«Использование блоков Дьенеша в групповой работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Шевергина Мария Ионовна

Когда ребенок исследует мир – это хорошо, но когда он исследует его в одиночку - его развитие становится неполным, а, следовательно, неполноценным. Человек должен научиться выстраивать и сохранять хорошие отношения с другими людьми, представлять себя на месте другого человека и до некоторой степени предвидеть его поведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denysha.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование блоков Дьенеша в групповой работе с детьми

дошкольного возраста»


«Использование блоков Дьенеша в групповой работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомить ребенка с блоками Дьенеша можно с младшего возраста. В этом возрасте ребенок уже может манипулировать блоками, использовать их как строительный материал, складывать из них различные плоскостные фигуры в альбомах: именно таким образом он начинает решать логические задачи.

Когда ребенок исследует мир – это хорошо, но когда он исследует его в одиночку - его развитие становится неполным, а, следовательно, неполноценным. Человек должен научиться выстраивать и сохранять хорошие отношения с другими людьми, представлять себя на месте другого человека и до некоторой степени предвидеть его поведение. В возрасте трех с половиной – четырех лет у детей появляется способность к метакоммуникации. Теперь дети не просто коммуницируют друг с другом, а начинают обсуждать эти коммуникации, во что и как они хотят играть, как хотят взаимодействовать в игре. Возникает новая способность: планировать, ставить цели, руководить собственным процессом познания и действия, обсуждая их со сверстниками и взрослыми. Начиная с этого возраста, с детьми можно говорить о том, чему и как они научились или могут научиться. Поэтому в этом возрасте в центр образовательного процесса ставится личностно-развивающее взаимодействие между педагогом и ребенком, а так же между сверстниками. Одна из форм такого взаимодействия - это работа детей в группе. Организовывая игру в группе и используя при этом блоки Дьенеша, у педагогов появляется возможность не только увлечь детей, но и активизировать тех ребят, которые еще пока стоят в стороне.

В среднем дошкольном возрасте происходит закладка элементов наглядно-образного мышления. Играя с блоками Дьенеша, ребенок учится складывать фигурки самостоятельно, опираясь на схему, знакомится с символами. Организованные дидактические игры помогают усвоить навыки классификации предметов по признакам.

С этого возраста можно объединять детей для игр и организации соревнований между командами. Цель этих мероприятий – научить детей работать совместно, решать общие задачи. Результатом соревнований и групповых игр, на наш взгляд, может стать не только фраза: «Победила дружба», но в дальнейшем и присвоение призовых мест. Желательно, чтобы дети умели подсчитывать результаты, умели не только выигрывать, но и проигрывать. Умели проигрывать – это значит, понимали, в какой части деятельности они допустили ошибки  и как их можно исправить в дальнейшем.

Пособия «ОАО Корвет», рекомендованные для детей старшей группы «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» созданы специально для интеллектуальных праздников, которые могут проходить вместе с участием родителей, организованных по типу КВН. Здесь разработаны задания для команд, выполняя которые у детей тренируется внимание, память, элементарное логическое мышление. Но по их принципу можно построить и задания для  детей средней группы.

Можно проводить досуги с использованием блоков Дьенеша, при их проведении мы использовали следующие виды заданий:

  1. Дети делятся на команды, каждая команда получает загадку с «логической подоплекой» типа: «Над лесом солнца луч потух, крадется царь - зверей …» На картинке вы видите и льва, и петуха и пространство, куда вкладывается блок. Или другая загадка – простой вопрос для малышей, кого боится кот – мышей …(собаку). Используя загадки подобного рода, зная, как изготовить дидактическое пособие, вы можете разработать собственный материал. Победит тот, кто даст больше правильных ответов.
  2. Наряжаем елку по определенным правилам. Зажигаем огоньки. Первый огонек первого ряда какой? Маленький желтый круглый…Что общего у всех огоньков первого ряда, что во втором ряду особенного?…Знаки – символы достаточно быстро читаются. От того, насколько быстро работал каждый член команды, зависит командный результат.
  3. Подвижная игра с блоками «Кот и мыши». Можно играть вместе с родителями. Кот надевает галстук «Знак – символ», обозначающий признаки того блока, за которым он сейчас будет охотиться. Галстук мышам кот не показывает. Несколько галстуков у него в запасе. В ходе игры, дети начинают понимать, что убегать нужно только тем, кто понял, что его ловят. Остальные мыши могут издеваться над котом. Если кот ловит мышку, она становиться котом. Либо выигрывает та команда, чьих мышей меньше поймали.
  4. Задание с заложенной идеей – оказать помощь. Материал: карточки с изображением домов и различных видов машин. Игровая ситуация – произошло землетрясение в одном из городов. Команда спасателей готовится выехать, чтобы эвакуировать жителей. Пока одна команда готовит транспорт, вторая команда отстраивает дома. Мальчики – делают транспорт, а девочки – строят дома. Можно всем вместе делать одну плоскостную фигуру, можно каждому раздать по дому или машине.
  5. «Чудесные мешочки» позволяют узнать, какой блок на ощупь. Дети прекрасно распознают форму, толщину, величину. Систематически играя в эту игру, ощупывая блок, некоторые дети могут точно определить цвет.
  6. Задание «Дорожки превращений» - одна из сложных и интересных игр, которая позволяет определить, освоил ли ребенок навыки преобразования, декодирования, или у него еще есть трудности. Дидактическое пособие для этого задания хорошо изготавливать в виде ковра, прикрепляя к нему знаки символы на липучке. Надо придумать, что будет пунктом А, и что будет пунктом Б.  Например, из пункта А в пункт Б дети могут перевозить грузы. Груз – блок Дьенеша, который вы берете произвольно. Первая команда использует верхнюю дорогу…, вторая среднюю, третья – нижнюю. Дети производят изменения с блоками. Каждый раз берется другой груз. Затем воспитатель обязательно должен с ребенком все изменения проговорить, дети рассказывают о превращениях. Во время этой игры великолепно работает мозг.
  7. Задание, в основе которого лежит идея пересечения множеств. Обруч – идея круга, что-то внутри круга, что-то снаружи. Самое сложное – это пересечение трех обручей. Получается восемь областей. Для среднего возраста задания могут строиться на основе одного обруча, двух непересеченных, двух пересеченных. Усложнять задания с обручами нужно постепенно, знакомя с последовательностью пересечений. Важно, чтобы три свойства все были разные. В желтом обруче будут только большие фигуры, в синем – синего цвета, в красном – толстые. Для игры используется только один набор.
  8. Игра, имеющая итальянские корни «Да – нет-ка» с блоками. Задумывается блок. Дети угадывают, какой блок задуман, задавая вопросы типа: «Он красный? Он маленький?» Ответом на вопрос будет знак-символ. Игра позволяет включить в игровой процесс отрицания. Получается ряд знаков – символов, благодаря которым происходитсужение поля поиска.
  9. В проектной деятельности можно использовать блоки Дьенеша в качестве предметов-заместителей. Ребенок должен придумать свой сюжет, рассказать, во что у него превращаются блоки. Блоки могут превратиться в звезды на небе, цукаты на торте, острова в океане, бусы на веревочке, волшебный дождь,  деревья с фруктами, в жителейдругой планеты, магазин с кондитерскими изделиями, детали для машин, персонажи из мультфильмов. Используя детскую фантазию, можно выполнить дидактическую страницу для придуманного сюжета, кратко описать придуманную игру и, в итоге, превратить сюжеты в страницы «Сказочной книги».

Систематически работая с блоками Дьенеша, дети прекрасно осваивают логические операции – кодирования, декодирования, отрицания, обобщения, анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста...