«Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Мурашева Наталья Николаевна

Изобразительная деятельность представляет собой важнейшую часть в гармоничном и всестороннем развитии ребенка, его воспитании. ИЗО – деятельность помогает детям передать то, что они видят в окружающем их мире, то, что волнует их, вызывает негативные или положительные эмоции. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Например, древнегреческий философ Аристотель, в развитии ребенка, придавал большое значение предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что «оно развивает глаз при определении физической красоты».  

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.  И одним из наиболее эффективных способов для выполнения этой задачи становится изобразительная деятельность. Она становится для детей своеобразной формой познания реальной действительности, окружающей жизни и природы. Формой знакомства со свойствами материалов (бумаги, карандашей, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом.

Помимо выполнения учебных задач, изо – деятельность влияет на всестороннее развитие детей. «Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. К тому же, творческое самовыражение ребенка может многое рассказать о нем, а так же помочь в решении его проблем, например, психологического характера (диагностика и лечение детских страхов).

В данной статье, мы более подробно рассмотрим одно из направлений изо-деятельности – оригами.

Чаще всего, пользу техники оригами видят в развитии мелкой моторики детей и логического мышления. Эффективна ли техника оригами для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мурашева Наталья Николаевна

«Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников»


Введение

Изобразительная деятельность представляет собой важнейшую часть в гармоничном и всестороннем развитии ребенка, его воспитании. ИЗО – деятельность помогает детям передать то, что они видят в окружающем их мире, то, что волнует их, вызывает негативные или положительные эмоции. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Например, древнегреческий философ Аристотель, в развитии ребенка, придавал большое значение предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что «оно развивает глаз при определении физической красоты». [4]  

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.  И одним из наиболее эффективных способов для выполнения этой задачи становится изобразительная деятельность. Она становится для детей своеобразной формой познания реальной действительности, окружающей жизни и природы. Формой знакомства со свойствами материалов (бумаги, карандашей, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом.  [6].

Помимо выполнения учебных задач, изо – деятельность влияет на всестороннее развитие детей. «Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. К тому же, творческое самовыражение ребенка может многое рассказать о нем, а так же помочь в решении его проблем, например, психологического характера (диагностика и лечение детских страхов).

В данной статье, мы более подробно рассмотрим одно из направлений изо-деятельности – оригами.

Чаще всего, пользу техники оригами видят в развитии мелкой моторики детей и логического мышления. Эффективна ли техника оригами для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?

Психолого-педагогические основы проблемы развития творчества через изобразительную деятельность у дошкольников

В дошкольном возрасте происходит активное развитие мышление ребенка через различные виды деятельности. Происходит переход от наглядно – действенного, практического мышления, к более высокому – наглядно – образному. Прежде, чем приступать к действиям, ребенок уже способен представить результат своей работы. Этот переход происходит в процессе обучения. Н. П. Сакулина в своих исследованиях доказала, что успешное овладение приемами изображения и создания выразительного образа, требует не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Последние исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе [3].

Так же установлено, что невозможно обучение изо – деятельности без таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, самостоятельности в решении творческих задач и умения планирования своей деятельности. Это отражено в работах таких видных деятелей, как А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков.

В творчестве ребенка существует компонент общественной направленности. Ведь чаще всего ребенок творит не только для самого себя, но и для других. Он словно «говорит» через свое творчество, хочет, чтобы поняли его замысел, его чувства. Общественная направленность заключается и в том, что зачастую дети отражают в своем творчестве явления общественной жизни.

С точки зрения психологии, творческая деятельность – это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное [2].

Эта точка зрения близка к педагогической, где понятие творчество определяется как процесс создания нового, оригинального, более совершенного в материальном и духовном смыслах, обладающего объективной или субъективной значимостью.

Художественное творчество - это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве [5].

Исходя из этих определений, можно выявить, что важной чертой творческой деятельности является эмоциональная окрашенность и индивидуальность. Все это в наивысшей степени присуще в дошкольный период, когда детское творчество максимально свободно от «взрослого мышления», ведь в детстве ребенок постоянно открывает для себя новое, переживая каждый раз яркие эмоции, которые и отражаются в его творчестве. И В.В. Давыдов в своих работах указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития [2].

