Статья Роль игры при обучении дошкольников. Конструирование
статья по конструированию, ручному труду

Дементьева Галина Ивановна

Статья Роль игры при обучении дошкольников. Конструирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры при обучении дошкольников. Конструирование

         В современных условиях особенно актуальной является проблема эффективного включения личности в структуру общества. Это процесс называется социализацией личности и является основой определения места человека в обществе.

         Основные умения и навыки, позволяющие справляться в различными жизненными и творческими задачами, закладываются с самого раннего возраста. И дошкольный период здесь играет очень важную роль.

         Конструктивная деятельность является той основой, на которой происходит формирование и развитие значительного числа умений и навыков детей. Также она позволяет получить и усвоить знания о цветах, формах, физических свойствах предметов, развивает творческое воображение, мышление, умение ориентироваться в пространстве и многое другое.

         В исследованиях выдающихся педагогов В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой и др. подчеркивается важное значение конструктивной деятельности для развития детей дошкольного возраста.

         Данная деятельность представляет собой постройку или создании объектов различной формы и размера, которые могут быть использованы детьми в дальнейшей игре.

         В конструктивной деятельности используются различные материалы: строительные материалы (кубики, бруски разной формы и размера из дерева и пластмассы), специальные конструкторы (Лего и др.), а также различные природные материалы (песок, снег, камешки, веточки, шишки и др.). Ведущей формой организации конструктивной деятельности является игра.

         Детям очень нравиться играть в строителей, возводить постройки и крепости из различных материалов, в том числе и природных. Они с удовольствием строят снежные горки и крепости, играют в снежки, используют для строительства песок, камни и другие имеющиеся в наличии материалы, при этом они договариваются между собой о формах и методах совместной работы и конечной ее цели. Такая игровая деятельность способствует развитию коммуникативных качеств, формированию у детей целостной картины мира, приобщению детей к трудовой и взрослой деятельности, выступает фактором социализации личности в современных условиях. Л. А. Парамонова подчеркивает, что строительно-конструктивные игры нравятся детям независимо от пола. И мальчики, и девочки очень любят строить объекты из кубиков, из песка, иногда возводят подобие городов с домами и дорогами, тоннелями и прочими объектами инфраструктуры. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, способности планировать свою деятельность, снимает напряжение, дает выход творческим эмоциям.

         Конструктивные игры направлены на создание определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, полностью соответствующей интересам ребенка. В дошкольном воспитании строительно-конструктивные игры выступают как средство всестороннего развития ребенка. Они способствуют его умственному и нравственному развитию, развитию речи, служат основой трудового и эстетического воспитания, способствуют физическому развитию и подготовке к школе.

         Систематическое проведение конструктивных игр с детьми дошкольного возраста играет важную роль в их социализации в обществе. Эти игры способствуют формированию мотивации к обучению, показывают, что цель данной игры не только в создании какого-то объекта, но и в приобретении знаний и умений. Данный познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, направлять их на решение стоящих перед ребенком творческих, социальных или учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний и социализации в обществе.

         Конструктивные игры широко используются в практике работы дошкольных учреждений. Для их проведения используют различные строительные материалы, детали, бумага, картон, природные материалы. Конструктивные игры со строительным материалом проводятся с самого раннего возраста, когда дети начинают играть с кубиками, строить из них простейшие башенки, стенки и т. п. По мере взросления постепенно расширяется объем и формы строительного материала. Появляются конструкторы, состоящие из более мелких деталей, оснащенные образцами моделей для построения. В данной игре ребенок учится планировать свою деятельность, создавать объект по образцу, осваивать опыт других людей.

         Конструктивные игры из бумаги и дополнительных материалов используются при организации деятельности детей начиная со средней группы. Дети осваивают умения создать из бумаги или тонкого картона объемную фигуру. Такие игры включают поделки игрушек с использованием различных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, поролона и т. п. Такие игры значительно сложнее, чем строительство из кубиков и способствуют развитию мелкой моторики и различных трудовых навыков детей.

         Конструктивные игры с природным материалом включают в себя создание поделок из шишек, веточек, сухих листочков, желудей и т. п. Особенностью создания таких поделок является то, что дети учатся комбинировать материалы естественной формы, сочетать их между собой, чтобы получить задуманную фигуру. Такие игры развивают воображение, творческое мышление детей, учат планировать свою деятельность, объяснять задуманное, что также является важным для успешной социализации. Выразительность и похожесть создаваемого образа получается в результате умения выявить в природном материале сходство с настоящими предметами или сказочными героями и усилить это сходство дополнительной обработкой.

         Особенностью конструктивных игр является их направленность на созидание. В данной деятельности проявляются такие особенности личности как желание сделать что-то своими руками, сделать что-то полезное, что также является показателем успешной социализации в будущем. Но ошибкой будет считать, что строительно-конструктивные игры сами по себе будут развивать ребенка.

         В заключение следует отметить, что конструктивные игры оказывают наиболее значительное влияние на успешность социализации личности в современных условиях. Это обусловлено тем, что данные игры позволяют развивать такие качества личности как умение брать на себя ответственность, договариваться, выполнять определенную часть совместной работы, объяснять свой замысел, отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению товарища по игре.

         Данные навыки общения будут необходимы ребенку в любой сфере деятельности, и их наличие способствует более эффективной социализации ребенка.


Литература

  1. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 192 с.
  2. Лиштван З. В. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 2017.
  3. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 2019. — 126 с.
  4. Флерина Е. А. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» Учпедгиз. Москва, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при обучении дошкольников английскому языку. Игры с мячом.

Игра в процессе изучения английского языка дошкольниками вызывает у ребят желание изучать язык других стран, воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованно...

Консультация для родителей на тему: «Роль игры в обучении дошкольника»

В педагогической науке существует множество методов воспитания, и среди них не последнее место занимает - игра. Более того, в последние несколько десятилетий в педагогической науке появилось целое нап...

Роль игры в обучении дошкольников по хореографии

Подготовила - педагог дополнительного образования, заслуженный работник культуры Майорова М.М....

Статья "Роль игры в жизни дошкольника"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. СухомлинскийДошкольный возраст — этап психического развити...

Статья «Роль игры в жизни дошкольников»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский...

Статья "Роль игры в жизни дошкольника"

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего — и легче всего в игре, игрой. А...

Статья "Роль игры в обучении детей математике."

                                 Роль игры в обучении детей  математике....