Открытое занятие по Тико- конструированию.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чудинова Наталия Ивановна

Занятия с конструктором Тико. 

Знакомство детей с трансформируемым игровым конструктором для обучения " Тико", научить соединять детали, используя шарнирный способ крепления. побуждать к творчеству, проявлению инициативы, воспитывать целеустремленность, развивать моторику рук, творческое и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:

«Жизнь дана на добрые дела». Работа с объёмным геометрическим конструктором «ТИКО» по схемам.

Педагог: Чудинова Наталия Ивановна

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Название предмета: конструирование

Цель занятия: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло» посредством конструкторской деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения;

- познакомить со способами управления и регуляции настроения, связанными со злостью и гневом, учить детей конструктивным способам снятия напряжения;

- закреплять навыки скрепления при работе с объёмным геометрическим конструктором «ТИКО» посредством сборки плоских предметов;

2. Развивающие:

- развитие навыков сборки по схемам;

- развитие навыков контроля и самоконтроля;

3. Воспитательные:

- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать в детях чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.

Методическое оснащение занятия:  Конструкторов «ТИКО», 2 человека-волшебника ,  схемы на каждого ребенка, 2 «волшебных» мешочка, послания-бабочек (см.приложение 1).

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята!  Я очень рада видеть Вас на нашем занятии.

– Ребята, садимся ровно. Спинки выпрямляем. Вы готовы к занятию?

2. Введение в тему занятия.

- Ребята, на каждом занятии вы всегда узнаёте что-то новое и интересное. А сегодня мы наше занятие посвятим тому, что вам давно уже известно и с чем вы встречаетесь каждый день, но говорим мы об этом не очень часто – о добре и зле, о дружелюбных людях и неприветливых.

А начнём мы с того, что добро можно нести сразу как только мы куда-то заходим или с кем-то встречаемся. И делаем мы это с помощью приветствия. А вы знаете, когда люди начали впервые приветствовать друг

- Тогда послушайте одну историю. Это было очень давно. Люди тогда одевались в шкуры зверей и были очень невежливы. Например, встретит один человек другого и вместо того, поприветствовать его, ударит его и убежит. Хорошего от этих встреч было мало. Так продолжалось очень долго, но вот однажды человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, идет, кругом никого не видно. Лишь только через несколько дней он встретил другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень, и побежал к нему на встречу. Но другой человек испугался и замахнулся камнем. Тогда первый протянул ему обе руки, показывая тем самым, что у меня ничего нет, не бойся меня. Тогда второй также отбросил свой камень и протянул свои руки ему навстречу. Вот так получилось первое рукопожатие, первое проявление вежливости.

Предлагаю и вам сейчас поприветствовать друг друга рукопожатием. А когда люди научились говорить, они стали при встречи произносить разные добрые слова. Как вы думаете, какие это слова? Дети отвечают: "Добрый день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте». Удивительное слово "Здравствуйте! ". Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс. Желали друг другу доброго здоровья. Слово "здравствуйте" и означает "будь здоров".

3. Беседа по теме занятия.

- К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.

Дети рассматривают волшебников и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник (по выражению лица).

- Но иногда бывает сложно определить злого и доброго человека по выражению лица, так как внешний вид бывает обманчивым.

-Сейчас мы проверим правы вы были или нет. Я вам прочитаю строки про первого волшебника (педагог указывает на него):

«Я слабым помогать готов,

попавшим вдруг в беду, и правду говорю.

Не жадничаю никогда, жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят».

- Итак, какой это волшебник? (добрый)

- Тогда послушайте, что о себе говорит злой волшебник:

«А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда, нигде и никого.

Люблю на свете я всегда себя лишь одного».

- Ребята, как вы думаете, какое у каждого из волшебников бывает настроение (у доброго – настроение веселое, доброе, светлое; у злого – мрачное, сердитое, угрюмое).

Вопросы к детям:

- Кого называют добрым?

- Кого называют злым?