Процесс создания для ребенка представляет собой едва ли не больший интерес, чем продукт его деятельности. Эмоциональная включенность, поиски новых разных решений, экспериментирования приносят дошкольнику особое удовольствие.

Одной из первых определение детского творчества дала Т. С.  Комарова: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому» [9].

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Косминская В. Б. в своей книге «Теория и методика изобразительного искусства в детском саду» первым этапом творческого процесса называет возникновение замысла. Замысел может возникнуть у ребенка как самостоятельно, так и под влиянием темы, предложенной взрослым. Однако, Григорьева Г. Г. считает, что развитие замысла происходит в процессе исполнительской части деятельности.

Второй этап творчества – вынашивание замысла. У маленького ребенка чаще всего отсутствует. Он еще не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с третьим этапом творчества – с исполнением, реализацией замысла. Поэтому в творческой деятельности детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок, поделку не относящихся к образу деталей.

А вот старший дошкольник способен заранее продумывать некоторые этапы своей работы, а так же способы ее выполнения. Решения в выборе деятельности, темы, материала становятся более самостоятельными. Ребенок старшего дошкольного возраста способен оценить получившийся результат (рисунок, поделку) и доработать его четвертый этап творческого процесса. [10].

Разумеется, развитие творческой деятельности детей происходит не без помощи педагогов. Существуют определенные педагогические условия формирования изобразительного творчества у дошкольников, направленные на:

  1. Индивидуально – дифференцированное руководство путем использования диалоговых форм взаимодействия взрослых и детей.
  2. Разработку содержания, направленного на развитие поисковой деятельности детей.
  3. Использование разнообразных форм организации занятий изобразительной деятельности и их типов, что способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов [8].

Таким образом, можно определить, что художественное творчество ребенка, подразумевает создание индивидуально нового, важного для дошкольника. Стимулировать ребенка могут эмоциональные переживания и различные события.

Особенности освоения детьми техники оригами

Оригами – удивительное искусство преображения бумаги путем складывания. Впервые это искусство зародилось в Японии и имело множество потаенных смыслов. Но в педагогику, это искусство ввел великий немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он не был знаком с оригами, однако именно его идея использовать складывание бумажного листа в качестве метода обучения геометрии была подхвачена его последователями, и стала использоваться не только как математический прием, но и как особый метод развития детского творчества. Философия воспитания и образования Ф. Фрёбеля включала в себя 4 важных компонента: 1. Свободная активность; 2. Творчество; 3. Участие в жизни социума; 4. Мышечная активность. Придерживаясь именно этих целей, он обучал своих учеников через развивающие игры, манипуляции с предметами. Так и основы геометрии преподавал не через циркуль, линейку и отвлеченные понятия, а через буквально осязаемые реалии складывающейся бумаги. Поэтому его нередко называют первым европейским педагогом – оригамистом. [1].

Почему же оригами необходимо в изо-деятельности дошкольника? Первым из ответов на данный вопрос зачастую становится рассказ о пользе складывания бумаги для мелкой моторики ребенка, развития его логики, памяти, усидчивости, координации, точности, аккуратности и так далее. Несомненно, все это невероятно важно для развития дошкольника, но не менее важным является такая функция оригами, как развитие творческих способностей ребенка.  В истории есть один интересный пример. В 1970-х годах Роберт Харбин («крестный отец» английской оригамистики) показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому британскому телевидению. Дети после программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими самостоятельно. Количество моделей, придуманных детьми в возрасте от шести лет и даже младше, потрясло Харбина. Он стал постоянно представлять эти модели в телевизионных программах. А в 1977-м Харбин даже издал собрание детских моделей в книге названной «Have Fun with Origami» («Развлекайся с оригами»). Эта книга наиболее яркий пример того, как много упущено теми педагогами, которые не смогли почувствовать возможности творчества на уроках оригами. [7].

В преподавании оригами очень многое зависит от педагога. Это искусство весьма сложное, а процесс его обучению может стать длительным, если цель этих занятий заключается в творческих проявлениях детей. Ведь прежде чем начать творить, нужно научиться, а чтобы интерес не пропал в процессе обучения, педагог должен уметь заинтересовать и поддержать ребенка. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Поэтому так важна занимательность, игровая мотивация, неожиданная задача, путешествие в сказку. Ведь главным становится не обучение складыванию фигурки, главным является игра. Фигурки создаются в игре и для игры – ведущего вида деятельности ребенка.

