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение, Ситуация не разрешена — по сути, она становится все напряженнее.
3. Кульминация. Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение.
4. Заключение. По сути, кульминация завершила историю; но здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму речевого взаимодействия, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории.
Сторителлинг может применяться и в семье, когда старшие, рассказывая свои истории, делятся с младшим поколением своим жизненным опытом. Такие истории наиболее ценны ещё и тем, что они связаны с близкими людьми. Это помогает укрепить отношения в семье, улучшить взаимопонимание, рождает уважение.
Сторителлинг — это одновременно наука и искусство. Сочетая в себе психологические, воспитательные, обучающие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до ребенка, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов.
Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Источники :
1. http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/storytelling/
2. https://moluch.ru/archive/150/42606/
3. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling
4. http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm
5. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в сказку"( сборник материалов Всероссийской заочной научно- практической конференции «Методика и педагогическая практика»)
Работа предусматривает активизацию двигательной деятельности детей посредством использования нестандартных пособий и оборудования, которая направлена на профилактику нарушений осанки, пред...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Городская научно-практическая конференция педагогов ДО "Педагогический поиск-2018"
laquo;Педагогический поиск – 2018» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется он...
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018Итоговое открытое занятие в подготовитель...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...
Научно-практический семинар «Применение инновационных коррекционных технологий в образовании детей с ОВЗ»
quot;Применение инновационных коррекционных технологий в образовании детей с ОВЗ"...
- Мне нравится (5)
Комментарии
Спасибо за статью,было очень
Спасибо за статью,было очень познавательно! Обязательно буду использовать Ваши наработки в своей педагогической деятельности.