Оригами для развития мелкой моторики рук у дошкольников
статья по конструированию, ручному труду

Кузнецова Надежда Валентиновна

Одним из средств активизации творческого потенциала и развития мелкой моторики рук ребенка при подготовке его к школе является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami.doc246.74 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Надежда Валентиновна

Оригами для развития мелкой моторики рук у дошкольников

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Реализация ФГОС вносит свои коррективы в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста. Взаимодействие ребенка и взрослого носит личностно-ориентированный характер, и наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципах общения и игры. Одним из средств активизации творческого потенциала и развития мелкой моторики рук ребенка при подготовке его к школе является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у ребёнка  память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.

Существует много приемов работы по развитию мелкой моторики. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие).

Оригами может стать одним из них. Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке, что, по мнению М.М. Кольцовой: «так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области».

Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность.

Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.  Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.

Для детей цель этих занятий очень конкретна – складывание разнообразных фигурок. Дети стремятся получить конечный результат своей деятельности. Это их привлекает и стимулирует.

Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства.

Чем же так полезны занятия оригами в детском возрасте?

Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами – точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления.

Занятия оригами знакомят детей младшего дошкольного возраста с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, сторона, угол.

Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы.

Положительное влияние оказывают занятия оригами на возбудимых детей. Они постепенно приучаются терпеливо добиваться хорошего результата, учатся усидчивости.

Освоив какую–либо модель, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенной программы действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью, а так же распределение внимания между речью и практическим действием.

Делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и нерешительность.

Зная что–то лучше других, ребенок обретает уверенность, смелее налаживает коммуникации, растет его самооценка. Оказывая друг другу помощь в процессе работы, дети налаживают дружеские контакты. Любая поделка оригами вызывает у ребенка радость, заряжает позитивом, что дает ему ощущение эмоционального благополучия.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества. Предлагаем вам простейшие примеры конструирования из бумаги в технике оригами.

  1. Лисичка

https://i1.wp.com/ihappymama.ru/wp-content/uploads/2016/01/origami.jpg?resize=573%2C960&ssl=1 

  1. Собачка

https://miazar.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B01.png

  1. Зайчик

https://sun9-19.userapi.com/impg/c855636/v855636849/21beba/ElN5y3Uu8YM.jpg?size=380x520&quality=96&sign=70302ecc5055886d7f364293826adfc1&type=album

Благодаря проведению занятий в игровой форме, дети к концу года с лёгкостью осваивают основы складывания оригами. От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома. Ребёнок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него всё получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает! Дети начинают играть со своими изделиями. Ребята проговаривают реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Таким образом, обучение детей технике «Оригами» является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что является показателем школьной готовности ребенка.

Список литературы

1. Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.

2. Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.

3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

4. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание. — 2005. №4

5. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Оригами и развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Обобщение опыта  работы по использованию занятий в технике оригами  с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также процесс обучения детей складыванию из бумаги....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...

Консультация по оригами «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

В.А. Сухомлинский  "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"....

Консультация для педагогов ДОУ «Роль оригами в развитии мелкой моторики у старших дошкольников»

Данная консультация адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений и раскрывает значение занятий оригами с детьми старшего дошкольного возраста....