Художественно-изобразительное развитие дошкольников
статья по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Использование элементов плоскостного дизайна в художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Сегодня развивается и находит отклик во многих сферах жизни такое направление как «дизайн». С этим видом деятельности мы сталкиваемся повсеместно, и детского пространства оно коснулось в том числе. Искусство дизайна определяется как нестандартный взгляд на достаточно обыденные вещи. Если обратиться к определению, то дизайн – вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды (как в целом, так и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Кто как не дети –нестандартные творцы всего стандартного, авторы инициативных и смелых решений. И задача взрослого окружения – поддержка и развитие маленького «дизайнера» “Детский дизайн” непосредственно связан с декоративной деятельностью ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Э
Г.Н. Пантелеев, автор исследований в этом направлении предложил классификацию детского дизайна:
Первый тип – плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.
Второй тип – объёмный (предметно-декоративный) дизайн.
Третий тип – пространственный (архитектурно-художественный) дизайн.
Плоскостной дизайн наиболее близок деятельности дошкольной организации, ведь он находит созвучие в традиционных методах работы педагога с детьми по развитию творческих способностей, таких как рисование, лепка, конструирование из различных материалов.
Как известно, любовь к изобразительному искусству необходимо прививать с младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник изображения. Не секрет, что нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования предметов непосредственного окружения ребенка в качестве художественных материалов, средств изображения. К примеру, техника рисование пальчиками с малышами позволяет ребенку сгладить отрицательные эмоции из-за невозможности владения элементарными приемами нанесения изображения кистью, когда как собственные пальцы – универсальный изобразительный «инструмент». Очень важен положительный эмоциональный отклик от результата своего труда. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат художественного творчества. Именно эмоции – показатель внутреннего состояния ребенка, критерий понимания его внутреннего мира. В процессе создания той или иной работы в нетрадиционной технике изображения можно постепенно вводить элементы плоскостного дизайна. Причем, материалы и средства ребенок выбираете как подручные, так и самые неожиданные увиденные им когда-то.
Дошколята отмечают разнообразие формы цвета, величины, соотношения пропорций, объектов окружающей среды. В любом игровом пространстве: прогулка, дом, детский сад им доступны различные материалы. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.
Задача занятий по детскому дизайну: способствовать формированию у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. Формировать специальные навыки и умения, которые они могут использовать в дальнейшем в повседневной жизни. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками. Сформировать у детей практические навыки работ с материалами и инструментами. Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности. Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Заложить основы творческого проявления в детях.
Задачи занятий по детскому дизайну:
1. Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по
художественному ручному труду.
2. Формирование практических умений ручной работы, на основе
расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки,
глазомера и т.д.
3. Овладение основами трудовой культуры, развития трудовых умений и
навыков; развитие умения заранее планировать ход различных
поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.
4. Вариативно, творчески, рационально использовать различные
материалы для работы.
5. Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и
уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.
6. Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно
эстетически.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Здесь важно отметить наполняемость предметно-пространственной среды ребенка, ведь материалы, которые задействует малыш в процессе создания замысла он берет из окружения. Материалы для данного вида деятельности различны и многообразны как по фактуре, так и по форме, это может быть: бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, верёвки, пайетки, элементы готового декора, коробки, пробки, плоды, ветки, листья, бросовый материал. Для создания скульптурных работ используется соленое тесто и легкий пластилин. Бросовый материал занимает отдельную нишу в этом виде деятельности, поскольку универсален для детей в виду его доступности, что в свою очередь развивает самостоятельные навыки и умения.
Использование элементов плоскостного дизайна в работе педагога позволяет не только выполнить задачи художественной образовательной деятельности, но и эстетически усложнить и разнообразить результат, что немаловажно для детей дошкольного возраста. Ведь эмоциональный отклик ребенка – это не только процесс и результат труда, как было сказано выше, но и мотивация для успешного выполнения работы. Было отмечено практическим путем, что дети охотнее создают свои работы в комбинированной технике с использованием различного материала, нежели учатся на занятиях по традиционным видам деятельности. Ведь порой обычный рисунок можно превратить в нечто сказочное и волшебное: придать объем, изменить пропорции и цвет, придать изображению выразительность и придумать или изменить сюжет картины. В процессе создания такой работы ребенок проигрывает ситуацию, продумывает персонажу имидж, активно занимается словотворчеством.
Такая практика занятий показала, что интерес к художественной деятельности у ребенка возрастает, в таком формате работы они учатся создавать новое, не боятся использовать различные материалы, раскрепощаются в формировании замысла, тоньше чувствуют эстетическую составляющую своих работ.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.
Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...
Рабочая программа по художественно - изобразительному воспитанию и развитию дошкольников составлена для организации работы с детьми
Рабочая программа по художественно - изобразительному воспитанию и развитию дошкольников составлена для организации работы с детьми...
Советы родителям дошкольников по художественно-изобразительной деятельности.
Советы родителям дошкольников по художественно-изобразительной деятельности....
Художественно-изобразительная деятельность дошкольников как фактор развития одаренности
Приобщение дошкольников к искусству способствует развитию художественно-эстетической одаренности посредством организации художественно-изобразительной деятельности дошкольников. Воспринимая прекрасное...
Художественно-изобразительная одаренность дошкольников и способы ее развития
В консультации описано как определить наличие одаренности у ребенка в том числе и в художественно-изобразительной сфере, а также способы и приемы ее развития, даны советы родителям по общению с такими...