Консультация для родителей на тему: «Роль игры в обучении дошкольника»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Михайлова Ирина Павловна

В педагогической науке существует множество методов воспитания, и среди них не последнее место занимает - игра. Более того, в последние несколько десятилетий в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Причиной тому является созвучность игры самой природе ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_igry.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

          Консультация для родителей на тему:

«Роль игры в обучении дошкольника»

Подготовила: Михайлова И.П.,

воспитатель

 

«Роль игры в обучении дошкольника»

В педагогической науке существует множество методов воспитания, и среди них не последнее место занимает - игра. Более того, в последние несколько десятилетий в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Причиной тому является созвучность игры самой природе ребёнка. С раннего возраста дети уделяют огромное внимание игре; она для них – сама жизнь во всех её проявлениях, целый мир, неизвестный и неизведанный, но бесконечно интересный и манящий. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», – говорил А. М. Горький, а Н.П. Аникеева писала, что вне игры нет воспитания. Именно поэтому так важно изучать игру, её природу, функции и особенности - чтобы лучше изучить и понять самих себя. 

Анализируя теоретические основы игровой деятельности, следует отметить, что одну из первых классификаций детских игр предложил П. Ф. Лесгафт, выделявший подвижнее игры, игры с правилами и имитационные игры. К. Гросс все игры рассматривал в виде двух больших групп: индивидуальные игры и социальные. Первая группа выделяется на основе внутреннего импульса к игре, связанного с развитием сил организма. В эту группу входят четыре подгруппы игр: игры, развивающие органы движения; игры, развивающие органы чувств; игры с предметами, где выделяются игры дедуктивные и конструктивные; игры, развивающие высшие психические силы. Вторая группа – социальные игры, делятся К. Гроссом на четыре подгруппы: игры в борьбу, игры в любовь, игры – подражания и собственно социальные игры).

 Игра - не только ведущая деятельность, но и неотъемлемая часть жизни ребёнка. Она помогает ему социализироваться, выполняет коммуникативную, эмоциогенную, терапевтическую, развлекательную функции.

Игровая деятельность способствует становлению личности ребёнка и его всестороннему развитию; в игре дети отражают и познают окружающую действительность, а также учатся общаться, анализировать, действовать, жить в обществе. Досуговая деятельность, как и игровая, также оказывает большое влияние на развитие личности, причём игровая деятельность может выступать в качестве досуговой.

Игра – это единственный естественный труд ребенка, деятельность, за которую он берется без всякого принуждения или внешнего воздействия, а просто потому, что это – его потребность, неотъемлемая часть жизни, её смысл. В игре дети не только отражают и познают окружающую действительность, но учатся жить. Дети выстраивают свою игровую деятельность по модели трудовой и общественной деятельности взрослых, воспроизводят их взаимоотношения на работе и в быту. В игре у детей вырабатываются качества будущего гражданина, формируются первичные представления о его общественном и трудовом долге, обязанностях, морали и общественных ценностях.

В игре ребенка можно научить чему-то познавательному, полезному. Так, например, в ходе наблюдения за дошкольниками было выявлено, что они очень любят играть в такие игры, как «Дом», «Дочки – матери», «В гостях». Родители, помогая ребёнку организовать игры, могут направить их сюжеты на усвоение детьми определенных правил, норм поведения, ценностей, например, правил поведения в семье, обязанностей родителей и детей, определённых форм отношений с окружающими.

Исследования РИ. Жуковской, В.П. Залогиной, Д.В. Мен-джерицкой и многих других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.

Как считают Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва, можно выделить две позиции в понимании природы, содержания и роли игры. Согласно первой позиции, игра - это инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (А. Фрейд, 3.Фрейд, В. Штерни др.). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае является формой защитного поведения. 

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 

Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, обогащает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 

Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 

Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 

Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено. 

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. 

Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 

Таким образом, на протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предме-тами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни - отображение простейших бытовых сюжетов. Безусловно, необходимо отбросить бытующее сейчас навязывание детям формальных приемов и навыков игры, догматическую диктовку ее темы и условий, распределение ролей, о чем и говорится в ФГОС. Необходимо понимание игры как исторически сложившейся центральной стратегии развития сознания и личности ребёнка и перестройка условий ее организации в детском саду. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но и происходит развитие инициативы и творчества дошкольников, а значит и процесс социализации.

Таким образом, безусловно, влияние игровой деятельности на социализацию детей школьного возраста велико и с внедрением ФГОС приобретает всё более важное и многоплановое значение.

Библиографический список

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – М. – С. 58 – 61.
  2. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С. 2 – 7.
  3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. - М.: Просвещение, 2008. – 214 с.
  4. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 2007. - 53c.
  5. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Роль книги в жизни дошкольника»

Целевая аудитория:родители, воспитателиКонсультация для родителей на тему «Роль книги в жизни дошкольника»...

Консультация для родителей на тему: «Роль игры в развитии дошкольников»

Данная консультация содержит полезную информацию для родителей....

Консультация для родителей на тему «Роль спорта в жизни дошкольника.»

Консультация для родителей на тему  «Роль спорта в жизни дошкольника.»...

Консультация для родителей на тему «Роль книги в воспитании дошкольников». Средняя группа

Консультация для родителей на тему «Роль книги в воспитании дошкольников». Средняя группа...

Консультация для родителей на тему «Роль книги в воспитании дошкольников». Средняя группа

Консультация для родителей на тему «Роль книги в воспитании дошкольников». Средняя группа...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в обучении поведения правилам безопасного поведения на улице»

Консультация для родителей на тему:«Роль семьи в обучении поведения правилам безопасного поведения на улице» Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопас...