Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные приключения»
материал (старшая, подготовительная группа)

Лукшина Ксения Эдуардовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ

Программа

дополнительного образования воспитанников

по оригами для детей

старшего дошкольного возраста

«Бумажные приключения»

ВЫПОЛНИЛА:

Лукшина К. Э.

воспитатель

МБДОУ-

детский сад №7

2020 год

г. Агрыз

Оглавление


1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

1.3 Промежуточные результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

2.2 Задачи рабочей программы

2.3 Содержание работы

3. Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки

3.2 Формы и методы организации образовательного процесса

3.3 Организация занятий

3.4 Учебно-тематический план

3.5 Планирование с учетом темы недели

3.5.1 Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет

3.5.2 Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

3.6 Мониторинг освоения деятельности

4. Список литературы

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

     Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

    Занятия в кружке «Бумажные приключения» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги, сотворения настоящих шедевров своими руками. Искусство складывания бумаги много веков назад зародилось в Японии.

     Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию прикладного творчества детей.

     Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

    Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Предназначена для старших дошкольников и ориентирована на детей 5 – 7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей.

     Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность программы

      Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, через привлекательную для детей деятельность, которая способствует гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. В процессе создания фигурки оригами вовлекаются самые разнообразные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата. Оригами не только развивает ребенка, эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что способствует формированию правильной и красивой речи. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

Педагогическая целесообразность: систематические занятия оригами с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, формировать у детей пространственные представления логического мышления, геометрических понятий выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

     В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, прикладном творчестве и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3 Промежуточные результаты освоения программы

5 – 6 лет

Сенсорное развитие:

  • владеет основными эталонами цвета, формы, величины, выделяет пропорциональные особенности объектов;
  • различает и использует в деятельности различные детали, формы.

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
  • создает изделия по схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая бумагу;
  • выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта.

Развитие детского творчества:

  • владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;
  • самостоятельно создает изделия и композиции.

6 – 7 лет

Сенсорное развитие:

  • различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям.

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине;
  • самостоятельно отбирает необходимые для изделия материалы и использует их с учетом композиции;
  • способен создавать различные изделия и композиции по рисунку, словесной инструкции.

Развитие детского творчества:

  • принимает участие в создании коллективных изделий, композиций;
  • реализует собственные замыслы;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств.

К семи годам ребенок:

научится различным приемам работы с бумагой;

будет знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

научится следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

будет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

разовьёт внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

познакомится с искусством оригами;

овладеет навыками культуры труда;

улучшит свои коммуникативные способности и приобретёт навыки работы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

от 5 до 6 лет

       В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельной творческой работе. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления об изготавливаемых ими изделий.

от 6 до 7 лет

       В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки.

      Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

     Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

2.2 Цель, задачи рабочей программы

Цель программы – ознакомить детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Ознакомление детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, создавать по схемам.

Обучение приемам работы с бумагой в технике оригами.

Ознакомление  детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создание композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие творческих способностей фантазии детей. 
Развитие у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развитие пространственных воображений.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Способствование создания игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей.

Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, обучать аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


2.3 Содержание работы

В результате обучения по данной программе дети:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь схемами;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

      Работа по программе строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере познавательного творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов.

3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: загадок, потешек; развитие связной и монологической речи при описании собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи; на занятиях используется прием комментированного творчества; в процессе обыгрывания сюжета и самого творчества ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.

4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; творчество по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; изготовление пригласительных билетов, использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
  • использовать физкультминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и работе на компьютере (с мышкой).

3. Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Программа «Бумажные приключения» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст, с 5 до 7 лет).

Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май.

     Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации проводятся физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

3.2 Формы и методы организации образовательного процесса

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, праздники, конкурсы и другие. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, рассказ, беседа, лекция и т.д.);
  • наглядный ( показ видео материала, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно – иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

3.3 Организация занятий

Занятие проводится во вторую половину дня подгруппой - 10 человек, в 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе -20-25 минут, в подготовительной-25-30 минут. Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24».

Занятие начинается с проведения комплекса пальчиковой гимнастики.

3.4 Учебно-тематический план

1-ый год обучения

Наименование тем

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

теория

практика

Знакомство с оригами

1

25мин.

Беседа, обсуждение

Знакомство с условными знаками и приемами оригами

2

50 мин.

Беседа, обсуждение

Бумага. Учимся складывать

2

50 мин.

Беседа, обсуждение

Базовая форма «Треугольник»

4

1ч.40 мин.

