конспект „ Роспись жостовского подноса ”
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Елена Митяева

Конспект " Роспись жостовского подноса "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhostovsiy_podnos.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

Конспект

комплексного занятия

по декоративному рисованию

в подготовительной к школе группе

„ Роспись жостовского подноса ”

Воспитатель : Митяева Е.Е

г.Богородицк

Программное содержание :

  1. Продолжать расширять знания детей о народных промыслах России.
  2. Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции.
  3. Учить составлять узор на объемной форме, заполняя середину и кайму.
  4. Учить составлять букет из крупных и мелких цветов.
  5.  Закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветов и бутонов, мазком – цветов и листьев.
  6. Развивать чувство цвета и ритма, чувство композиции.
  7. Развивать эстетическое восприятие, связную речь, индивидуальные творческие способности.
  8.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Словарь: жостовский поднос, папье- маше, замалевок, тенежка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.

Материал:

  • Выставка изделий народных промыслов ( филимоновская и дымковская игрушки; матрешки, гжель, хохлома, городец )
  • Жостовские подносы
  • Образцы поэтапного рисования жостовского букета
  • Круглые подносы из папье-маше тонированные
  • Гуашь разных цветов и оттенков
  • Кисти
  • Баночки с водой
  • Палитры
  • Салфетки
  •  Стихи о жостовских подносах, аудиозапись музыки                             П.И. Чайковского „ Вальс цветов ”

Ход НОД

Дети подходят к выставке изделий народных промыслов.

Воспитатель : Дети, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с народным творчеством разных умельцев нашей Родины. Посмотрите на нашу выставку предметов, расписанных в разных стилях. Вспомните , пожалуйста, эти стили.

Дети : дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, Гжель, Хохлома, Городец.

Воспитатель: Молодцы! А с каким народным промыслом мы с вами познакомились на последних занятиях ?

Дети : Мы познакомились с жостовским промыслом

Воспитатель: Правильно. Какие изделия жостовского промысла вы видите на нашей выставке ?

Дети : жостовские подносы

Воспитатель: Верно. Маша, расскажи нам о жостовском подносе.

Маша К.    Вот жостовский, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.

Воспитатель: Спасибо, Маша, молодец! Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы?

Дети: Подносы бывают овальные, прямоугольные, треугольные, в форме гитары.

Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета может быть фон подноса кроме черного ?

Дети: Фон подноса может быть красного, синего, желтого, зеленого, белого цвета.

Воспитатель: Верно. Скажите, какими узорами украшают художники жостовские подносы?

Дети: Художники украшают жостовские подносы цветами, листиками, травинками. Бортик украшают орнаментом в виде волнистой линии, завитков, дужек, капелек.

Воспитатель: А как расположен букет на подносе ?

Дети: Букет расположен в центре подноса

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, где родина подносов? Как называется село, где их изготавливают ?

Дети: Подносы изготавливают в селе Жостово Московской области.

Воспитатель: Все верно. Назовите первых мастеров жостовской росписи.

Дети: Первыми мастерами были Филипп Вишняков и его племянник Осип Вишняков.

Воспитатель: Молодцы! Все верно. Ребята, а вы хотели бы стать на время жостовскими умельцами и расписать такой поднос ?

Ответы детей: да

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую

( дети проходят к столам и стоят около своих мест )

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат подносы, сделанные вашими руками. Из чего вы их делали? Вспомните, как называется эта техника?

Дети: эта техника называется папье – маше.

Воспитатель: Правильно. Где сначала придумали эту технику ? Как потом она попала в нашу страну?

Дети: Эту технику придумали в Китае. Потом ее переняла Япония. Из Японии она попала во Францию. Из Франции ее привез в нашу страну царь Петр Первый.

Воспитатель: Молодцы! Все верно. Папье – маше – это название в переводе с французского означает – мятая бумага. Масса из бумаги и клея очень пластична, ей можно придать любую форму. Так и мы сделали наши подносы. Кто расскажет, как мы их делали ?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Да, ребята, процесс изготовления подноса из папье – маше долгий. Первые жостовские подносы тоже делали из папье- маше. А из чего делают подносы современные жостовские мастера ?

