Рабочая программа. Конструирование.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – «Конструктивно-модельная деятельность» (далее – Программа) для детей средней группы разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 июля 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Работа в средней группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты. Ребенок сам производит измерение, строит на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_konstruirovanie.docx | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №215 «Детский сад комбинированного вида»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «__» ______ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ №215 _______ Т.А.Чумашвили Приказ №____ от _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по конструктивно-модельной деятелности
для детей 4-5 лет (средняя группа).
Составители:
Крылова Елена Александровна
Кучева Анастасия Алексеевна
Кемерово 2020
Содержание.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы. 4
1.1.2. Интегративные связи по образовательным областям. 6
1.2. Планируемые результаты освоения Программы. 7
2.1. Образовательная деятельность в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Контруктивно модельная деятельность. 9
2.2. Организация предметно-пространственной среды для реализации Программы. 10
2.3. Формы организации конструктивно-модельной деятельности. 10
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы. 10
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 11
III. Организационный раздел. 12
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы. 12
3.2. Конструктивная деятельность в режиме дня. 13
Перспективное комплекно-тематическое планирование работы по конструктивному развитию. 15
Мониторинг конструктивно-модельной деятельности. 22
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – «Конструктивно-модельная деятельность» (далее – Программа) для детей средней группы разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 июля 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Работа в средней группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты. Ребенок сам производит измерение, строит на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
- Цели и задачи реализации Программы.
Цели Программы:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
- Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; воспитание умения работать коллективно.
Задачи Программы:
- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
- Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).
- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.
- Интегративные связи по образовательным областям.
Программа разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только деятельность в группе. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя природный материал (песок, снег, жёлуди, шишки, кору, листья, камешки, траву, солому и др.), а так же другие материалы (бумагу, картонные коробки, палки и т. п.)
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды.
В процессе реализации программы реализуется интеграция задач различных образовательных областей.
Образовательная область | Решаемые задачи |
Физическая культура | Развитие мелкой моторики, цветоразличения и цветовосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве |
Здоровье | Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности |
Чтение художественной литературы | Формирование целостной картины мира, через приобщение к художественному слову |
Художественное творчество | Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование |
Социализация | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали |
Труд | Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской деятельности |
Музыка | Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
Коммуникация | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
- Планируемые результаты освоения Программы.
У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции.
Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментирую с ними).
Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.)
Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.
Развивают творчество, изобретательство.
Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.
Дети управляются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
Учатся пользоваться ножницами, клеем.
Развивается деловое и игровое общение детей.
Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
- Содержательный раздел.
- Образовательная деятельность в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Контруктивно модельная деятельность.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.).
Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и др.). Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала.
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (Построй такой же домик, но высокий).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
- Организация предметно-пространственной среды для реализации Программы.
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: в том числе центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
- Формы организации конструктивно-модельной деятельности.
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Дидактические игры;
- Интегрированная деятельность.
- Способы и направления поддержки детской инициативы.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространств для предъявления детских продуктов:
- легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу;
- конкурсы по тематике конструирования из бумаги, природного материала и др;
- праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов;
- детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Одним из наиболее важных направлений работы ДОО является активное вовлечение родителей в образовательный процесс и связанные с ним формы работы (конкретные дела, проекты и т.д.). Родители могут помочь провести наблюдения за деятельностью детей, творческий потенциал семей (бабушек, дедушек, братьев и сестёр) также может быть использован в образовательном процессе.
- Организационный раздел.
- Материально-техническое обеспечение Программы.
Центр конструирования:
Дидактические игры, пазлы, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.
Деревянный напольный конструктор. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей).
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Конструкторы из серии «Лего» («Город», «Железная дорога»).
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно – дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Демонстрационный материал;
- Плакаты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Открытки для рассматривания.
Учебно-методическое оснащение программы «Конструктивно-модельная деятельность»
- Карпухина Н.А. Реализация образовательной деятельности. Средний возраст (4-5 лет). Художественно-эстетическое развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 320с.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80с.
- Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
- Конструктивная деятельность в режиме дня.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приѐм детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.).
Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в две недели во вторую половину дня.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут – средняя группа. Общее количество в год – 18.
Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.
Для реализации самостоятельной деятельности предусмотрены центры конструирования.
Список литературы.
- Карпухина Н.А. Реализация образовательной деятельности. Средний возраст (4-5 лет). Художественно-эстетическое развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 320с.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э,М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
Приложение №1
Перспективное комплекно-тематическое планирование работы по конструктивному развитию.
Время проведения | Обобщающая тема | № занятия | Тема занятия | Опорные слова | Задачи | Средства обучения | |
1 | сентябрь | «Загородки и заборы» | 1 | Работа с иллюстрацией «Дверь в формандию» [2, c.13] | куб кирпичик брусок узорчатый резной | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур и геометрических фигур; закреплять представления об основных деталях и деталях конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Строительный материал на каждого ребенка. 2-3 готовых образца построек забора. Бумажные плоскостные модели разной формы (треугольник, круг, полукруг, прямоугольник, квадрат). Мелкие игрушки для обыгрывания постройки. |
2 | Работа с иллюстрациями «Идем в гости» [2, c.14] | ||||||
3 | Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой» [2, c.19] | ||||||
4 | Строительство загородок. [2, c.19] | ||||||
2 | октябрь | «Домики, сарайчики» | 1 | Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек» [2, c.21] | длинная, короткая, тонкая, толстая пластина; перекладина, столбик, кирпичик, впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа. | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Строительные наборы на каждого ребенка. Мелкие игрушки для обыгрывания постройки. Дополнительный материал для украшения постройки: цветы, деревья. |
2 | Работа с иллюстрациями. [2, c.26] | ||||||
3 | Игра «Конструирование зоопарка» [2, c.27] | ||||||
4 | Игра «Перестрой ворота» [2, c.27] | ||||||
5 | Игра «Угадай, где я» [2, c.27] | ||||||
3 | ноябрь | «Терема» | 1 | Работа с иллюстрациями «Зверюшки и фигуры» [2, c.28] | овал, перекрытие, надстройка. | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обощать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Строительный материал на каждого ребенка; плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные). Мелкие игрушки для обыгрывания постройки. |
2 | Работа с иллюстрациями. [2, c.31] | ||||||
3 | Строительство теремов для сказочных героев. [2, c.31] | ||||||
4 | Работа с иллюстрациями «Бусы и флажки». [2, c.32] | ||||||
4 | декабрь | 1 | Работа с иллюстрациями «Геометрические фигуры». [2, c.32] | ||||
«Лесной детский сад» | 2 | Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры» [2, c.34] | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предметы. | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Строительные наборы по выбору детей, листы картона разной формы и размера для обстраивания (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), мелкие игрушки для обыгрывания постройки. | ||
3 | Строительство внутренних помещений. [2, c.35] | ||||||
4 | Игра «Что бывает…». [2, c.35] | ||||||
5 | январь | «Грузовые автомобили » | 1 | Работа с иллюстрациями. [2, c.37] | Цилиндр, Пластины (длинные, короткие, узкие, широкие, толстые, тонкие) | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с буксиром); уточнять представления детей и геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. | Строительные наборы на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания постройки. |
2 | Работа с иллюстрациями 2. [2, c.37] | ||||||
3 | Работа с иллюстрациями 3. [2, c.41] | ||||||
4 | Игра «Выкладывание изображений из геометрических фигур» [2, c.41] | ||||||
6 | февраль | «Мост для машин» | 1 | Работа с иллюстрацией. [2, c.45] | Опора, перекрытие, спуск. Слева, справа, сверху, снизу. | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. | Строительные наборы на каждого ребенка, маленькие машины для обыгрывания постройки. |
2 | Работа с иллюстрацией. [2, c.46] | ||||||
3 | Работа с иллюстрацией [2, c.46] | ||||||
4 | Игра «Коврик». [2, c.49] | ||||||
7 | март | 1 | Игра «Превращения фигур». [2, c.49] | ||||
«Корабли» | 2 | Игра «Выложи пол плитками». [2, c.50] | угол центр схема палуба, днище, корма, нос. | Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Строительные наборы на каждого ребенка, дополнительные детали и материалы для обыгрывания постройки (мачты, флажки и т.д.), мелкие игрушки. | ||
3 | Игра «Придумай и построй». [2, c.50] | ||||||
4 | Работа с иллюстрациями. [2, c.50] | ||||||
8 | апрель | 1 | Строительство корабликов. [2, c.51] | ||||
«Самолеты» | 2 | Работа с иллюстрациями «Вертолет», «Самолет». [2, c.52] | Контур, салон, кабина, крылья, шасси. | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению; у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы. | Строительные наборы на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания постройки. | ||
3 | Работа с иллюстрациями. [2, c.53] | ||||||
4 | Игра «Аэропорт». [2, c.53] | ||||||
5 | Игра «Строительство». [2, c.55] | ||||||
9 | май | 1 | Сооружение самолетов. [2, c.55] | ||||
Задания на закрепление | 2 | Игра «Строительные детали». [2, c.58] | |||||
3 | Работа с иллюстрацией «Постройки». [2, c.62] | ||||||
4 | Работа с иллюстрациями. [2, c.64] |
Приложение №2
Мониторинг конструктивно-модельной деятельности.
Группа | 20___-20___ учебный год | ||||||||||||
Воспитатели | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: не сформирован (Н), находится в стадии формирования (Ф), сформирован (С) |
Критерии оценки:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справился с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
НЕ сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Домик для сказочных героев»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев - один дом для колобка, другой дом для медвежонка (он живет на первом этаже ) и для Лисички (она живет на втором этаже этого дома).
Диагностическое задание: «Построй постройку по схеме»
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки?
Какая деталь поставлена на основании?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки и выполнить постройку по схеме.
Диагностическое задание: «Строим мост для машин»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки, машинки.
Вопросы: выделить основные части объекта, показать и назвать каждую часть моста, определить признаки и назначение.
Задание: ребенку предлагается построить мост, по которому могла бы проехать машина в двух направлениях.
Диагностическое задание: «Домик для сказочных героев»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для колобка, другой дом для медвежонка (он живет на первом этаже ) и для Лисички (она живет на втором этаже этого дома).
Диагностическое задание: «Построй постройку по схеме»
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки?
Какая деталь поставлена на основании?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки и выполнить постройку по схеме.
Критерии оценки:
Диагностическое задание: «Строим мост для машин»
Материал: набор строительного конструктора, игрушки, машинки.
Вопросы: выделить основные части объекта, показать и назвать каждую часть моста, определить признаки и назначение.
Задание: ребенку предлагается построить мост, по которому могла бы проехать машина в двух направлениях.
Дидактическое задание: «Сложи лист бумаги разными способами»
Материал: два квадрата, два прямоугольника.
Задание: ребенку предлагается сложить лист бумаги (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«КОНСТРУИРОВАНИЕ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУП...
Рабочая программа " Конструирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Конструирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа " Конструирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Конструирование для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа: Конструирование из бумаги и бросового материала для детей средней группы.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельност...
Рабочая программа Конструирование 5-6 лет 2022 г.
Рабочая программа Конструирование 5-6 лет 2022 г....