Консультация для педагогов ДОУ «Роль оригами в развитии мелкой моторики у старших дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ширшова Елена Николаевна

Данная консультация адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений и раскрывает значение занятий оригами с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_ped.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Роль оригами в развитии мелкой моторики у старших дошкольников»

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. 

Одним из основных условий развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Мелкая моторика, по мнению учёных, напрямую связана с развитием речи. Ребенок с высоким уровнем сформированности мелкой моторики умеет неплохо логически рассуждать, у него хорошо развиты связная речь, память, внимание и мышление. И, наоборот, ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Для него сложно выполнить задания, связанные с написанием букв, каких-либо символов и цифр. Его внимание неустойчиво, и, в связи с неуверенностью в себе и в своих действиях, у него появляется чувство тревоги, и он быстро бросает начатое дело, переключается на что-то другое, более увлекательное и интересное. В дальнейшем это может привести к проблемам в учебной деятельности и к плохой успеваемости в школе. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие мелкой моторики должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, усложняются в зависимости от возрастной группы. Развитие мелкой моторики наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, так как необходимо хорошо подготовить руку к овладению письмом. Поэтому в рамках детского сада необходимо и очень важно правильно организовывать работу в данном направлении.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики можно назвать оригами – японское искусство складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей.

Меня как педагога заинтересовало искусство оригами не столько своей эстетической стороной, сколько возможностью использования оригами для развития, в первую очередь, интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, а также для развития мелкой моторики рук, что имеет немаловажное значение для развития речи детей. Исследования ученых В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.К.Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

 Бумажное моделирование — эффективное средство не только обучения и развития дошкольников, но и их воспитания. Занятия оригами дисциплинируют ребёнка, воспитывают у него усидчивость, аккуратность, ответственность, умение работать с различными сортами и видами бумаги, позволяют детям выразить свои возможности, проявить изобразительные, творческие и конструктивные способности. Кроме того, формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, готовность оказать помощь товарищу в нужный момент по его просьбе, учат сопереживать и видеть результат своего труда. Кроме того, дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий); совершенствуются трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Таким образом, из всего этого следует вывод, что техника оригами, используемая при работе с детьми-дошкольниками, способствуют всестороннему развитию личности ребенка, а также является эффективной методикой подготовки руки к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также процесс обучения детей складыванию из бумаги....

Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...

Консультация для воспитателей «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возрас...

Консультация для воспитателей «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

       Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не тольк...

«Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

Консультация по оригами «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

В.А. Сухомлинский  "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"....

Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как средства развития мелкой моторики рук у дошкольников»

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...