- Как ведут себя добрые люди? А как злые?

4. Упражнение «Волшебный мешочек».

Ребята, но вы ведь тоже иногда злитесь, верно? Вот сейчас мы всю злость, которая у вас иногда появляется, соберём в волшебный мешочек. (Построение детей в круг).

Детям предлагается по 1 листу черной бумаги скомкать руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек необходимо сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

5. Постановка цели занятия.

Добрый волшебник сегодня не просто так оказался рядом со злым. Он поспешил к нему на помощь, когда узнал, что у него (у злого волшебника) полностью разрушился его старенький замок. А вместе с замком его уголок покинули животные и птицы, перестали цвести цветы и расти деревья. Солнце тоже его не греет, на небе только тёмные тучи. Как вы понимаете, в связи со всеми этими событиями он злиться ещё больше. Добрый волшебник очень хочет всё это исправить, но одному ему не справиться. Вы согласитесь прийти на помощь к Злому волшебнику? Может он станет хотя бы чуточку станет добрее, когда увидит, как ему все помогают.

6. Беседа-характеристика конструктора ТИКО.

Мы создадим уютный уголок для Волшебника с домом, зеленью, животными… А нам в этом поможет конструктор, знакомство с которым состоялось совсем недавно – это конструктор ТИКО. Назовите, пожалуйста, мне его полное название: объёмный геометрический конструктор ТИКО.

- Почему он назван именно так?

- Как детали в данном конструкторе скрепляются между собой?

- Так как конструктор для вас ещё не совсем изученный, мы сегодня будем собирать не объёмные предметы, а плоские. Сейчас вы получите свои коробки с конструкторами, открыв которые, вы узнаете, что именно каждый из вас будет собирать. Работать мы сегодня будем по схемам.

7. Пальчиковая гимнастика

- Но прежде чем мы приступим к работе, нам необходимо подготовить наши пальчики:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот только что уснул.

Этот пальчик спит давно к ним луна стучит в окно.

(задание выполняется поочерёдно с каждой рукой).

8. Практическая работа по схемам.

1) Раздача конструкторов/сообщение каждым ребёнком того, что они будут собирать (согласно схеме).

2) Поиск необходимых деталей.

3) Сборка.

10. Демонстрация и анализ полученного результата.

Каждый ребёнок подходит к педагогу и они совместно прикрепляют собранное изделие к доске. Составляется одна общая картина на доске.

11. Итог занятия.

- Мне кажется, что наш волшебник перестаёт грустить и становится чуточку добрее. Вот видите, ребята, мы с вами тоже можем быть волшебниками и делать добрые дела.

- А какое же доброе дело мы сегодня сделали?

- А с помощью какого конструктора это было сделано?

-Да, ребята, всё верно! Но самое главное это ваше желание помочь! Ведь даже волшебникам иногда бывает нужна помощь простых людей.

- Ребята, а пока мы делали добрые дела и помогали нашему волшебнику, произошло маленькое чудо: всё плохое, вся злость в волшебном мешочке превратились в угощение. А вместе с угощением каждому из вас я хочу вручить небольшое послание. На нём написаны добрые пословицы.

Я хочу, чтобы сегодня, каждый из вас придя домой, достал это послание и прочитал вместе со своими близкими. Если, что-то вам станет непонятно, вы обязательно попросите, чтобы мама или папа вам объяснили, что означает та или иная пословица. А на следующем занятии мы обязательно ещё раз прочитаем эти пословицы вместе.

- Спасибо, ребята, вам за занятие!

Приложение 1:



Предварительный просмотр:

          Конспект образовательной деятельности по         конструированию из Тико-конструктора:

           «Знакомство с Тико-страной» для детей 5-6 лет.

Составил и провел: воспитатель Чудинова Наталия Ивановна

«Знакомство с Тико-страной»

Участники: Воспитатель, дети, мишка Тико.

Цель: Познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры.