Дети: жостовские мастера делают подносы из металла.

Восп-ль: Правильно! Как вы думаете, какие подносы прочнее? Почему ?

Ответы детей

Воспитатель : Молодцы! Все верно. А теперь давайте поиграем :

Физминутка „Назови, какой         цветок ? ”

Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь, давайте сядем за столы и вспомним, как расписывают подносы жостовские художники и рассмотрим таблицы поэтапной росписи жостовских подносов. Кто желает выйти к доске и рассказать в какой последовательности следует рисовать элементы узора?

( Выходит ребенок и вместе с воспитателем рассказывает и показывает на доске )

Ребенок и воспитатель : Жостовские художники выполняют рисунок поэтапно. Первый этап называется „ грунтовка ”: художник грунтует поднос черным или другим цветом. Второй этап называется „замалевок ”: художник в центре подноса наносит краской силуэт цветов и листьев. Затем наносит      „ тенежку ”(3 этап) : художник наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объем, после чего осуществляет „ бликовку ” (4 этап ) – художник выполняет блики на цветах и листьях, подчеркивая объем.                                   5 этап - „ чертежка ” – художник тонкими штрихами рисует прожилки на цветах и листьях. Затем делается „ привязка ”( 6 этап ) : художник рисует в просветах между цветами и листьями тонкие стебельки, травинки, усики. Букет как- бы связывается в единое целое. В заключении художник расписывает борта (края ) подноса растительным или геометрическим узором. Этот этап называется „ уборка ” ( 7 этап ). После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

Воспитатель: Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы.

( ребенок садится на свое место )

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционные расположения всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам создать на подносе свой неповторимый букет, который вы подарите своей маме. Но прежде чем начать работу, скажите, как правильно надо пользоваться кистью и красками.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Все верно. А теперь, прежде чем приступить к работе давайте сделаем разминку для пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика „ Алые цветы ”

Наши алые цветки                      Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Распускают лепестки,                Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Ветерок чуть дышит,                  Покачивание кистями рук вправо и влево

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                      Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Закрываю лепестки

Головой качают,                          Покачивание кулачками вперед – назад

Тихо засыпают.

Воспитатель: Теперь можете приступать к работе.

 ( Дети под музыку П.И. Чайковского „ Вальс цветов ” выполняют работу. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования )

В конце занятия дети тихо встают и располагают свои подносы на двух мольбертах.

Воспитатель: Посмотрите на свои подносы, как красиво получилось. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему?

Анализ и оценка деятельности детей

Воспитатель: Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет –

И кажется, лето нам шлет свой привет.

- Ребята, а для чего нужны подносы ?

Дети: Подносы нужны для украшения дома, для того, чтобы ставить самовар, положить угощение.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! Думаю, вашим мамам очень понравится. А я за такую работу хочу вас угостить.

( Воспитатель на подносе выносит конфеты и угощает детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Конспект занятия " Роспись жостовского подноса"

- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово.- Знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; - Развитие творческой и позн...

Конспект совместной деятельности воспитателей и детей "Роспись Жостовских подносов"

Конспект занятия, направленного на знакомство детей с жостовской росписью....

Роспись Жостовского подноса (Нетрадиционная техника рисования - пальчиками"

Конспект открытого занятия в старшей группе "Нетрадиционые методы рисования"....

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....

Мастер-класс роспись "Жостовский поднос" в технике пластилинография

Цель: выполнение имитации жостовского подноса из цветного картона и пластилина, познакомить с техникой рисования «Пластилинография».Задачи: - развивать внимание, память, мелкую моторику, ч...

Конспект НОД "Жостовский поднос"

Конспект рассчитан на детей подготовительной к школе группы. Материал будет интересен воспитателям, старшим воспитателям и методистам дошкольного образовательного учреждения. Мероприятие являлось откр...