ТИКО-конструирование
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Использование инновационной технологии ТИКО-конструирования для развития пространственных представлений старших дошкольников...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить в малыше задатки конструктора ?
Реализовать конструктивный настрой развивать ребенка помогает конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей.
Великий Новгород делится с нами таким опытом вместе с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения «ТИКО».
Авторы технологии:
Елена Васильевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Ирина Викторовна Логинова, воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» Великого Новгорода.
Что такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.
Кто рекомендует ТИКО?
Все 10 наборов конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.
Каким может быть содержание работы с ТИКО в детском саду?
Когда родители малышей интересуются, чем будет заниматься ребенок в группе, трудно ожидать, что мама или папа найдут время прочесть всю программу. Для многих посильным будет просмотреть помесячное тематическое планирование. С ТИКО темы занятий могут быть такими для , например, старшей и подготовительной групп:
сентябрь – ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (знакомство с конструктором).
октябрь – ТИКО: множество углов. Мы запомним много слов! (знакомство с многоугольниками).
ноябрь – ТИКО: форма и размер, геометрии пример! (геометрический тренинг).
декабрь – ТИКО влево, ТИКО вправо: всё пространство для забавы! (пространственное ориентирование, конструирование дорожек, графические диктанты).
январь – ТИКО-парк для Винни-пуха (развитие фантазии в пространственных формах).
февраль – ТИКО-домик для куклы (понятие о симметрии).
март – ТИКО-призма, ТИКО-куб, ТИКО-пирамида (понятие об объеме и развертке).
апрель – ТИКО-многогранники вдруг пустились вскачь: Каждый быстро сделает звонкий яркий мяч! (конструирование мяча).
май – ТИКО-космодром (развитие фантазии через конструирование инфраструктурынх объектов).
Основной целью инновационной технологии ТИКО является формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников. Для этого педагог ставит перед собой и решает следующие задачи:
- увлечь детей активной творческой деятельностью;
- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;
- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;
- активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур;
- развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года).
По окончании дети должны знать и уметь:
- различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) по цвету, форме и размеру;
- ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий;
- конструировать основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- анализировать и сравнивать по одному признаку;
- классифицировать по одному свойству;
- различать понятия «один» – «много»;
- считать и различать числа до 3;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет).
По окончании дети должны знать и уметь:
- классифицировать по 1 - 2 свойствам;
- конструировать плоские геометрические фигуры;
- различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- анализировать и сравнивать по 1-2 признакам;
- ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между».
- считать и различать числа до 5;
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- конструировать по образцу.
Ожидаемый результат: 3 год обучения (5-6 лет).
По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед;
- анализировать и сравнивать по 2 признакам;
- классифицировать по 2 свойствам;
- считать и различать числа до 10;
- конструировать по образцу и по собственному замыслу.
Ожидаемый результат: 4 год обучения (6-7 лет).
По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать различные виды многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево»;
- анализировать и сравнивать по 2-3 признакам;
- различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- уметь вычислять периметр фигуры;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, шар, пирамида, призма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ТИКО-конструированию «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет
Знакомство детей с ТИКО-конструктором, со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....
Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста
Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...
Конспект занятия по Тико конструированию "Новая мебель для домика зайчонка Тико"
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, ...
ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИКО-моделированию (НОД) для детей средней группы (4-5 лет) ТИКО - конструирование на тему: «Космическая ракета»
Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста —То-то будет крас...