Задачи:

  • Актуализировать знания о геометрических фигурах.
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, воображение).
  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование:

  • Посылка с наборами ТИКО-конструктора
  • Геометрические фигуры
  • Схема "Подводная лодка"(технические карты)

Ход образовательной деятельности:

.- Здравствуйте ребята!  Я очень рада видеть Вас на нашем занятии.

-Ребята, я приглашаю вас на волшебную поляну, давайте присядем.

- С сегодняшнего дня мы с вами отправляемся в путешествие по очень интересной стране – ТИКО-стране. Вы когда-нибудь слышали о такой стране?

На экране показан конструктор Тико:

его элементы, поделки из него.

-Существует на свете ТИКО-страна. Она яркая, красочная, красивая и интересная. В этой стране дети учатся решать необычные задачи, выполнять нелегкие задания и конструировать различные фигуры. Тот, кто путешествует по ТИКО-стране, становится сообразительным, умным, много знающим и у него отлично работают пальчики.

В этой стране обитает ТИКО-конструктор, который состоит из геометрических фигур. Они очень любят играть с детьми, придумывать для них различные задания и, конечно же, превращаться в красивые постройки. Чтобы без проблем справляться с задачами в этой необычной стране, нужно очень хорошо познакомиться с ее главными обитателями. А для этого нужно помнить их имена, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.

И только после того как узнаешь их лучше, любое задание покажется легким и смело можно конструировать что-нибудь интересное.

- Как вы считаете, после того как послушали рассказ про ТИКО-страну, там интересно?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

-Я предлагаю вам присесть на стулья.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

- Но попадают в эту страну дети, которые любят отгадывать загадки, решать задачки, выполнять задания, мастерить, конструировать, придумывать. Вы любите все это делать? Готовы справляться с любыми заданиями? Даже очень-очень трудными?

- Чтобы попасть в эту страну нужно отгадать загадки, которые должен был принести мне мой помощник мишка по имени ТИК. Вы его не видели?

Педагог оглядывается по сторонами удивляется.

- Ой, посмотрите, тут какая-то коробка, да эта же посылка.

Звучит музыка, входит мишка-Тик

Мишка Тик:

-Всем привет! Я мишка ТИК, пришел к вам из ТИКО - страны и я очень люблю придумывать разные задания для детей. Вот и сегодня приготовил для вас задания, чтобы вы смогли попасть в ТИКО-страну, которое состоит из загадок. Вы готовы отгадывать их? Тогда слушайте первую загадку:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня …(круг)

На экране появляется круг.

Ты на меня внимательно смотри –

Ведь у меня всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Теперь быстрее дай ответ,

Кто же я?(Треугольник)

На экране появляется треугольник.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…(квадрат)

На экране появляется треугольник.

Вы подумайте, скажите.

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.(Прямоугольник)

На экране появляется треугольник.

Звучит волшебная мелодия.

Мишка ТИК:

-Какие вы молодцы, все загадки отгадали! И наверно очень устали сидеть на одном месте?! Я предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.

Дети подходят к мишке ТИКу и выполняют под музыку физкультминутку.

ТИКО - умная игра, (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра(руки в стороны).

Интересно здесь играть,(круговорот рук)

Строить, составлять, искать. (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей(руками зовем к себе)

«Тико» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно: (прыжки на месте)

В «Тико» поиграть полезно(показать большие пальцы на руках).

Воспитатель:

- Вот вы и готовы ко встречи с ТИКО-страной и её необычными обитателями.

Мишка ТИК:

-Я вам вчера послал посылку с Тико- конструктором, вы ее не видели?

Дети:

-Да, мы ее видели, вот она лежит.

Воспитатель:

-Да вот же она лежит. (передает мишке ТИКу)

Мишка ТИК:

-Ребята, присаживайтесь на стульчики, за столы.

Раздает Тико-конструктор

- Теперь у вас есть замечательный, волшебный Тико-конструктор.

