Проект "Народная тряпичная кукла"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Проект "Народная тряпичная кукла"- призван сыграть роль в сохранении и  передаче национальных традиций подрастающему поколению. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа." Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети  должны знать культуру своего народа, его язык и традиции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_tryapichnaya_kukla.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема «Народная тряпичная кукла»

Введение

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

Вадим Шафнер.

      В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.                                      

      Проект «Народная тряпичная кукла» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;
  3. Обучение технологии изготовления народных кукол;
  4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Вид проекта:  познавательно-творческий

Продолжительность проекта:   среднесрочный

Участники проекта:  дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Практическая значимость проекта

Данный проект направлен на:

- формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа

- создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению

- сотрудничество взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности

- содержание может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений

I Основная часть.  Теоретическое  обоснование  по  формированию

духовно-нравственного  развития  детей  через  взаимодействие ДОУ, семьи и социума.

 Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была   актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников  через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

      Особое внимание в деятельности  ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

      Важность выбранной темы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

  1. Теоретическая значимость формирования духовно-нравственного развития детей в ДОУ

- Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития духовно-нравственного  воспитания детей в совместной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями

- Исследование корней  народного творчества, а также анализ той или иной национальной  традиции помогает воспитанникам  развиваться в познавательной деятельности.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

 - создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию;

 -  тематические занятия;

 -  беседы о культуре русского народа, знакомство с традициями, обычаями;

 -  взаимодействие с родителями;

 -  взаимодействие с социумом;

 -  чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;

- тематические выставки детского творчества.

II Практическая часть

2.1. Этапы работы по реализации проекта по формированию у детей старшего  дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Этапы работы над проектом:

Организационный этап:

- Разработка плана по реализации проекта.

- Изучить технологию изготовления народной куклы

- Подобрать необходимые материалы для практической деятельности

- Составить анкету для родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»

- Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

Содержательный этап:

- рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).

- беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».

- чтение и заучивание стихотворений, потешек о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

- знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».

- оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

- продуктивная деятельность детей (изготовление куклы «Пеленашка»).

- совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

- анкетирование родителей: « Как и во что вы играете со своим ребенком»

- консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

- сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).

- мастер – класс «Изготовление куклы «Пеленашки», «Кувадки».

- презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап:

- посещение мини-музея «Народная кукла» в ДОУ;

- организация выставки «Народная тряпичная кукла»;

- презентация проекта « Народная тряпичная кукла».

Проект осуществлялся в соответствии с ФГОС ДО в пяти образовательных областях:

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».            Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».

 НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».

Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».

Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».

                                                         

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Презентация: «Как жили люди на Руси». «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».

Речевое развитие

Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»; Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков.

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»                                                                                 Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Кукла моей бабушки».

Аппликация: «Украсим кукле фартук».

Лепка: «Игрушки моей бабушки».

Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».

Развлечение: ««Русская изба.».

Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «С вьюном я хожу».

«Физическая культура»

Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»; «Гори, гори, ясно», «У бабушки Маланьи».

Предполагаемые результаты проекта:

 для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • повысится статус группы
  • пополнится развивающая предметно-пространственная среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими   доброжелательными.

Заключение

       Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России. В ходе исследования мы узнали, что тряпичная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Раньше куклам придавали особое значение, так как они были не только для игр, но и участвовали в обрядах, служили оберегами для семьи. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком.  Выполняя эту работу, мы познакомились с разнообразием народных кукол и научились изготовлять их своими руками. Разные на свете куклы, разные у них имена, но кукла тряпичная будет актуальна всегда. Мы уверены, что созданные руками человека куклы доставят радость людям и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

Кукла тряпичная – прошлого след,

Мир, доброта и отрада,

Бабушки милой из детства привет

Встрече с тобой я так рада!

Платьица маленький лоскуток,

Глазки глядят не мигая,

На голове золотой завиток,

Кукла моя дорогая.

Дари русским людям простое тепло,

В добре и любви черпай силы,

Живи заграничным игрушкам назло,

Как символ великой России!

Итоговый продукт:

  1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
  2. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»; «Кувадка» с детьми.
  3. Проведен мастер-класс для родителей и детей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».
  4. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями совместно с детьми для выставки.
  5. Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.

Список использованной литературы:

  1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
  2. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г.
  3. Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.
  4. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"

Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....