конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Солнечная крепость"или "Башня света"
план-конспект занятия (старшая группа)

Образовательная область:"познание" 

Вид деятельности:непосредственно-образовательная.

Возрастная группа:старший дошкольный возраст

Махачкала 2021г.     

 

 

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое,социально-коммуникативное,позновательное,речевое развитие.

 

Цель:дать представления о древнем городе Дербенте,как городе-крепости Нарын-Кала,защищавшем людей от врагов.

 

Задачи образовательных областей:

 

1.Позновательное развитие.Познакомить с историей древней крепости Нарын-Кала.

 

Воспитывать чувство любви к истории родного края,восхищение

 

2.Дать представления о том,что облик крепости изменялся от времени основания до настоящего времени.

 

3."Речевое развитие"-развивать любознательность. 

 

4."Художественно-эстетическое развитие"-развивать у детей эстетическое чувство.Осознать ценность памятников культуры и искусства.

 

5."Физическое развитие"-развивать мелкую моторику рук.

 

Предварительная работа.

 

Беседа,чтение стихотворения,рассматривание иллюстраций,слайды фотографии древнего города.

 

Работа с родителями:рекомендовать родителям экскурсию по городу Дербенту и посещение музея под открытым небом Нарын-Калы. 

Образовательные технологии:ИКТ (подбор иллюстративного позновательного материала,здоровьесберегающая технология (динамическая пауза,"погружение" в атмосферу старого города Дербента и крепости.

                                                                    Материалы и оборудование:

 

Иллюстрации древней крепости,фотографии Нарын-Калы,макет крепости.      

Раздаточный материал:геометрические фигуры,набор конструктивных деталей.

Ход образовательной деятельности.

        

Методические приемы:беседа,диалог,игровая ситуация,рассматривание иллюстраций,продуктивная деятельность,анализ,подведение итогов.

1. Организационный момент

Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Дербент. Хотите отправиться? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
- А что такое фантазия? (фантазия-это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем; то, чего нет на самом деле).
Итак, отправляемся в город Дербент. (Включается сказочная музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,  леса, поля, слышим шум  морского прибоя,  чувствуем запах моря.
послушайте загадку . 

Не проникнет внутрь враг,
ни на метр, ни на шаг.
Остановит наступление -
Каменное сооружение. ( крепость )
 
Правильно ребята, молодцы
 
Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?
Эта крепость Нарын-Кала .Как вы думаете, где находится эта крепость ? В какой стране ?
А это Россия. Давайте я вам расскажу про нее подробнее …

Конспект НОД "Солнечная крепость"

Воспитатель:Дербент — Жемчужина Кавказа

И он сверкает гранями алмаза…

А воды Каспия те «узкие врата»*

Волной песчаный берег омывают

И стены цитадели защищают.

Одна из древних «звезд» планеты

России в дар судьба преподнесла…

Войдёшь и поражает всех секреты

Древнейшая Нарын-кала…

Врата твоих старинных стен

Лучами солнца обогреты…

Встречают и закаты, и рассветы.

Не перечесть твоей всей красоты…

Дербент ты город необычен!

И образ твой так величав…

Мне в самом деле симпатичен

Твой вечно стойкий, гордый нрав.

. . . . . . . . . . .

Дети,сегодня я хочу познакомить вас с крепостью Нарын-Кала.

В городе Дербент на высоком холме возведена крепость Нарын-Кала.С его северно-восточной стороны наблюдаются скалы.Именно благодаря этим скалам крепость стала более надежной.Крепость имеет 73 башни,которые размещены по всей территории крепости.

Воспитатель:дети,как вы думаете зачем же нужны были башни?

Дети:чтобы из далека можно было видеть приближение неприятеля.

Воспитатель:правильно дети.А еще башни служили для установки артиллерийских орудий.Чтобы оборонятся от нападения врагов.

Крепость Нарын-Кала в Дербенте имела административное назначение.Здесь были суд,канцелярия,подземная тюрьма,водохранилище,и  ханские бани.

Воспитатель:как вы думаете какой строительный материал использовали для возведения  крепости?

Ответы детей:кирпичи,камни.

 Воспитатель: верно,использовали камни.для возведения крепости использовали верхний -сарматский известняк.Основная часть крепости построена из разных камней,благодаря чему она хорошо сохранилась.На стенах крепости видны следы от пуль.Еще одно сооружение,обеспечивающее высокую жизнеспособность крепости- бани.

  В нескольких частях крепости распологались ворота,украшенные декоративными элементами.Вход в ханский дворец . У входа красуются две скульптуры Льва 

                   

К сожалению,большинство ворот Дербента дошло до нас в перестроенном виде.

Воспитатель:дети,а для чего используются ворота?

Дети:чтобы незнакомые люди и животные не заходили.

Воспитатель:да,вы правильно говорите,ворота защищают.

Воспитатель:у крепости Нарын-кала есть северные ворота которые называются Джарчи-капы (ворота вестника)  Глашатай - Джарчи озвучивал указы шаха.Западные ворота Нарын-Кала,"тайные ворота" оттуда приходила подмога во время нападения на крепость.

 

 

Первое что мы видим при входе это родник из которго могут напиться все желающие.К резервуарам с помощью труб из родника подводилась вода.

      

Физминутка.


Мы шагаем по горам , по равнинам,по полям.

Встречным мы даём Салам 

Отвечают нам в ответ 

Ваалейкум ассалям. 
По аулу мы шагаем, ноги ровно поднимаем . 
Делай шаг, делай два . 
Взмах руками три, четыре. 
Руки вверх и ноги вместе . 
Прыгнем вместе высоко. 
Как орлы взлетим легко!

  

 

 

Воспитатель:а сейчас мы с вами станем маленькими строителями и построим свою маленькую крепость.

 

1.Строительство из настольного деревянного конструктора.Дети приступают к постройке крепости.

2.Рассматривание построек,обсуждение,оценка.Дети рассказывают какой формы крепость, какие постройки выполнены.

                           Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили, что рассматривали, что строили, вам понравилось наше занятие, А что именно понравилось?

Ответы детей.                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Башня света 60.92 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме:"Солнечная система"

Сценарий непосредственно образовательной деятельности .Направлен на реализацию образовательных задач, формирование интегративных качеств дошкольников. Содержит различные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»

Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в солнечную систему». (подготовительная группа)

Программное содержание:1.     Рассказать и показать детям Солнечную систему.2.     Дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде).3....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Самый дорогой на свете человек - мама»

Печерина Виктория Владимировна - воспитатель, социальный педагог, МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" ЯНАО Надымский район п.Пангоды...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в Солнечный город".

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «правильное» или «здоровое питание»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...