- Но, к сожалению, мне нужно идти. Меня ждут ребятам в другом детском саду, а у меня есть мечта- поплавать на подводной лодке.

Воспитатель:

-Иди Тико, а мы с ребятами построим подводные лодки и отправим тебе их по почте.

Мишка Тико прощается с ребятами и уходит.

Воспитатель:

- Ну, что ребята, построим мишке Тику подводную лодку? А вот и наш главный герой - это ТИКО-конструктор. Но это не простой конструктор, а конструктор-трансформер. Из его деталей можно делать различные модели. При этом они не будут ломаться и их можно складывать и раскладывать, потому что у этого конструктора есть шарнирные крепления, которые помогают деталям двигаться в разные стороны.

- Вот посмотрите, как это делается.

Воспитатель показывает на примере соединение деталей.

- Все детали разной формы и разного цвета. Давайте их рассмотрим.

У каждого ребенка свой контейнер с деталями.

- Найдите все треугольники: маленькие и большие, выложите их на стол.

- А теперь найдите все квадраты и положите на стол.

- А теперь найдите все прямоугольники.

- В коробке есть ещё одна фигура. Называется многоугольник.(Воспитатель показывает). Её так назвали, потому что у неё много углов. Давайте посчитаем, сколько у неё углов?(Шесть)Найдите у себя в коробке такие фигуры.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы!

- Геометрические фигуры очень любят играть в прятки, поиграем с ними немного.

Игра «Угадай, кто спрятался»

(На экране показано несколько геометрических фигур, затем дети закрывают глаза, а в это время на экране пропадает одна из фигур или фигуры. Детям необходимо угадать какая фигура спряталась.)

- Чтобы смастерить из деталей какую-нибудь поделку, нужно научиться правильно соединять детали между собой. Возьмите в руки любую фигуру, потрогайте. Скажите, какая на ощупь фигура с одной стороны? С другой стороны? Для правильного соединения детали необходимо расположить друг напротив друга под углом, гладкой стороной внутрь. Соединить до щелчка. Если услышали как детали щелкнули, значит они скреплены между собой.

- Попробуйте правильно соединить детали между собой.

Дети тренируются.

Воспитатель:

- Ну, что ребята, выполним просьбу Мишки Тико, построим ему подводную лодку? (Ответы детей)

-Посмотрите на экран. (На экране подводная лодка, построенная из Тико-конструктора.)

- Какие детали понадобились для выполнения данной плоскостной конструкции?(прямоугольники, квадраты, треугольник)

- Сколько прямоугольников?(2)

- Сколько квадратов?(2)

- Сколько треугольников?(1)

Под фоновую музыку самостоятельно конструируют

по схемам.(техническим-картам)

Воспитатель:

- У вас получились отличные подводные лодки.

Рассматривание построек/конструкций

Воспитатель:

-Теперь сложим наши подводные лодки в посылочную коробку и отправим Тико!

Рефлексия (анализ работы):

Воспитатель:

- Что вам понравилось сегодня делать? Что для вас было трудным? А что было легким?

Дети: ответы.

Воспитатель: Спасибо, ребята вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ТИКО-конструированию

Цель: развитие пространственных представлений и логического мышления посредством конструирования....

Конспект занятия по Тико-конструированию

quot;Котёнок Кузя отправляется в полёт"...

08.04.2020. Занятие по ТИКО конструированию Тема "Ёжик"

Пример занятия в младшей группе по ТИКО конструированию (дополнительное образование)...

Конспект занятия по Тико-конструированию.

Конспект занятия по Тико-конструированию. Тема:"Объемное конструирование посуды: Чайный сервиз"...

Конспект занятия по Тико конструированию "Новая мебель для домика зайчонка Тико"

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, ...

Конспект открытого занятия по ТИКО- конструированию в подготовительной группе «Автомобиль»

Научить дошкольников старшего возраста конструировать из ТИКО-конструктора объемный автомобиль путем перестроения плоскостной фигуры, выстроенной по слуховой инструкции, в объемную....