конспект „ Роспись жостовского подноса ”
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект " Роспись жостовского подноса "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhostovsiy_podnos.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Конспект
комплексного занятия
по декоративному рисованию
в подготовительной к школе группе
„ Роспись жостовского подноса ”
Воспитатель : Митяева Е.Е
г.Богородицк
Программное содержание :
- Продолжать расширять знания детей о народных промыслах России.
- Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции.
- Учить составлять узор на объемной форме, заполняя середину и кайму.
- Учить составлять букет из крупных и мелких цветов.
- Закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветов и бутонов, мазком – цветов и листьев.
- Развивать чувство цвета и ритма, чувство композиции.
- Развивать эстетическое восприятие, связную речь, индивидуальные творческие способности.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Словарь: жостовский поднос, папье- маше, замалевок, тенежка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Материал:
- Выставка изделий народных промыслов ( филимоновская и дымковская игрушки; матрешки, гжель, хохлома, городец )
- Жостовские подносы
- Образцы поэтапного рисования жостовского букета
- Круглые подносы из папье-маше тонированные
- Гуашь разных цветов и оттенков
- Кисти
- Баночки с водой
- Палитры
- Салфетки
- Стихи о жостовских подносах, аудиозапись музыки П.И. Чайковского „ Вальс цветов ”
Ход НОД
Дети подходят к выставке изделий народных промыслов.
Воспитатель : Дети, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с народным творчеством разных умельцев нашей Родины. Посмотрите на нашу выставку предметов, расписанных в разных стилях. Вспомните , пожалуйста, эти стили.
Дети : дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, Гжель, Хохлома, Городец.
Воспитатель: Молодцы! А с каким народным промыслом мы с вами познакомились на последних занятиях ?
Дети : Мы познакомились с жостовским промыслом
Воспитатель: Правильно. Какие изделия жостовского промысла вы видите на нашей выставке ?
Дети : жостовские подносы
Воспитатель: Верно. Маша, расскажи нам о жостовском подносе.
Маша К. Вот жостовский, изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанес по металлу
Фон черным на нем должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
Воспитатель: Спасибо, Маша, молодец! Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы?
Дети: Подносы бывают овальные, прямоугольные, треугольные, в форме гитары.
Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета может быть фон подноса кроме черного ?
Дети: Фон подноса может быть красного, синего, желтого, зеленого, белого цвета.
Воспитатель: Верно. Скажите, какими узорами украшают художники жостовские подносы?
Дети: Художники украшают жостовские подносы цветами, листиками, травинками. Бортик украшают орнаментом в виде волнистой линии, завитков, дужек, капелек.
Воспитатель: А как расположен букет на подносе ?
Дети: Букет расположен в центре подноса
Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, где родина подносов? Как называется село, где их изготавливают ?
Дети: Подносы изготавливают в селе Жостово Московской области.
Воспитатель: Все верно. Назовите первых мастеров жостовской росписи.
Дети: Первыми мастерами были Филипп Вишняков и его племянник Осип Вишняков.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. Ребята, а вы хотели бы стать на время жостовскими умельцами и расписать такой поднос ?
Ответы детей: да
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую
( дети проходят к столам и стоят около своих мест )
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат подносы, сделанные вашими руками. Из чего вы их делали? Вспомните, как называется эта техника?
Дети: эта техника называется папье – маше.
Воспитатель: Правильно. Где сначала придумали эту технику ? Как потом она попала в нашу страну?
Дети: Эту технику придумали в Китае. Потом ее переняла Япония. Из Японии она попала во Францию. Из Франции ее привез в нашу страну царь Петр Первый.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. Папье – маше – это название в переводе с французского означает – мятая бумага. Масса из бумаги и клея очень пластична, ей можно придать любую форму. Так и мы сделали наши подносы. Кто расскажет, как мы их делали ?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Да, ребята, процесс изготовления подноса из папье – маше долгий. Первые жостовские подносы тоже делали из папье- маше. А из чего делают подносы современные жостовские мастера ?
Дети: жостовские мастера делают подносы из металла.
Восп-ль: Правильно! Как вы думаете, какие подносы прочнее? Почему ?
Ответы детей
Воспитатель : Молодцы! Все верно. А теперь давайте поиграем :
Физминутка „Назови, какой цветок ? ”
Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь, давайте сядем за столы и вспомним, как расписывают подносы жостовские художники и рассмотрим таблицы поэтапной росписи жостовских подносов. Кто желает выйти к доске и рассказать в какой последовательности следует рисовать элементы узора?
( Выходит ребенок и вместе с воспитателем рассказывает и показывает на доске )
Ребенок и воспитатель : Жостовские художники выполняют рисунок поэтапно. Первый этап называется „ грунтовка ”: художник грунтует поднос черным или другим цветом. Второй этап называется „замалевок ”: художник в центре подноса наносит краской силуэт цветов и листьев. Затем наносит „ тенежку ”(3 этап) : художник наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объем, после чего осуществляет „ бликовку ” (4 этап ) – художник выполняет блики на цветах и листьях, подчеркивая объем. 5 этап - „ чертежка ” – художник тонкими штрихами рисует прожилки на цветах и листьях. Затем делается „ привязка ”( 6 этап ) : художник рисует в просветах между цветами и листьями тонкие стебельки, травинки, усики. Букет как- бы связывается в единое целое. В заключении художник расписывает борта (края ) подноса растительным или геометрическим узором. Этот этап называется „ уборка ” ( 7 этап ). После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.
Воспитатель: Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы.
( ребенок садится на свое место )
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционные расположения всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам создать на подносе свой неповторимый букет, который вы подарите своей маме. Но прежде чем начать работу, скажите, как правильно надо пользоваться кистью и красками.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. А теперь, прежде чем приступить к работе давайте сделаем разминку для пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика „ Алые цветы ”
Наши алые цветки Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки, Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит, Покачивание кистями рук вправо и влево
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Закрываю лепестки
Головой качают, Покачивание кулачками вперед – назад
Тихо засыпают.
Воспитатель: Теперь можете приступать к работе.
( Дети под музыку П.И. Чайковского „ Вальс цветов ” выполняют работу. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования )
В конце занятия дети тихо встают и располагают свои подносы на двух мольбертах.
Воспитатель: Посмотрите на свои подносы, как красиво получилось. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему?
Анализ и оценка деятельности детей
Воспитатель: Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет –
И кажется, лето нам шлет свой привет.
- Ребята, а для чего нужны подносы ?
Дети: Подносы нужны для украшения дома, для того, чтобы ставить самовар, положить угощение.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! Думаю, вашим мамам очень понравится. А я за такую работу хочу вас угостить.
( Воспитатель на подносе выносит конфеты и угощает детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...
Конспект занятия " Роспись жостовского подноса"
- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово.- Знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; - Развитие творческой и позн...
Конспект совместной деятельности воспитателей и детей "Роспись Жостовских подносов"
Конспект занятия, направленного на знакомство детей с жостовской росписью....
Роспись Жостовского подноса (Нетрадиционная техника рисования - пальчиками"
Конспект открытого занятия в старшей группе "Нетрадиционые методы рисования"....
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....
Мастер-класс роспись "Жостовский поднос" в технике пластилинография
Цель: выполнение имитации жостовского подноса из цветного картона и пластилина, познакомить с техникой рисования «Пластилинография».Задачи: - развивать внимание, память, мелкую моторику, ч...
Конспект НОД "Жостовский поднос"
Конспект рассчитан на детей подготовительной к школе группы. Материал будет интересен воспитателям, старшим воспитателям и методистам дошкольного образовательного учреждения. Мероприятие являлось откр...