Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Тикоша"
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования технической направленности "Тикоша" для детей 4 - 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_tiko.docx | 54.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Дополнительная общеразвивающая
программа технической направленности
«ТИКОША - моделирование и конструирование»
для воспитанников 3-7 лет
Срок реализации: 4 год
Разработчик:
Касьянова Т.В.
Воспитатель
Североуральск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Связь с другими образовательными областями
1.4. Целевые ориентиры освоения программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников дошкольного возраста
2.2. Формы и методы по реализации основных задач программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Методическое обеспечение программы
- Учебно – тематический план
3.3. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы
3.4. Сетка занятий воспитанникв
3.5. Календарно – тематический план дополнительной общеразвивающей программы «ТИКОША – моделирование и конструирование»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Уральская инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования – дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее. На выходе должна получиться тесная связка «детский сад – школа - вуз», которая позволит готовить технически грамотных, профессионально заинтересованных специалистов.
Программа «ТИКОША – моделирование и конструирование» имеет техническое направление и реализуется в рамках дополнительного образования.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «ТИКОША – моделирование и конструирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника и соответствует целям и задачам проекта «Уральская инженерная школа». Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования «ТИКОША» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
1.2 Цель и задачи
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
- развитие комбинаторных способностей;
- совершенствование навыков классификации;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников.
Развивающие
- формирование целостного восприятия предмета;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
- развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др
- Связь с другими образовательными областями
Интеграция образовательных областей
Таблица 1
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора. |
Образовательная область «Речевое развитие» | речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора |
Образовательная область «Физическое развитие» | координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук |
1.4.Ожидаемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Воспитанники успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКОША – моделирование и конструирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)
По окончании дети должны знать:
- основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- понятия «один» - «много»;
- числа от 1 до 3.
По окончании дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
- ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
- считать и сравнивать числа от 1 до 3;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4 – 5 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 5;
- конструировать плоские фигуры по образцу.
Ожидаемый результат: 3 год обучения (5 – 6 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды призм и пирамид;
- числа от 5 до 10.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- конструировать различные виды многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 10;
- конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Ожидаемый результат: 4 год обучения (6 – 7 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды многогранников;
- понятие о периметре геометрических фигур.
По окончании дети должны уметь:
- конструировать многогранники;
- владеть основами моделирующей деятельности;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
- сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
- решать комбинаторные задачи;
- выделять «целое» и «части»;
- выявлять закономерности;
- считать и сравнивать числа от 1 до 20.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
Дошкольный возраст является главным этапом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок овладевает перцептивными действиями, позволяющими вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, малышу трех и шестилетнему предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».
Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще значительную роль играет узнавание при повторном восприятии какого-либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка проявление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.
Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоят в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходят игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.
Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступают система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У малыша уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии со взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько он преувеличивает плоды своей деятельности.
В дошкольном возрасте начинают формироваться представления о нравственных нормах. Малыш знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно, в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.
Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца».
К концу этого периода уже могут проявиться зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.
Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уж, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.
2.2. Формы, принципы и методы по реализации основных задач Программы
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно - ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Методы обучения, применяемые в ходе реализации программы:
классические:
- словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
-наглядный метод (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)
инновационные:
- метод проектов;
- метод проблемного обучения;
-эвристическая беседа;
- метод обучения в сотрудничестве;
- метод портфолио;
- метод взаимообучения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Методическое обеспечение реализации программы
Таблица № 2
Средства обучения | Наборы конструкторов ТИКО |
Учебно-наглядные пособия | Схемы плоскостных ТИКО-фигур. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур. Диктанты для конструирования. Логические задания на замещение фигур. Логические игры и задания. Правила составления логического квадрата. Комбинаторные задания. Игры с кругами Эйлера. Конструирование по заданным условиям. Дидактическая сказка «Геометрический лес». |
Технические средства обучения | Ноутбук Планшеты Монитор Проектор |
3.2. Учебно-тематический план
Общеразвивающая программа дополнительного образования «ТИКОША – моделирование и конструирование» ориентирована на обучение детей робототехнике в возрасте от 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года. Наполняемость группы – 10 - 12 детей и формируется по возрасту.
Работа по развитию конструкторских навыков строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность (ООД) проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3049-13
Учебный план по реализации дополнительной общеразвивающей программы
Организованная образовательная деятельность проводится два раза в неделю, в рабочие дни (вторник и четверг) в вечерние часы, в специально-оборудованном кабинете, продолжительностью 15 минут – младший дошкольный возраст, 20 минут – средний дошкольный возраст, 25 - 30 минут – старший дошкольный возраст. Мониторинговое исследование детей проводится на начало (сентябрь) и конец (май) учебного года.
Таблица 3
Дополнительные образовательные услуги | Количество занятий (дети 3-4 лет) | Количество минут (дети 3-4 лет) |
Максимально допустимое количество занятий в неделю/ максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) | 2 | 30 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в месяц (мин.) | 8 | 120 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в учебный год (мин./час.) | 72 | 1080/36 |
Таблица 4
Дополнительные образовательные услуги | Количество занятий (дети 4-5 лет) | Количество минут (дети 4-5 лет) |
Максимально допустимое количество занятий в неделю/ максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) | 2 | 40 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в месяц (мин.) | 8 | 160 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в учебный год (мин./час.) | 72 | 1440/36 |
Таблица 5
Дополнительные образовательные услуги | Количество занятий (дети 5-6 лет) | Количество минут (дети 5-6 лет) |
Максимально допустимое количество занятий в неделю/ максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) | 2 | 50 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в месяц (мин.) | 8 | 200 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в учебный год (мин./час.) | 72 | 1800/36 |
Таблица 6
Дополнительные образовательные услуги | Количество занятий (дети 6-7 лет) | Количество минут (дети 6-7 лет) |
Максимально допустимое количество занятий в неделю/ максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) | 2 | 60 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в месяц (мин.) | 8 | 240 |
Количество занятий/ Объем образовательной нагрузки в учебный год (мин./час.) | 72 | 2160/ 36 |
- Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы
Таблица 7
Этапы образовательного процесса | Младшая группа (3-4 года) |
Начало учебного года | 01 сентября 2020г. |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Окончание учебного года | 31 мая 2021г. |
Продолжительность образовательной деятельности детей 3-4 лет | Не более 15 мин. |
Перерыв между образовательной деятельностью | Не менее 10 мин. |
Каникулярный период | 01 января 2021 г. по 08 января 2021 г. |
Летний оздоровительный период | 01.06.2021 г.-31.08.2021 г. |
Таблица 8
Этапы образовательного процесса | Средняя группа (4 – 5 лет) |
Начало учебного года | 01 сентября 2020г. |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Окончание учебного года | 31 мая 2021г. |
Продолжительность образовательной деятельности детей 4-5 лет | Не более 20 мин. |
Перерыв между образовательной деятельностью | Не менее 10 мин. |
Каникулярный период | 01 января 2021 г. по 08 января 2021 г. |
Летний оздоровительный период | 01.06.2021 г.-31.08.2021 г. |
Таблица 9
Этапы образовательного процесса | Старшая группа (5-6 лет) |
Начало учебного года | 01 сентября 2020г. |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Окончание учебного года | 31 мая 2021г. |
Продолжительность образовательной деятельности детей 5-6 лет | Не более 25 мин. |
Перерыв между образовательной деятельностью | Не менее 10 мин. |
Каникулярный период | 01 января 2021 г. по 08 января 2021 г. |
Летний оздоровительный период | 01.06.2021 г.-31.08.2021 г. |
Таблица 10
Этапы образовательного процесса | Подготовительная группа (6-7 лет) |
Начало учебного года | 01 сентября 2020г. |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Окончание учебного года | 31 мая 2021г. |
Продолжительность образовательной деятельности детей 6-7 лет | Не более 30 мин. |
Перерыв между образовательной деятельностью | Не менее 10 мин. |
Каникулярный период | 01 января 2021 г. по 08 января 2021 г. |
Летний оздоровительный период | 01.06.2021 г.-31.08.2021 г. |
Образовательная деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется два раза в неделю во второй половине дня. В летний оздоровительный период дополнительные образовательные услуги не оказываются.
Режим работы МАДОУ № 3 с 7.30 до 17.30 (10 часов).
3.4. Сетка занятий
Таблица 11
Дни недели/ | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Группа | |||||
Младшая группа | 16.00 -16.15 | 16.00-16.15 | |||
Средняя группа | 16.00-16.20 | 16.00-16.20 | |||
Старшая группа | 16.25-16.50 | 16.25-16.50 | |||
Подготовительная группа | 16.30-17.00 | 16.30-17.00 |
3.5. Календарно – тематический план дополнительной общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- год обучения
Таблица 12
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 63 | 31.5 | 31.5 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.2 | Сравнение | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.3 | Классификация | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Выделение части и целого | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 | Объемное моделирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.1 | Различение плоских и объемных конструкций | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
2 год обучения
Таблица 13
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 54 | 27 | 27 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.2 | Сравнение | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.3 | Классификация (по одному – двум свойствам) | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Выделение части и целого | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 | Объемное моделирование | 18 | 9 | 9 |
2.1 | Исследование и конструирование предметов кубической формы | 8 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 8 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Тематическое конструирование | 2 | ||
Итого | 72 | 36 | 36 |
- год обучения
Таблица 14
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 4 | 2 | 2 |
1.2 | Сравнение и классификация | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.3 | Выявление закономерностей | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.4 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Целое и части | 4 | 2 | 2 |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 |
2.1 | Объемные геометрические фигуры | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
- год обучения
Таблица 15
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.2 | Сравнение и классификация | 8 | 4 | 4 |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 |
1.6 | Периметр | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Выделение частей и целого | 4 | 2 | 2 |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Содержание деятельности
В качестве содержательной базы в программе «ТИКОША – моделирование и конструирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики, и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «ТИКОША – моделирование и конструирование» воспитанники создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
В процессе занятий воспитанники много работают со схемой и учатся:
- делать выбор комплектующих по схеме;
- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;
- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
В кружке моделирования «ТИКО-мастера» занятия проходят два раза в неделю: одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя».
Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
Программа «ТИКОША – моделирование и конструирование», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы, воспитанников на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
- год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 63 | 31.5 | 31.5 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.2 | Сравнение | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.3 | Классификация | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Выделение части и целого | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 | Объемное моделирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.1 | Различение плоских и объемных конструкций | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1. Геометрические фигуры и их свойства (9 ч)
1. Поиск и сравнение трех-, четырех-, пятиугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник».
1.2. Сравнение (9 ч)
1. Сравнение по форме.
Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Составление фигур по схеме «Светофор».
1.3. Классификация (9 ч)
1. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок.
1.4. Выявление закономерностей (9 ч)
1. Чередование по форме.
Выделение множеств – «квадраты», «прямоугольник». Конструирование «заборчика» из квадратов и прямоугольников с помощью чередования. Конструирование по схеме «Кот».
1.5. Пространственное ориентирование (9 ч)
1. Ориентирование на плоскости.
Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ваза».
1.6. Выделение части и целого (9 ч)
1. Разложение фигур на части.
Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Составление фигур по схеме «Танк».
1.7. Тематическое конструирование (9 ч).
1. Проект «Звездное небо».
Диалог «Космос». Конструирование фигур – «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».
Модуль «Объемное моделирование»
2.1 Исследование и конструирование предметов кубической формы (9 ч)
1. Поиск и сравнение предметов кубической формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Конструирование декораций для сказки - предметы кубической формы – «стул», «дом», «будка для собаки», «корзинка», «гриб». Понятия «большой», «маленький».
2.2 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы (9 ч)
1. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Колобок». Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».
2.3 Тематическое конструирование (2 ч)
1. Проект «Кукольный городок».
Диалог «Кукольный городок». Конструирование фигур – «мебель», «дом», «качели», «горки», «посуда». Выставка «Кукольный городок».
3 год обучения
Программа третьего года обучения является началом формирования у детей 5 – 6 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.
Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у учеников созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью учащиеся включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).
Тематическое конструирование:
в модуле «Объемное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Мой дом», «Мебель», «Посуда», «Детская площадка», «Техника», «Мячи», «Космодром».
Модуль «Плоскостное моделирование»
- Исследование форм и свойств многоугольников (4 ч)
- 1. Поиск заданных фигур. Сравнение и конструирование четырехугольников.
- Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Игра «Найди пару». Понятия «многоугольник», «прямоугольник», «ромб». Логические задания на замещение фигур конструктора. Конструирование по схеме «Автомобиль».
- Сравнение и классификация (5 ч)
- 1. Классификация по 1 – 2 свойствам.
Классификация геометрических фигур по форме и по размеру.
Игра «Магазин». Конструирование по контурной схеме «Жираф».
- Выявление закономерностей (5 ч)
1. Чередование по форме и по размеру.
Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Диктант для конструирования «Робот».
- Комбинаторика (4 ч)
1. Комбинирование трех фигур.
Понятие «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур. Конструирование по схеме «Ворона».
- Пространственное ориентирование (9 ч)
- Понятия «вправо», «влево».
Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Изготовление декораций для сказки. Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево».
- Выделение части и целого (4 ч)
1. Выделение заданного количества фигур из множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 10. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям.
Модуль «Объемное моделирование»
2.1 Объемные геометрические фигуры (9 ч)
1. Конструирование куба из развертки.
Понятия «куб», «развертка». Поиск правильной развертки куба. Конструирование куба из развертки. Диктант для конструирования «Медведь».
2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы (9ч)
1. Поиск и сравнение предметов, имеющих форму призмы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Выбор подарка маме к празднику 8 марта. Конструирование цветка и вазы в форме призмы. Понятия «высокий», «низкий».
2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы (9 ч)
1. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Поиск предметов пирамидальной формы в окружающем мире. Конструирование фигур по выбору детей. Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
2.4 Тематическое конструирование (9 ч)
1. Проект «Техника».
Диалог «Виды техники». Конструирование фигур – «лодка», «корабль», «автомобиль», «подъемный кран», «трактор». Выставка «Техника».
4 год обучения
Дети 6 – 7 лет начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца.
Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
С другой стороны, возраст 6 – 7 лет является наиболее сенситивными в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.
Основная проблема, рассматриваемая в программе с детьми 6 – 7 лет - «человек – предмет - среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.
Дети активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, дети конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий.
При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа конструкций педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.
В модуле «Объемное моделирование» педагог знакомит детей с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.
Предусмотрено также выполнение школьниками творческих работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы.
Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «ТИКОША- моделирование и конструирование» является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; мысленная трансформация плоского симметричного узора в декор объемной фигуры; расположение деталей в заданной последовательности; сравнительный анализ объемов геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.
Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.
Тематическое конструирование
в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Солнечная система», «Парк развлечений», «Транспорт», «Мой любимый город», «Океанариум», «Домашние животные», «Экзотические животные», «Техника», «День Победы. Военная техника».
Модуль «Плоскостное моделирование»
- Исследование форм и свойств многоугольников (5 ч)
1. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Понятия: «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Определение фигур с помощью ощупывания. Конструирование животных для геометрического леса по схеме.
- Сравнение и классификация (8 ч)
1. Сравнение и классификация по двум – трем свойствам.
Поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика». Диктант для конструирования «Собака».
- Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов (4 ч)
1. Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.
Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.
- Пространственное ориентирование (9 ч)
1. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Диктанты для конструирования «Черепаха», «Слон», «Верблюд». Конструирование по собственному замыслу – тема «Экзотические животные».
- Комбинаторика (4 ч)
1. Комбинирование четырех фигур.
Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по схеме «Сова».
- Периметр (2 ч)
1. Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различных периметров из квадратов. Конструирование по контурной схеме «Соловей».
- Выделение частей и целого (4 ч)
- Выделение заданного количества фигур из множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 20. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям.
Модуль «Объемное моделирование»
- Исследование и конструирование сложных многогранников (9 ч)
1. Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
Понятия «многогранник», «октаэдр», «грань», «ребро», «вершина». Конструирование октаэдра из развертки. Конструирование предметов окружающего мира, имеющих форму октаэдра.
- Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы (9 ч)
1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной призмы.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование замков и крепостей.
- Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы (9 ч)
1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной пирамид.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование египетских пирамид.
- Тематическое конструирование (9 ч)
1. Проект «Мой любимый город».
Диалог «Здания и достопримечательности нашего города. Инфраструктура».
Конструирование фигур – «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. Выставка «Мой любимый город».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...