Отчёт о работе: «Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Герасимова Валентина Аркадьевна

Отчёт о работе:

«Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_orabote_konstruirovanie.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Отчёт о работе:

«Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»

Воспитатели СП – 10: Герасимова Валентина Аркадьевна

Кузнецова Екатерина Юрьевна

Москва 2017г.

Цель: способствовать развитию конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования.

Задачи: 

1. Знакомить детей с явлениями окружающей жизни, с необходимыми умениями и навыками конструирования.

2. Дать детям знания о предметах, внешнем виде, структуре, частях, форме, пространственном  расположении, величине, о материалах, с которыми работают.

3. Способствовать развитию коллективных взаимоотношений между детьми посредством воплощения общего замысла (строительство улицы, сказочной деревни и т.д.).

4. Воспитывать самостоятельность в работе, творческую инициативу, умение доводить начатое дело до конца.

     Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).

   

   Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.

    Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначениюКонструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.

     Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают, это позволяет ребенку давать адекватную самооценку полученному результату. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника.

   В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
  • конструирование из природного материала.

    Первоначальный этап нашей работы строился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек. В первую очередь мы научили детей узнавать каждую деталь конструктора и складывать все фигуры строителя в соответствии с образцом, в коробку. Для того чтобы научить складывать детали в коробку, организовывали игры: «Кто тише, быстрее и аккуратнее сложит детали?», «что изменилось?», «Чего не стало?». Мы учили детей правильно пользоваться материалами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, по окончании работы разбирать постройку сверху вниз.

   В среднем возрасте мы используем прием показа воспитателем, т.к. у детей  нет достаточного опыта конструирования, так же предлагаем выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т.д.). Если ребенок затрудняется, задаем вопросы: «С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? и т. д.»

   По мере накопления конструктивного опыта знакомили детей с новым видом конструирования – по условию. При обучении данному способу  конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагали  решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого кораблика, построй мост для узкой и широкой речки и т.д.

На наш взгляд, немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

   В нашей группе проводили коллективные занятия такие, как «Сказочные домики», ставили задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.

  Развивали у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировали умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.); сувениры для родителей, украшения на елку.

Мы создавали условия для обыгрывания построек, подбирая мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.).

    В группе проводили такое занятие, как конструирование из природного материала «черепашки», перед детьми ставили задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.

   Большинство детей любят конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.

В результате своей работы по данной теме, мы воспитали у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.

Литература:

1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика»; М. 1998г.
2. В.Н. Левицкая «Творческие игры дошкольников»; М. 1957г.
3. 
З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1966г.
4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»: М. 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...

Конспект строительно - конструктивной игры "Спасатели" в младшей группе

Программное содержаниеЦель:Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизниУчить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и ф...

Доклад "Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников".

В данном материале речь идёт о формировании трудовых умений у детей 3-4 лет....

Картотека строительно-конструктивных игр для детей младшего дошкольного возраста

На третьем году жизни дети обычно приобретают достаточно широкий и разнообразный двигательный опыт: уверенно ходят, бегают, постепенно осваивают круг необходимых действий, связанных с умыванием, одева...

Органиация и проведение: «Строительно-конструктивных игр с детьми младшего возраста»

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственн...

строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста

строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста...