Рабочая программа кружка "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Рабочая программа кружка
по художественно- эстетическому развитию
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
на 2020-2021 учебный год.
«Наши руки не для скуки»
Автор составитель воспитатель: Валиева Лиана Владимировна
г. Нефтекамск 2020 г
Содержание
Пояснительная записка 3 Актуальность программы 4 |
|
Направленность 4 |
|
Цель программы 4 |
|
Задачи обучения 4 |
|
Материально — техническое оснащение 6 |
|
Ожидаемые результаты 7 |
|
Основные направления и содержание деятельности 7 |
|
Учебно — тематический план 8 Заключение 13 |
|
Литература 15 |
|
”Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В.А.Сухомлинский)
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластелином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами , не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Очумелые ручки» перед собой поставила цель и задачи.
Цель
Развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
З. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
- Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- шишки, жёлуди.
- Семена растений
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
Клей, краски
Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
-Салфетки
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Кисточки для клея и красок.
Основные формы и методы работы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Методическое обеспечение
Индивидуальный подход в работе кружка это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- Разовьют мелкую моторику рук.
Учебный план
Возраст — старшая группа
Количество детей- 15 человек
Продолжительность деятельности — 25 минут
Количество в неделю — 1 раза в неделю
Основные направления и содержание деятельности
Учебный план:
Возраст | Продолжительность занятии | Количество занятий в неделю | Количество занятии в месяц | Количество занятии в год |
Старшая группа | 25 мин. | 1 раз в неделю | 4 | 32 |
Перспективное планирование
Тема | Цель | Формы работы |
Октябрь |
|
|
«Овощи» (2 часа) | Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. | Пластилин, картон с трафаретом. |
«Веселый ежик» (2 часа) | Учить детей раскатывать из пластилина колбаску и расплющивать ее. Развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца. | Пластилин, заготовки с изображением ежика. |
Ноябрь |
|
|
«Солнышко для мамы» (2 часа) | Учить в поделки применять макаронные изделия. Развивать умение доводить начатое дело до конца. | Пластилин, заготовки солнца и макаронные изделия-перья. |
«Грибок» (2 часа) | Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
| Картон, трафарет, клей, кисть, крупа. |
Декабрь | ||
«Овечка» | Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Картон, трафарет, клей, кисть, вата. |
«Праздничные шары» | Упражнять в аппликации крупой, разного цвета, самостоятельно подбирать нитку для шарика. | Нити, крупа, клей, картон. |
«Цыпленок» | Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. | Бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть. |
«Снежинка» | Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Макароны, картон, трафарет, клей, кисть |
Январь | ||
«Снеговики» (2часа) | Учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе | Пластилин. |
«Зимняя сказка» (2 часа) | Учить создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль. пенопласт.
| Картон, вата, пенопласт, соль |
Февраль |
|
|
”Снегири на ветках ” (Пластилиновая мозаика). | Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. | Пластилин, бумага |
«Машина» | Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. | Спичечные коробки, клей ПВА, кисть. |
«Кубок для папы» | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Картонтрафарет, клей ПВА, семена, крупы. |
«Зайчик» (Аппликация из ваты)
| Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги
| Цветная бумага, вата |
Март |
|
|
«Букет для мамы» | Учить детей делать цветы из салфеток отрывать от салфетки небольшой кусочек и скатывать шар, наклеивать его на определенное место картины. Развивать усидчивость, мелкую моторику. | Салфетки разных размеров, клей, шаблон нарисованного букета |
«Домашние животные» |
| Учить делать поделки из яиц киндер — сюрпризов. Доводить начатое дело до конца. | Яйца от киндер сюрпризов, пластилин. |
«Платье для Золушки» |
| Учить работать с салфетками, отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, учить чередовать цвета. Воспитывать аккуратность. | Салфетки двух цветов, клей. |
«Цветик-семицветик» |
| Учить аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать поделку, использовать в поделке новый материал- ватные диски. | Гуашь, ватные диски, ножницы, кисть, клей. |
Апрель | |||
«Мышки» | Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение. | Скорлупа грецкого ореха, пластилин. | |
«Полет в космос» | Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу. | Цветная бумага, фото детей. |
«Цветы» | Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек. | Гуашь, ватные диски, ватные палочки. |
«Петушок» | Учить детей дополнять отпечаток своей ладони деталями, добиваясь сходство с реальным животным. | Гуашь, кисточка. |
Май |
|
|
«Кактус» (2 часа) | Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки колючки, цветы салфетки) добиваясь сходства с образцом. | Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника. |
«Птичье гнездо» (2 часа) | Учить детей аккуратной работе с клеем, делать аппликацию с природным материалом веточками. | Веточки, клей. |
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. КД. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ с
РАЗЛИЧНЫМИ
МАТЕРИАЛА И ИНСТРУМЕНТАМИ:
- Работай за своим рабочим местом.
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
- Нельзя брать в рот мелкие детали.
- При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
- При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
- Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
- Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
- При работе не держи ножницы концами вверх.
- При вырезании детали поворачивай бумагу.
- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Береги инструменты, экономь материалы.
- Закончил работу — убери рабочее место быстро и аккуратно
Литература
- «Цветные ладошки» Е. Лыковой.
- Ребенок в детском саду» журнал
З. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
- «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
- «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2015г.
- «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 2015г.
- «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2015г.
- «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова,
Москва «Мозаика-Синтез»
- «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В.
Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
10.Кантор СИ. Первые поделки вашего малыша. «АИРИС-пресс», 2015
11 .Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа «Наши руки не для скуки» (декоративно-прикладное искусство) для детей 6-7 лет.
Данная образовательная программа «Наши руки не для скуки» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эст...

Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно из...
доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"
Пояснительная записка к программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...
доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"
Пояснительная записка к программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

Рабочая программа "Умелые руки"
Рабочая программа «Умелые ручки!» Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...

Рабочая программа "Умелые руки"
Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М.Дорофеевой ...

Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...