Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Железная дорога»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Усвой А.П., Венгера Л.А., Поддьякова Н.Н., и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhd.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада
подготовительная к школе группа
Рощупкина Т.Ю.
воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 2 «Ромашка»
г. Губкина
Актуальность: игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Усвой А.П., Венгера Л.А., Поддьякова Н.Н., и др.
Технологическая карта
сюжетно-ролевой игры «Железная дорога»
Организационная работа: Беседы о профессиях, просмотр презентации, фотографий профессий машиниста, пом. машиниста, буфетчицы., проводницы, кассира, доктора, нач. станции и т. д., чтение художественной литературы о железнодорожном транспорте.
Возрастная направленность:5-7 лет.
Цель игры: знакомство детей с железнодорожными профессиями.
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Закреплять знания детей о железнодорожном транспорте, правильном взаимодействии профессий,
2. В процессе игры развивать у детей диалогическую речь, воображение, отвечать на вопросы полным ответом, активизировать и обогащать словарь детей.
3. Воспитывать культуру поведения во время игры, уважительное отношение к труду взрослых на железной дороге.
Атрибуты игры: Касса 2 шт., железнодорожные билеты, бумажные кошельки, багаж, продукты, кукольное постельное бельё спецодежда, мед. инструменты, посуда, веник, губка, жёлтый флажок, дудка, диск с записью.
Активизация словаря: активизировать в речи детей слова- определения (машинист, проводник, пассажир, ресторан, касса, стоп-кран, станция, железнодорожные пути, наличные и безналичные деньги), упражнять в употреблении простых предложений.
Планируемые результаты: сотрудничество детей над процессом планирования игры и в ходе самой игровой деятельности; проявление самостоятельности, воображения, инициативности, самостоятельность в ходе работы над сюжетом и обсуждений сюжета, при распределении ролей, при создании игровой среды, проявляют активное участие обсуждая ролевые диалоги; проводят согласование своих действий с действиями партнеров, соблюдают в ходе игры ролевые взаимоотношения и взаимодействие.
Роли: кассир, врач, буфетчик, машинист, проводник, помощник машиниста, пассажиры.
Игровая ситуация | Атрибуты | Действия воспитателя | Деятельность детей |
1.Распределение ролей | Слово воспитателя: ребята, сегодня мы перенесёмся с вами в мир «Железной дороги» и будем настоящими работниками железнодорожной станции и скорого поезда, который сегодня отправится на юг России. Поднимите руки и скажите кто какую профессию выбрал, а кто хочет быть просто пассажиром | Ответы детей | |
2.Подготовка к игре | Конструктор, атрибуты врача, кассира, буфетчика, пассажиров, проводника | Воспитатель помогает распределить роли, оборудовать кабинет врача и кассу. Помогает одеться машинисту в спец одежду. Раздает всем «пассажирам» заранее подготовленные кошельки с деньгами. Проводнику выдает комплект постельного белья, желтый флажок, машинисту-гудок, буфетчику-продукты | Дети строят из конструктора железно-дорожный вагон, расставляют стулья. Раскладывают атрибуты врача, кассира, буфетчика |
3.Начало игры | Воспитатель: Все готовы к путешествию?(Да!) Тогда мы начинаем! Внимание! Внимание! Скорый поезд 247, прибывает на станцию «Старый Оскол»! Машинист гудит в гудок и поезд «останавливается». | Машинист и его помощник начинают проверять исправность поезда. Открывает свою работу «Касса», «Буфет», «Кабинет врача», «Комната матери и ребёнка», «Газетный киоск». Большая часть пассажиров покупают билеты и предъявив их проводнику, рассаживаются на свои места, а кто-то остаётся ждать следующие станции, «мамы с детьми» идут в комнату матери и ребёнка. | |
В ходе игры воспитатель объявляет станции, следит за ходом игры и выполнение детьми их ролей. | Ведут себя согласно полученной роли. Пассажиры размещаются в вагоне, на остановках фотографируют достопримечательности, пассажиры с детьми обращаются в комнату матери и ребенка, буфетчик предлагает продукты, проводник убирает вагон, проверяет билеты у вновь прибывших пассажиров. На каждой остановке машинист и его помощник проверяют исправность вагона | ||
4.Окончание игры | Музыкальная композиция «Голубой вагон» | Воспитатель включает музыку и проводит с детьми анализ игры | Дети рассказывают о своих ролях в игре, что нового они узнали, что понравилось-не понравилось и почему |
Ход игры
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется через 5 минут с 1 платформы!»
( через минуту)
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется с первой платформы!!!»
Проводница показывает машинисту жёлтый флажок. Машинист гудит в гудок. Поезд «трогается».
(включается звук поезда)
Проводница проверяет билеты. Предлагает чай, напитки, печенье). Машинист управляет поездом. Помощник машиниста следит за скоростью и направлением.
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 прибывает на станцию «Воронеж», время стоянки 15минут!»
Машинист со своим помощником идут обедать в «Буфет». Проводница убирается в вагоне. Пассажиры выходят из поезда и расходятся по вокзалу( фотографируют достопримечательности), покупают продукты в «Буфете»,можно проконсультироваться у врача и т.д. Новые пассажиры покупают билеты и садятся на поезд.
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется через 1 минуту с 3 платформы!»
(через минуту)
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется с 3 платформы!»
Проводница даёт сигнал, машинист гудок.
(звук поезда)
Проводница предлагает пассажирам чай, печенье, шоколад, «постельное бельё». На поворотах машинист гудит в гудок.
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 прибывает на станцию «Ростов на Дону! Время стоянки 20минут!
Машинист гудит в гудок.
Снова начинают свою работу «Буфет», «Кабинет врача», «Газетный киоск», «Комната матери и ребёнка», «Кассы». Пассажиры выходят на станции отдохнуть, сходить в буфет, к врачу, купить журнал или газету. Машинист с помощником проверяют поезд. Проводница делает уборку вагона, и проверяет билеты у новых пассажиров.
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется с 5 платформы через 1 минуту!»
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 отправляется с 5 платформы!»
Проводница даёт сигнал. Машинист гудит в гудок.
(звук поезда)
Воспитатель раздаёт «постельное бельё» и выключает свет. Наступает ночь. Дети стелят на стулья матрасики и подкладывают под щёчки подушечки. Наступает утро. Пассажиры просыпаются и отдают постельное бельё проводнице, проводница делает уборку вагона.
Воспитатель: «Внимание! Скорый поезд 247 прибывает на станцию Анапа!»
Воспитатель: Дорогие гости нашего города горячо приветствуем вас и предлагаем вам прогуляться к Чёрному порю» (звучит музыка на морскую тему) Под музыку проводится анализ работы с детьми. Ребята рассказывают кто кем был и как отразил свои действия в игре.
А теперь нам пора возвращаться. Но поездом ехать очень долго и я предлагаю полететь на самолёте.( дети поднимают ручки и улетают).
Список использованной литературы
- Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: Воронеж, 2012. - 320 с.
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2013.- 426 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2013. - 596 с.
- Деркунская, В. А. Маленькие граждане играют в сюжетно-ролевые игры/ В.А. Деркунская// Маленькие граждане большого города: монография. - СПб.: СОЮЗ, 2015.- 102 с.
- Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста/ В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2015.- 164 с.
- Кононова, И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности/ И. Кононова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12.- С. 74.
- Попова Е.И. сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-ролевых игр: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления педагогическое образование, профиль дошкольное образование/Е.И.Попова.-Ишим,2018.-79с.
- Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А.Репина. - М.: Знание, 2012.- 258 с.
- Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ Е.О. Смирнова. - М.: Флинта, 2014.- 354 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры : Учеб.пособие для студентов вузов по напр. и спец. психологии/Д.Б.Эльконин.-М.: Академия, 2007. - 383 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге»
Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное...
Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой
Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому пониманию...
Сюжетно-ролевая игра "Железная дорога"
Модель развития с-р/и "ЖД"...
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)
Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....
Сюжетно-ролевая игра "Железная дорога"
игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматр...
КОНСПЕКТ игра-занятие по профориентации на железнодорожной дороге с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Детям о профессии работника железной дороги»
Познакомить ребенка с профессиями работника железнодорожного транспортом.Формировать знания и представления детей о таком виде транспорта, как поезд, вокзал, их составляющие; особенно...
Детям - безопасную железную дорогу (полезные ссылки на видеоматериалы и мультипликационные фильмы по безопасному поведению на железной дороге).
quot;Детям - безопасную железную дорогу"Ссылки на видео:1. https://yadi.sk/d/kKisI53Mn3cIow./На%20пути%20железнодорожном%20будь%20предельно%20осторожен%202010г...