Таким образом можно выделить некоторые методические рекомендации в обучении старших дошкольников искусству оригами:

  1. Ребенку должна быть известна цель изготовления фигурок оригами. Делает ли он игрушку для театра, елочное украшение, пилотку для папы, кулек с конфетами для мамы и т.д. Для поддержания интереса должен быть смысл.
  2. В обучении оригами должен быть момент сотворчества со взрослыми. В процессе может участвовать не только педагог, но и активно подключаются родители, как, например, в украшении стола или комнаты с помощью фигурок.
  3. Однако, лучше всего придерживаться такого принципа, как невмешательство взрослого в работу ребенка. У каждого свой лист. «Посмотри, я тебе покажу», а не «Дай, я сделаю за тебя».
  4. А вот взаимопомощь детей приветствуется. Это только поможет ребенку в развитии коммуникативных навыков и закреплении практической части.
  5. Замечательно, если дети проговаривают/озвучивают свои действия, с помощью сказок или каких-то ярких фраз, помогающих лучше запомнить и усвоить новые знания.

Существует такой замечательный элемент для развития творчества ребенка через это искусство, как оригами – сказки, или оригамские сказки. Суть ее заключается в том, что все геометрические термины и указания «зашифрованы» в тексте сказки. Это очень помогает разнообразить занятия с детьми, превратив несколько рутинную работу в увлекательное путешествие.

Откуда же может появиться «рутина» в столь увлекательном занятии? Увы, как и в каждой технике, в искусстве оригами есть свои недостатки. Здесь этот недостаток достаточно условный, но может стать причиной потери детского интереса. Развитие творчества в любой деятельности проходит три ступени:

  1. Обучение практическим действиям. Прежде, чем творить, нужно научиться.
  2. Проявление первых шагов творчества в момент автоматизации действий.
  3. Момент активного самовыражения.

        В искусстве оригами, творчество требует практической подготовленности. В данном случае, это владение «базовыми», самыми необходимыми формами: «треугольник», «дверь», «воздушный змей», «рыба». Требуется повторяемость в обучении, чтобы ребенок без труда смог воспроизвести базовые фигуры, которые могут понадобиться в его творчестве. В этом и заключается «недостаток» искусства оригами. Прежде, чем ребенок начнет проявлять творческие идеи, может пройти время и понадобиться долгая практика, хотя это достаточно индивидуальный момент. Для того, чтобы избежать потери детского интереса в процессе повторов, можно использовать сюрпризные и игровые моменты, например, сделать птенчиков для птицы, лисят для лисы. Или раскладыванием и повторным складыванием фигурки, при помощи «бумажной памяти».

Так или иначе, искусство оригами должно быть пропитано игрой! Пусть это будет для детей чем – то волшебным. Превращением плоского листа в необычные и интересные формы. 

Список информационных источников

  1. Афонькин С.Ю. «Фридрих Фребель – первый европейский педагог-оригамист». //Текстовые материалы I Всероссийской конференции «Оригами и педагогика» 23-24 марта 1996г. М.: Аким, 1997. [электронный ресурс]  - http://jorigami.ru/PP_corner/SPb_ori_conf/_SPb_ori_conf_96.pdf 
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014.- 102 с.
  3. Казакова Т. Г. «Рисуют младшие дошкольники», М., 1971.
  4.  Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.
  5. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2010.-128 с.
  6. Косминская В. Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г.
  7.  Микрюкова Р.И. «Занятия по оригами, как средство творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». //Текстовые материалы I Всероссийской конференции «Оригами и педагогика» 23-24 марта 1996г. М.: Аким, 1997. [электронный ресурс]  -   http://jorigami.ru/Contents/n_30/02_Origami_at_Japan_and_Western_Schools.htm 
  8. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. - С.16 - 20.
  9.  Рапацевич Е.С сост. Педагогика: Большая современная энциклопедия - Мн.: «Современное слово», 2012. - С. 565 – 572
  10. Этапы развития детского творчества. // Cool pedagogy. Педагогика в системе наук о человеке. [электронный ресурс] -  Режим доступа:    http://www.inpedagogy.ru/tartpds-447-1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевально-игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ" как средство развития творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей на занятиях физической культуры в детском саду....

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников...

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...