мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бурханова Рита Исрафильевна

Мастер класс «ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА».

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                                                                          Детский  сад №366

                                                        Мастер класс

                                      Бурхановой Риты Исрафильевны

«ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА».

Цели:

  • Знакомство с понятиями бумажная пластика, выцинанка, ленточная композиция.
  • Знакомство с правилами вырезания из бумаги.
  • Знакомство с правилами оформления работы.

Задачи:

  • Научить вырезать ленточные композиции и оформлять свою работу.
  • Научить действовать по словесной инструкции.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать явления, признаки.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру и познавательную активность.
  • Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевую активность детей.

Оборудование и материалы: бумага, ножницы, карандаш, клей, кисти для клея.

Ход деятельности:

         Здравствуйте, ребята, посмотрите какие красивые изделия я вам принесла, это рушники и скатерти, в старину во всех домах были такие изделия. Посмотрите какие красивые узоры, что они вам напоминают?

- Правильно узоры напоминают растения, можно сказать растительные узоры.

- Ребята, а как вы думаете чем ещё украшали наши предки свои жилища?

А ещё раньше, женщины украшали свои дома декоративным украшениям, которое называлось – «выцинанкой».

-Ребята садитесь на стулья, я расскажу вам что такой «выцинанка».

- Выцынанка – это народное искусство вырезания из бумаги. Кубанская выцынанка отличается тем, что в ней много прорезных узоров, за счёт этого она получается ажурной. Её можно увидеть в виде узоров на салфетках, на скатертях и занавесках. Простейшей выцынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем перед Новым годом.

Воспитатель показывает детям образцы выцинынок. Дети рассматривают и делятся впечетлениями.

Выцинанка - это ажурный узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной (это техника вырезания из бумаги).

Мы знаем, что бумага родом из Китая. Там же впервые и начали вырезать. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и выцинанка, попали в Западную Европу. И где бы ни появлялась бумага, там возникало искусство бумажного вырезания

Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать». Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание.

По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед (Новым годом), Рождеством, Пасхой. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы. С появлением в деревне глянцевой бумаги выцинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями - выцинанками из кожи, с которыми могут быть связаны по технике выполнения бумажные выцинанки. В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, которую небогатые мещанки надевали на масленницу. В конце 19 в. - начале 20 в. трудно было представить себе деревенское жилище без этого своеобразного украшения.

В каждой местности выцинанака приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь.

В белорусской выцинанке сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:

  • принцип многоразового складывания (лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);
  • создание изображения из прорезей простых геометрических форм (самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);
  • относительная монохромность (используется один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);
  • симметричность изображения; виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;
  • декоративность.

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную выцинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).

II. Организация рабочего места.

В работе удобно пользоваться двумя ножницам: большими и маленькими, с острыми прямым концами. Большими ножницами вырезают общие формы, маленькие служат для вырезания мелких деталей. Ножницы должны быть острыми не сминать бумагу.

Физкультминутка:

У Маланьи старушки (Хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушки (сложить руки углом , показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови)

Вот с такими ушами (растопырить пальцы, показать ужи)

С вот такими носами (показать длинный нос)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг над головой)

Вот с такой бородой (показать бороду)

Они не пили, они не ели

На Маланью всё глядели (держа руки у глаз похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…(ребенок показывает любое движение)

III. Выполнение работы

Ребята, а вы бы хотели своими руками сделать вытынанку?

Скажите, а вы знаете что такое орнамент?

Орнамент это ритмическое повторение одного или нескольких элементов узора. Сегодня мы сделаем салфетку с растительным орнаментом.

Ребята особенность вытынанки в том что её рисунок симметричный.

- Для того чтобы рисунок получился симметричным бумагу нужно сложить в несколько раз гармошкой.

- Берем широкую полоску, складываем гормошкой, а затем простым карандашом рисуем узор цветочек, ягодку, листик при этом выводим часть рисунка на сгиб, чтобы цветочки держались друг за друга. Вырезаем, стараясь не перерезать линию сгиба.

- Ребята посмотрите как много салфеток у нас получилось и каждая неповторима.

IV. Оформление работ.

Из полученных фигур мы создаем композицию. Раскладываем предметы на фон, выбираем лучшее сочетание и с помощью клея закрепляем свою композицию.

Наклеивание вырезанных изображений на фон требует особой аккуратности. Выцинанку, как правило, приклеивают только в нескольких местах, так чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объема.

V. Заключение. Итог работы. Выставка творческих работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Что такое лэпбук?"

Познакомить с лэпбуком, как одной из форм совместной деятельностьи взрослого и ребенка....

Мастер-класс «Что такое ЛЭПБУК?»

Мастер-класс "Что такое ЛЭПБУК?"...

Мастер – класс «Есть такая профессия, Родине служить»

Данная работа была приурочена к празднику «День Пограничника»...

Мастер-класс "Что такое Новый год?"

познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы....

Мастер-класс "Они такие разные, бывают и опасные"

Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека.Представляю  подборку из  интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребен...