Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего-конструирования"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего - конструирования»
Подготовила:
Кузнецова Е.С.
Сентябрь 2021 г.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей:
ребенок овладевает
практическими знаниями,
учится выделять существенные
признаки, устанавливать
отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу» .А. Р. Лурия
ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС,так как:
-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать
свой собственный мир, где нет границ.
Применение ЛЕГО способствует:
1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета
2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.
Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления.
Её цель– развитие элементов
логического мышления.
Основными задачами этого этапа являются :
-Совершенствование навыков классификации
-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
-Активизация памяти и внимания.
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
-Развитие комбинаторных способностей.
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть - конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи второго этапа :
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
-Ознакомление с окружающей действительностью педагога
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть-обыгрывание построек.
Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:
-по образцу;
-по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
-по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность.
После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.
Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий - «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.
Формы организации НОД самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий -«Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.
Обучающие
1. Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться. 2. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора Лего;
Развивающие
- Содействовать развитию креативных способностей детей;
- Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;
- Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные
Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя обучаться в игре.
Так тема нашего семинара Формирование элементарных математических представлений у дошкольников по средством ЛЕГО конструирование.
Мы подготовили картотеку игр по математике с использованием конструктора, играя в эти игры, дети легко смогут закрепить элементарные математические представления. Например: Игра «Ступенька» формирование представлений о числе и количестве. Игра «Фигуры перепутались» Закрепить геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, цвет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий».
Тема по самообразованию:«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий». Цель работы – рассмотреть методику н...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр и УДЕ»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен...
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
План работы по самообразованию педагога по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр
Консультация....
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...