Беседа, выставка, сказка

Базовая форма «Треугольник»

4

1ч.40 мин.

Беседа, выставка, сказка

Базовая форма «Воздушный змей»

4

1ч.40 мин

Беседа, выставка, сказка

Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей»

3

1ч.15 мин

Беседа, выставка, сказка

Базовая форма «Конверт»

3

1ч.15 мин

Обсуждение, выставка

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

1ч.40 мин

Беседа, выставка, сказка

Итоговые занятия

5

2ч. 05 мин

Беседы, обсуждение, выставки

итого

32

13ч. 20 мин

2-ой год обучения

Наименование тем

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

теория

практика

Осенняя ваза

4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

Колоски

              4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

Новогодняя открытка

4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

Снеговик

2

1ч.

Беседы, обсуждение, выставки

День защитников Отечества

4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

Ваза с ромашками

4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

День космонавтики

2

1ч.

Беседы, обсуждение, выставки

Весна

2

1ч.

Беседа, выставка, сказка

9 мая «День Победы»

4

2ч.

Беседы, обсуждение, выставки

итого

32

15ч.

3.5 Планирование с учетом учебно-тематический план

3.5.1. Образовательная деятельность с детьми от 5 до 6 лет

1-ый год обучения

Октябрь

1.Знакомство с оригами.

2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами.

3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать.

Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами».

Задачи: ознакомление с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат.

Каждый очень будет рад

Смастерить такой квадрат.

Он основа для игрушек,

Разных масок, кошек, хрюшек.

Ноябрь

Базовая форма «Треугольник»

1. «Лягушка»

2. «Мышка»

3. «Заяц»

4. «Лиса»

Преобразование базовой формы в разные поделки.

Задачи: развитие навыков выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Обучать украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Славный ротик до ушей –

Хоть завязки к ним пришей.

Сильно выпучены глазки –

То лягушечка из сказки.

Наш ушастый зайка

Ходит, как зазнайка.

Ушки длинные торчат,

Зубки крепкие стучат.

Декабрь

Базовая форма «Треугольник»

1. «Волк»

2. «Медведь»

3. «Петушок»

4. Базовая форма «Книжка» - теремок.

Ожившая сказка «Теремок»

Преобразование базовой формы в разные поделки.

Задачи: совершенствование умения складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз.

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит волк молчком,

Уши серые торчком.

Развивать диалогическую речь.

Развитие эстетического вкуса.

Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка.

А в деревне есть домок –

Прямо терем – теремок

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Может мышка норушка?

Нет!

Ну, лягушка – квакушка?

Нет!

Ну, зайка -попрыгайка?

Нет!

Ну, лисичка сестричка?

Январь

Базовая форма «Воздушный змей»

  1. «Елочка»
  2. « Лиса»,
  3. «Береза»,
  4. «Петушок»

Задачи: Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи.

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей».

В рыжем платьице из ситца раскрасавица лисица.

Хвостик с белым кончиком, краска, что ли, кончилась?

Февраль

Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей»

Сказка «Петушок - золотой гребешок»»

  1. «Домик для петушка»

Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Лиса и петушок».

Задачи: обучение изготавливать новую поделку домик, используя базовую форму «книжка», и «воздушный змей».

Закрепить навыки декоративного украшения готового дома.

Март

Базовая форма «Треугольник»

  1. «Тюльпан»
  2. « Ирис»
  3. « Веточка»
  4. Панно «Цветущие цветы»

Задачи: развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Построить предметную композицию из цветов и листьев.

Вот букет тюльпанов

Красных, без изъянов!

Лепестки расправь,

В вазу их поставь.

Смешной цветок поставлен в вазу

Его не полили ни разу,

Ему не нужно влаги,

Он сделан из бумаги,

А почему такой он важный?

А потому что он бумажный!

Апрель

Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей»

1. «Рыбка»

2. «Лодка»

3. «Пароход»

4. «Лодка под парусом»

Задачи: развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Муравей был очень смел,

С детства он мечту имел –

Моряком стать! Хоть он мал,

Парусник наш оседлал.

Это рыбка золотая

В нашей книжке обитает.

Золотой трепещет хвостик,

Рыбка ждет подружку в гости.

Май

Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей»

Фрагмент сказки «Серая Шейка»

  1. «Уточка»
  2. « Лиса»
  3. «Елки»

Задачи: повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Серая Шейка».

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; обучать работать по линиям.

Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат».

Вот утиная семейка.

С ними – Серея Шейка.

Утки крякают: «Кряк – кряк!

Кто не утка – тот чудак»

3.5.1. Образовательная деятельность с детьми от 6 до 7 лет

2-ой год обучения

Октябрь

Осенняя ваза

  1. «Ваза»
  2. «Фрукты»
  3. «Листики»

Задачи: закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; обучать работать по линиям; использовать базовую форму «воздушный змей».

Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – 
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

Ноябрь

Колоски

  1. «Колоски»
  2. «Цветы»

Задачи: закрепление приемов складывания базовой формы «треугольник».

Создание общей композиции. Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения.

Научить делать заготовки, соединяя детали

используя новую базовую форму «модули».

Вырос в поле колосок
Он и строен и высок!
Созревает жарким летом,
Тёплым солнышком согретый.
В золотой своей рубашке
Прячет зёрнышки в кармашке.
Эти зёрна не простые
Золотые, наливные.
Нам муку они дают,
Из которой хлеб пекут.
Этот хлебный колосок
Дарит сдобный пирожок.
Чтобы сильным, рослым быть,
Надо хлебушек любить.
В хлебном колосе вся сила
Мать - Земля его растила!.

Декабрь

Новогодняя открытка

  1. «Елки»
  2.  «Новогодние шары»

Задачи: изготовление новогодней открытки - многомодульная модель

Продолжать обучать детей складывать квадратный лист бумаги новым способом модули, следуя указаниям; соединять детали в единое целое.

С Новым годом, зайчики.
С Новым годом, белочки.
С Новым годом, мальчики.
С Новым годом, девочки.

Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!

Январь

Снеговик

  1. «Снеговик»
  2. «Метелка»

Задачи: Ознакомление с предметной композицией.

Продолжать обучать складывать квадратный лист «гармошкой» следуя указаниям; соединять детали в единое целое; также

использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат».

Мы слепили снеговик.
Он не мал и не велик.
Носик из морковки.
Вместо глаз - картошки.
Очень милый и смешной. Привели его домой.

Поутру растаял.
Мыть полы заставил. 

Февраль

День защитников Отечества

  1. «Легковой автомобиль»
  2. «Самолет - истребитель»

Задачи: воспитание у детей чувства уважения к защитникам нашей Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное.

Формировать умение детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания поздравительной открытки.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Ах, какие здесь автомобили!

Шины их не из резины.

Не из кожи их сиденья.

Из бумаги все изделия.

Самолетик - истребитель.

Ловко дружно смастерите.

Самолет наш совершенный,

Потому что он военный.

Март

Ваза с ромашками

  1. «Ваза»
  2. «Ромашки»
  3. «Листья»

Задачи: закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета.

Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!

Апрель

День космонавтики

  1. «Космонавт»
  2. «Ракета»

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. «Сестрица Аленушка»
  2. «Братец Иванушка»

Создание сказочной композиции.

Задачи: закрепление умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей»; изготавливать заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

Ну, а песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как бы было скучно,

Если б не было ни песен, ни чудес.

Май

Модульное оригами «Тюльпан»

Изготовление модульного оригами.

Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета.

Гордый вид и строгий стан –
Это солнечный тюльпан.
Он на клумбе поселился,
И весною распустился.

3.6 Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Работа начинается с выявления уровня сформированности сенсорных эталонов, развития мелкой моторики рук, у детей дошкольного возраста на начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.

Сроки проведения педагогической диагностики: октябрь; апрель. Диагностическая карта уровня развития детей,

 результаты работы кружка оригами

(старшая группа)

ФИО ребенка

Складывает лист

Знает

 Умеет резать прямоугольный лист (пополам) квадратный лист (по диагонали

Знает геометри

ческие фигуры, геометрические понятия

Умеет резать ножницами по прямой линии

Умеет следовать по инструкции

Общее количество баллов

Уровень

Диагностическая карта уровня усвоения программы детьми (подготовительная к школе группа)

ФИО ребенка

Складывает лист Знает Умеет резать прямоугольный лист (пополам) квадратный лист (по диагонали

Знает геометрические фигуры, геометрические понятия

Умеет резать ножницами по прямой линии

Умеет следовать инструкции

Общее количество баллов

Уровень


Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. 

Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов) Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов) Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома тематических работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Инсценировка детских художественных произведений.

4.Список литературы

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  4. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  5. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  6. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  7. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

ПРОГРАММА дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами»

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...