Отчёт о работе: «Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Отчёт о работе:
«Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_orabote_konstruirovanie.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Отчёт о работе:
«Формирование строительно-конструктивных умений у младших дошкольников»
Воспитатели СП – 10: Герасимова Валентина Аркадьевна
Кузнецова Екатерина Юрьевна
Москва 2017г.
Цель: способствовать развитию конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования.
Задачи:
1. Знакомить детей с явлениями окружающей жизни, с необходимыми умениями и навыками конструирования.
2. Дать детям знания о предметах, внешнем виде, структуре, частях, форме, пространственном расположении, величине, о материалах, с которыми работают.
3. Способствовать развитию коллективных взаимоотношений между детьми посредством воплощения общего замысла (строительство улицы, сказочной деревни и т.д.).
4. Воспитывать самостоятельность в работе, творческую инициативу, умение доводить начатое дело до конца.
Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают, это позволяет ребенку давать адекватную самооценку полученному результату. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Первоначальный этап нашей работы строился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек. В первую очередь мы научили детей узнавать каждую деталь конструктора и складывать все фигуры строителя в соответствии с образцом, в коробку. Для того чтобы научить складывать детали в коробку, организовывали игры: «Кто тише, быстрее и аккуратнее сложит детали?», «что изменилось?», «Чего не стало?». Мы учили детей правильно пользоваться материалами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, по окончании работы разбирать постройку сверху вниз.
В среднем возрасте мы используем прием показа воспитателем, т.к. у детей нет достаточного опыта конструирования, так же предлагаем выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т.д.). Если ребенок затрудняется, задаем вопросы: «С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? и т. д.»
По мере накопления конструктивного опыта знакомили детей с новым видом конструирования – по условию. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагали решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого кораблика, построй мост для узкой и широкой речки и т.д.
На наш взгляд, немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашей группе проводили коллективные занятия такие, как «Сказочные домики», ставили задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.
Развивали у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировали умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.); сувениры для родителей, украшения на елку.
Мы создавали условия для обыгрывания построек, подбирая мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.).
В группе проводили такое занятие, как конструирование из природного материала «черепашки», перед детьми ставили задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.
Большинство детей любят конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
В результате своей работы по данной теме, мы воспитали у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.
Литература:
1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика»; М. 1998г.
2. В.Н. Левицкая «Творческие игры дошкольников»; М. 1957г.
3. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1966г.
4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»: М. 1979г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...
Примерный перспективный план работы по развитию конструктивных умений у младших дошкольников
вторая младшая группа...
Конспект строительно - конструктивной игры "Спасатели" в младшей группе
Программное содержаниеЦель:Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизниУчить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и ф...
Доклад "Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников".
В данном материале речь идёт о формировании трудовых умений у детей 3-4 лет....
Картотека строительно-конструктивных игр для детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни дети обычно приобретают достаточно широкий и разнообразный двигательный опыт: уверенно ходят, бегают, постепенно осваивают круг необходимых действий, связанных с умыванием, одева...
Органиация и проведение: «Строительно-конструктивных игр с детьми младшего возраста»
Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственн...
строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста
строительно- конструктивные игры для детей младшего дошкольного возраста...